Итальянский футуризм


Даже ни разу не побывавшему в Италии человеку известно, что в Риме есть полуразрушенный Колизей, в Неаполе поют очень красивые песни, в галереях висят работы самых знаменитых художников эпохи Ренессанса, Пизанская башня падает, а Венеция – самый прекрасный и необычный город мира. Этот набор элементарных туристических штампов показывает, насколько развита художественная культура в этой стране. Но 100 лет назад именно в Италии прозвучал призыв затопить Венецию, разрушить соборы и музеи.

В 1909 г. Филиппо Томмазо Маринетти (22.12.1876, Александрия, Египет, ‒ 2.12.1944, Белладжо) опубликовал в «Фигаро» свой «Манифест Футуризма», в котором он заявил о необходимости отрицания всей предыдущей культуры. «У нас нет жизни, а есть только одни воспоминания о более славном прошлом… Мы живем в великолепном саркофаге, в котором плотно привинчена крышка, чтобы не проник свежий воздух», – писал Маринетти. Кроме того, он отрицал не только художественные, но и этические ценности прошлого: жалость, уважение, любовь... А очищение мира от «рухляди» футуристы видели в войнах и революциях. «Война – единственная гигиена мира» – провозглашал Марирнетти.

Тем не менее, футуризм ( от лат. Futurum – будущее) как направление в изобразительном искусстве стал одним из наиболее ярких во множестве других направлений начала ХХ века, он стал толчком для возникновения новых форм фивописи, скульптуры, рисунка. ХХ век вообще как ни какой другой богат на различные направления и манифесты.

Семена бунта, заложенные в призыве Маринетти, пали на благодатную почву.Футуристы – его друзья и единомышленники - уповали на скорость, агрессию, бесстрашие, опасность и не сомневались, что гоночная машина прекраснее, чем Ника Самофракийская. Они объявили, что искусство минувших эпох не что иное, как насилие и несправедливость. И это в стране, где созданы исполненные жертвенности, страдания, милосердия произведения , такие как «Сикстинская мадонна», «Пьета», «Тайная вечеря»!

А, может быть, именно поэтому «Искусство будущего» возникло именно в Италии, где музейный воздух как бы остановился и не давал дышать молодым радикальным художникам. Они «хотели перемен». Больше всего футуристы были увлечены передачей скорости в урбанистической среде. Отрицая все классические законы живописи, они изображали город, населенный машинами и мотоциклами, дома, пронзенные потоками машин; соперничая с кинематографом, делали своеобразные покадровые композиции. С точки зрения современного человека скорость всех «авто» была очень невелика, но после неспешных конных экипажей и она пьянила молодых реформаторов. К началу 20-х годов футуризм исчерпал свои творческие возможности, но творчество итальянских художников - футуристов стало неотъемлемой и полноправной частью культуры не только Италии, но и мира.

Консервативный обыватель начала ХХ века не принял «нового искусства» в
чистом виде, но многие футуристические идеи были реализованы в проектах
современных архитекторов и дизайнеров. Так, например, футуристическая
мебель иногда появляется на выставках и приковывает к себе изумленные
взгляды, а оформленные в стиле футуризма кухни на заказ, сделанные в
единичных экземплярах, иногда можно встретить в домах богатейших людей
мира.




Скачать