Подготовка будущих учителей физики к творческой работе (опыт Беларуси)


Реформа школы ставит перед вузами, ведущими подготовку учителей, ряд вопросов, в числе которых следующие: из кого и как готовить учителей для сегодняшней школы и школы будущего? Можно ли в стенах вуза научить формам и методам творческой работы?

Вопросы реорганизации системы образования широко обсуждаются в Беларуси. Но уже понятно, что любая принятая концепция потребует большого числа учителей, не только обученных работе по традиционной методике, но и способных к самостоятельному творческому поиску, желающих и умеющих сделать обучение интересным и занимательным для школьников. В нынешней школе работает много учителей-новаторов.

Однако используемые ими нетрадиционные творческие методы работы, как правило, являются результатом их личных поисков и опыта. Реформа школы ставит перед вузами, ведущими подготовку учителей, ряд вопросов, в числе которых следующие:

  • из кого и как готовить учителей для сегодняшней школы и школы будущего? 
  • можно ли в стенах вуза научить формам и методам творческой работы?

На первый вопрос помогает найти ответ система довузовской подготовки абитуриентов. Занятия на спецсеминаре по физике с учащимися 10-11 классов физико-математического профиля в СШ № 56 г. Гомеля и со слушателями вечерних подготовительных курсов проводятся в такой форме, чтобы проявились способности абитуриентов к тому или иному виду деятельности. С абитуриентами проводятся индивидуальные беседы с целью оптимального выбора ими вуза, факультета и специальности для будущей учебы. Для них организуются профориентационные экскурсии в лаборатории и встречи с преподавателями и сотрудниками кафедр физического факультета Гомельского госуниверситета.

Корректировка сделанного выбора может быть сделана во время обучения студентов на первых курсах за счет переводов из производственного потока в педагогический или наоборот.

Первоначальную методическую подготовку студенты педагогического потока получают в течение первых двух лет учебы на физическом факультете. Практические занятия по общеобразовательным курсам физики для студентов педагогического потока проводятся с обязательным выделением методической стороны в решении задач, то есть еще до начала предусмотренных учебным планом занятий по методике преподавания физики. Далее студенты получают методическую подготовку в ходе изучения традиционных курсов, посвященных изучению содержания школьных учебников, методики и техники демонстрационного эксперимента, организации физпрактикума и методики проведения занятий в нем, методики решения задач и т.д. Но каждому человеку, имеющему хоть какой-то опыт преподавания, известно, что между теоретическим знанием методики и практическим умением работать в классе — дистанция огромного размера. Подчас на ее преодоление уходит не один год. Именно эта проблема принималась во внимание при включении в учебный план подготовки учителей на кафедре оптики цикла деловых игр. С учетом специализации кафедры в этот цикл включены деловые игры, охватывающие разделы школьного курса физики от электростатики до квантовой физики. Аудиторные занятия состоят из двух частей: урока и его анализа.

Урок проводится одним из студентов; при этом остальные студенты группы играют роль учеников. По усмотрению преподавателя, организующего занятия, одному из студентов может поручаться роль методиста. В ходе деловых игр студент-учитель приобретает навыки поведения в классе, отрабатывает методические приемы преподавания. Студенты, играющие роль учеников, учатся прогнозировать вопросы школьников и их поведение, что является одной из наиболее сложных проблем для начинающих учителей. Приобретаемые при этом навыки позволяют в дальнейшей практической работе устанавливать обратную связь с классом. Это умение не может быть приобретено в ходе теоретического изучения методики преподавания.

Анализ проведенного урока начинает студент-методист. Студенты группы дополняют анализ, проводя его с двух разных позиций: методиста и учеников. Опыт ведения диалога, анализа, дискуссии важен не только с профессиональной точки зрения, но и в повседневном общении. Занятие завершает преподаватель, подводя итог дискуссии, формулируя индивидуальные рекомендации студентам и определяя задание к следующему занятию. Важным этапом деловых игр является подготовка урока. В ходе анализа проведенного урока преподаватель физики имеет возможность научить студентов рациональным приемам работы с литературой, планирования учебного материала, составления и использования плана-конспекта урока.

В дополнение к деловым играм по разделам физики, входящим в школьную программу, на кафедре оптики Гомельского университета введен спецкурс «Внеурочная работа по физике в средней школе». В ходе занятий студенты выполняют различные творческие задания. Так, например, им предлагается сочинить физическую сказку и инсценировать ее, придумать и нарисовать занимательные иллюстрации, создать коллективную картину, в которой изображены ситуации из окружающей жизни, связанные с определенными физическими явлениями, подготовить и провести «фейерверк физических опытов» и т. д. При этом студенты могут выбирать из предложенных те задания, которые кажутся им посильными и наиболее интересными. После выполнения заданий, сформулированных преподавателем, студенты часто придумывают свои оригинальные формы работы. Найденные в ходе таких занятий нетрадиционные методы активно переносятся студентами в их практическую деятельность и применяются не только во внеурочных мероприятиях, но и непосредственно на уроках. Четырехлетний опыт проведения таких занятий дал нам ответ на вопрос о том, можно ли научить работать творчески. Отрадно отметить, что неформальный подход к преподаванию становится потребностью у выпускников кафедры, которые затем вовлекают в творческий поиск и своих учеников.

Приятно отметить, что кафедрой оптики подготовлено немало учителей, сумевших уже в первые годы работы добиться по-настоящему творческих успехов и заслуживших признание учеников и коллег.




Скачать