«Влияние новых технологий на детскую лексику»


Алматинская область

Илиский район

Тема научно- исследовательского проекта:

«Влияние новых технологий на детскую лексику»

Исполнитель: Галимуллин Д.Г

4 «Б» класс

                                                 Руководитель: Галимуллина  М.М

                                                             учитель русского языка и литературы

                                                        Направление:языкознание

с.Екпенды

2009-2010 уч. год

Оглавление

 

  1. Введение  - 4 стр.
  2. Основная часть –5  стр.

II.1.   Слово в жизни человека – 5 стр.

II.2.   Новые явления- новые слова – 5 стр.

II.3.   Новые технологии и ученик – 6 стр.

  1. Заключение -  12 стр.

Отзыв – 14 стр.

Литература – 15 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аннотация

В данном проекте рассмотрено влияние слов, используемых в языке для обозначения новых понятии на детскую лексику, с опорой на выдвинутые автором гипотезы.

Бұл  ғылыми жобада сөздік қорымыздағы қолданыста жүрген сөздердің жаңа түсініктерді қалыптастырудағы орны туралы сөз қозғалады. Автордың ұсынып тұрған ғылыми болжамының бала лексикасын дамытудағы жолдары қарастырылған.

 

  1. Введение

 

Тема научно - исследовательского проекта: «Влияние новых технологий на детскую лексику».

Предметом нашего исследования являются слова, возникшие в результате развития новых технологий в сознание у рядовых носителей русского языка - учащихся среднего звена общеобразовательной школы с. Екпенды.

Гипотезы:

  1. Лексические значения исследуемых слов, возникших в результате развития новых технологий не понятны учащимся среднего звена нашей школы
  2. Знание лексического значения слова не мешает ребенку отнести слово в разряд новых, опираясь лишь на слуховое  восприятие.
  3. Учащиеся среднего звена нашей школы хотят, чтобы в русском языке были аналогичные названия для обозначения новых понятий, соответствующие нормам русского языка
  4. Заимствованные из других языков слова, используемые для  обозначения новых понятий, вызывают у учащихся трудности при определении их грамматических значений.

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть каждую из поставленных гипотез
  2. В ходе исследования доказать или опровергнуть каждую из гипотез
  3. Выяснить какое влияние имеют новые технологии на детскую лексику

Цель исследования:

Выяснить в ходе научно-исследовательской работы, какое влияние имеют слова, возникающие с развитием технологии на детскую лексику.

Методы исследования:

Опрос, анализ, сравнение, наблюдение

 

 

Основная часть

ІІ.1.  Слово  в жизни человека

Задумывались ли вы над тем, что означает ваше имя? Или новое для вас слово? Название? Почему названа вещь так, а не иначе? Именно, почему? Что таится в значении самого слова?

Раскрыть значение слова, найти связь с окружающим миром - это стремление всегда живо в человеке, живо в народе. Потому что, слово отражает жизнь общества и в свою очередь само обусловлено жизнью общества. Есть особые ключевые слова каждой эпохи. Их рождение определено значительными событиями, характерными для того или иного времени.

Жизнь народов не протекает изолированно. Контакты на любом - жизненном уровне - торговли, дипломатическом, культурном, просто добрососедском фиксируется в словах.

ІІ.2.  Новые явления - новые слова.

Находясь в постоянном движении, язык непрерывно развивается, совершенствуется, имея свое настоящее, прошлое и будущее. Обогащение словаря – один из важнейших факторов развития языка, свидетельство его динамического характера. Лексика языка находится в состоянии непрерывного изменения в соответствии с языковыми законами. С развитием общества появляются новые предметы, явления, они запечатлеваются в новых словах и новых значениях

Неологизмы - (греч neos«новый» и logos- «слово») слова, созданные для обозначения новых предметов, признаков, действий.

 Существуют разные пути, обеспечивающие появление неологизмов.

