Проблема Каспия


Гео­политические и геоэкономические сдвиги, происходящие после рас­пада огромного единого географического пространства СССР, при­водят к формированию новых региональных, как сегодня принято говорить, конфигураций.

Основу таких региональных объедине­ний составляют, прежде всего, географические факторы: располо­жение стран в одной географической зоне с примерно одинако­выми климатическими условиями и биоресурсами, а также выход к общим "открытым зонам" — Черному, Каспийскому и Балтий­скому морям.

Именно исходя из этих факторов, учитывающих гео­графическую близость и возможность совместного экономического сотрудничества и освоения природного потенциала, страны указан­ных регионов формируют региональные организации: Черноморское экономическое сотрудничество (ЧЭС) (сформировано в 1992 г.), ко­торое объединяет 11 государств Черноморья, Закавказья и Балкан (Азербайджан, Албанию, Армению, Болгарию, Грецию, Грузию, Молдавию, Россию, Румынию, Турцию и Украину), Совет госу­дарств Балтийского моря (создан в 1992 г.), в него входят Гер­мания, Дания, Латвия, Литва, Норвегия, Польша, Россия, Фин­ляндия, Швеция, Эстония, а также Европейская Комиссия (испол­нительный орган Европейского Союза), Организация субрегиональ­ного сотрудничества государств Балтийского моря (ОССГБМ) — не­правительственная организация стран Балтийского моря, основан­ная на конференции в г. Ставангере (Норвегия) в октябре 1993 г.

В работе организации принимают участие представители облас­тей, земель, губерний и городов федерального значения, распо­ложенных на берегу Балтийского моря. В настоящее время в ОССГБМ нет фиксированного членства, и она открыта для участия всем 163 регионам стран Балтийского моря.

Тенденции регионального сотрудничества в значительной сте­пени проявляются и на территории бывших Среднеазиатских и За­кавказских республик СССР, а сегодня независимых государств — Казахстана, Кыргызстана, Туркменистана, Таджикистана, Узбеки­стана, Грузии, Армении, Азербайджана, а также ряда сопредельных с ними государств — Турции, Ирана, Афганистана, Китая. Все эти страны в той или иной конфигурации, прямо или косвенно, связаны между собой межгосударственными и неофициальными отношениями определенного характера.

Во-первых, все они вхо­дят в региональные экономические блоки или политические объ­единения. Во-вторых, некоторые из этих стран претендуют на роль регионального лидера в центральноазиатском и закавказском ре­гионах.

Сегодня все старые географические названия "Закавказье", "Центральная Азия" приобретают новый смысл, так как на рас­павшемся геополитическом пространстве бывшего СССР образова­лось несколько самостоятельных зон, субрегионов, которые имеют свое место и играют определенную роль в мирохозяйственных свя­зях, в мировой политике."Центральноазиатский", "закавказский" регионы — в большей степени политические определения, нежели географические назва­ния. Так, при вхождении бывших советских республик — Таджик­ской, Казахской, Туркменской, Узбекской, Киргизской — в СССР все они именовались республиками Средней Азии. После обрете­ния ими независимости и государственности большая часть по­литиков, экспертов, политологов стали причислять их к странам центральноазиатского региона.




Скачать