 В последнее время широко используется процесс заимствования слов  из каких - нибудь других языков. Процесс заимствования в этом случае осуществляется  не с целью появления новых слов для русской действительности реалий, а с целью более рационального выражения тех или иных уже известных понятий, то есть, связан с законом экономии.

Путь заимствования иностранных слов имеет преимущества в плане экономии, но этот путь чреват тем, что такой язык может, в конце концов, стать для его носителей полуродным и полупонятным, так как постоянно будут встречаться слова, значение которых можно определить только по специальным словарям, да и то не всегда. Другими словами, такой путь - это путь вырождения языка, поскольку его коммуникативная функция, как и мыслеформирующая функция, будут слабеть с каждым годом.

ІІ.3.  Новые технологии и ученик

Проблема возникновения и употребления новых слов всегда интересовала лингвистов, особенно в нашу эпоху, эпоху кризиса экономики, отличительной чертой которой стала раскрепощённость языка, и как следствие - обилие всевозможных новообразований.

В данной работе для исследования мы взяли 16 (шестнадцать) неологизмов, возникших в языке в результате развития новых технологий. Это такие слова, как: интернет, ноутбук, принтер, вирус, сайт, сканер, факсимильная связь, манипулятор - мышь, ксерокс, компакт - диск, игровая приставка, сотовый телефон, клавиатура, дискета, USBфлэш - накопитель, игровой картридж.

Все эти слова вошли в лексический состав русского языка сравнительно недавно, но мы их повсеместно слышим и употребляем в речи.

Для того чтобы выявить имеют ли какое - то влияние на детскую лексику эти слова, возникшие в результате развития новых технологий, мы выдвинули ряд гипотез (см. Введение), которые в ходе проведения исследовательской работы были доказаны и опровергнуты.

Но сначала приведем научное определение данных слов.

Интернет -глобальная телекоммуникационная сеть информационных и вычислительных ресурсов. Служит физической основой для Всемирной паутины.

Факсимильная связь -  телекоммуникационная технология передачи изображений электрическими сигналами.

Ноутбук – портативный переносной компьютер массой не менее 4-х килограмм.

Принтер –устройство для вывода текста и изображений  с вашего компьютера на печать.

Вирус – вредоносная программа, которая, как правило, поражает, или нарушает работу вашего компьютера и ваших программ.

Сайт – совокупность страниц (документов) с повторяющимся оформлением (дизайном), объединенных по смыслу, навигационно и физически находящихся на одном сервере.

Сканер – устройство, предназначенное для ввода изображения в компьютер.

Ксерокс –копировальный аппарат электрографического типа с порошковым красящим элементом.

USBфлэш - накопитель- носитель информации, использующий флэш-память для хранения данных и подключаемый к компьютеру или иному считывающему устройству через стандартный разъём USB.

Компакт-диск– оптический  носитель информации в виде диска с отверстием в центре, информация с которого считывается с помощью лазера.

Дискета– портативный магнитный носитель информации, используемый для многократной записи и хранения данных сравнительно небольшого объёма.

Игровая приставка-  специализированное устройство, разработанное и созданное для видеоигр.

Манипулятор - «мышь»- одно из указательных устройств ввода, обеспечивающее интерфейс пользователя с компьютером.

Игровой Картридж-  электронное устройство на основе микросхем ПЗУ, предназначенное для хранения сменной игровой программы в игровых консолях, игровых автоматах, и ряде бытовых компьютеров.

Клавиатура -  устройство, представляющая собой набор кнопок (клавиш), предназначенных для управления каким - либо устройством или ввода информации.

Сотовый телефон- вид мобильного телефона, предназначенный для работы в сетях сотовой связи, использует радиоприемопередатчик и традиционную телефонную коммуникацию для осуществления телефонной связи на территории зоны покрытия сотовой связи.

В проводимых нами опросах принимали участия учащиеся 5,6,7 классов средней школы № 2 с. Екпенды (40 человек).

Согласно первой гипотезе – учащиеся не знают лексические значения исследуемых слов, возникших в результате развития новых технологий.

 

Опрос №1.

Объясните лексическое значение данных слов. (На листе бумаги были записаны все 16 исследуемых слов, ученики должны были напротив каждого слова дать их толкование).

Результаты опроса показаны в виде гистограммы:

Слова, лексическое значение которых учащиеся смогли разъяснить – ксерокс, сотовый телефон, клавиатура, ноутбук, компакт – диск, вирус, манипулятор – мышь.

Слова, при объяснении лексических значений которых, у учащихся были затруднения - игровой картридж, сайт, сканер, факсимильная связь.

Выдвинутая нами первая гипотеза была опровергнута, так как среди исследуемых слов, не было ни одного слова, лексическое значение которого учащиеся не смогли бы разъяснить. Напротив большинство из исследуемых слов «возникших с развитием новых технологий», оказалось знакомо детям, и они их употребляют в  повседневной жизни.

Согласно второй гипотезе, была выдвинута мысль о том, что знание лексического значения слова не мешает ребёнку отнести его в разряд новых, если он будет ориентироваться только на слуховое восприятие.

 

Опрос № 2.

Какие из исследуемых слов, появившиеся с развитием новых технологий, вы не воспринимаете как новые, какие воспринимаете (не задумываясь об их лексическом значении)?

Большинство учащихся распределили исследуемые слова в два столбика в таком порядке:

Воспринимаю                                         Не воспринимаю

как новые                                               как новые

Ксерокс                                                    Клавиатура

Игровой картридж                                   Компакт - диск

Интернет                                                   Игровая приставка

Ноутбук                                                    Дискета

Сайт                                                          Сотовый телефон

Сканер                                                      Вирус

Принтер                                                    Манипулятор-мышь

Факсимильная связь

USBфлэш – накопитель

 

Вторая гипотеза в результате данного опроса была нами доказана. Оказалось, что даже если ребёнок хорошо знает лексическое значение слова, то всё равно на слуховом уровне он может отнести его к неологизмам и наоборот, совершенное незнание лексического значения слова может привести к тому, что ребёнок, не воспринимает эти слово как новое. Так произошло со словами ксерокс, ноутбук, принтер, интернет, USBфлэш – накопитель. Лексическое значение этих слов понятно многим ученикам, но они относят их к словам, воспринимаемым как новые.

Третья гипотеза гласит, что учащиеся среднего звена нашей школы хотят, чтобы в русском языке были аналогичные названия для обозначения новых понятий, соответствующие нормам русского языка, а не заимствованные из  других языков. Именно так звучал наш третий вопрос.

Из участвовавших в опросе 40 учеников- 89% считают, что нет необходимости в создании аналогичных названий, соответствующих нормам русского языка для уже существующих понятий. И лишь 11 % из опрошенных хотели бы, чтобы слова,  возникающие с развитием новых технологий имели аналогичные названия соответствующие нормам русского языка.

Таким образом, в ходе проверки данного опроса, третья гипотеза была опровергнута.

Выдвинув четвертую гипотезу, мы хотели доказать, что заимствованные из других языков слова, используемые для обозначения новых понятий, вызывают у учащихся трудности при определении их грамматических значений.

 

Опрос №4.

Распределите данные слова, в виде диаграммы указывая степень их сложности при определение грамматического значения.

  • не вызывает
  • вызывает небольшие затруднения
  • вызывает сложности

Результаты мы можем предоставить в виде графика

Как показывает данный график, слова заимствованные из других языков, для обозначения новых понятий, вызывают у учащихся сложности при определении их грамматического значения.

А это значит, что четвертая гипотеза была нами доказана

 

ІІІ.  Заключение

Для рассмотрения  вопроса о влиянии новых технологий на детскую лексику, мы выдвинули четыре гипотезы.

В ходе проведения исследовательской работы первая гипотеза о том, что учащиеся сельских школ не понимают  лексического значения исследуемых слов, возникших в результате развития новых технологий была опровергнута. Как показал проведенный нами опрос, ученики нашей школы смогли дать толкование тех слов, которые были взяты в качестве исследуемых. Даже такие слова, как сайт, сканер, игровой картридж вызывали затруднения при определении их лексического значения, не было слов, значение которых учащиеся вообще не смогли бы разъяснить.

Вторая гипотеза, согласно которой мы считали, что  знание лексического значения слова не мешает ребёнку отнести его в разряд новых, если он будет ориентироваться только на слуховое восприятие, была доказана в ходе работы.

Третья гипотеза о том, что учащиеся среднего звена нашей школы хотят, чтобы в русском языке были аналогичные названия для обозначения новых понятий, соответствующие нормам русского языка, а не заимствованные из других языков также была опровергнута в ходе исследования. Это значит, что «англоязычные» слова не шокирует слух учащихся среднего звена сельской школы. И они не видят необходимости в дублирование уже существующих понятий.

А четвертая гипотеза, согласно которой, заимствованные из других языков  слова, используемые для обозначения новых понятий вызывают у  учащихся трудности при определении их грамматических значений, была доказана в ходе работы. Несмотря на то, что дети уже «приняли» заимствованные слова, они вызывают у них затруднения при определении грамматического значения слова, так как они не соответствуют нормам русского языка.

 

 

        Проведя данную научно - исследовательскую работу мы можем сказать  следующее:     

  1.  Новые технологии, несомненно, влияют на детскую лексику, так как слова, возникшие в языке с развитием новых технологий, вошли в активный словарный запас учащихся среднего звена нашей школы.
  2. Небольшие затруднения вызывает у учащихся определение грамматического значения исследованных заимствованных слов. Здесь   нужно больше проводить тренировочных упражнений.
  3. Технический прогресс дошел и до учащихся сельских школ, они идут в ногу со временем, за исключением некоторых понятий, которые ещё не вошли в активный словарный запас учащихся. Но это связано лишь с тем, что эти новинки технологий не востребованы в сельской местности.

Отзыв

Тема научно – исследовательского проекта «Влияние новых технологий на детскую лексику» выбрана учеником не случайно.

Наш век - век развития новых технологий. И естественно, что развитие новых технологий  ведет к появлению новых слов. Учащиеся сельских школ должны шагать в ногу  со временем и знать о новых достижениях науки и техники, а также активно употреблять в речи слова для обозначения этих понятий.

Влияние новых технологий на детскую лексику рассмотрено в этом проекте с точки зрения знания учащимися лексических значений новых слов.

Учеником были выдвинуты гипотезы касательно выбранной темы и рассмотрены в ходе проекта. Для исследования отобраны 16 слов, возникших   с развитием новых  технологий и весь проект построен на анализе именно этих исследуемых слов.

Работа доведена до логического завершения, так как цель заявления в начале проекта была достигнута.

Результаты полученных ответов систематизированы и показаны в виде гистограммы и графика.

В конце проекта указаны выводы, которые были сделаны в ходе исследования.

Руководитель проекта                                              Галимуллина М.М

 

 

Литература

 

  1. Андреева И. Факторы обогащения неологизмами фонда русского языка//Казахский язык: преподавание в школе, колледже и ВУЗ - е 2007,№3,с.20-23
  2. Атланова Е.О. Новые слова в русском языке. Проблемы восприятия и освоения. Вестник ВГУ Сери. Филологи. Журналистика,2009г. №1
  3. Брагина А.А. «Лексика языка и культура страны» М.Русский язык 1981 г.
  4. Брагина А.А. Неологизмы в русском языке, М.,1973
  5. Леватов Е.А. Новые слова и значения СПб., 1997
  6. Скляревская Г.Н. Толковый словарь русского языка конца ХХ века/ СПб,1998г.
  7. Сабитова Ш.А. Функционирование неологизмов в анаметических жанрах газетного дискурса РК// «Кайнар» университетінің хабаршысы= Вестник университета «Кайнар»-2007. №4 с.86-90
  8. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц. М. Издательский центр «Академия»2002.



Скачать