«Волшебный мир оригами»


Алматинская область

Илийский район

с. Екпенды

 

Тема научно- исследовательского проекта:

«Волшебный мир оригами»

Исполнитель:Галимуллин Д.Г

Ученик 5 «Б» класса

Руководитель:Галимуллина М.М

Учитель русского языка и литературы

Направление: декоративно

- прикладное искусство

 

2010-2011 учебный год

Оглавление

  1. Аннотация

Введение

  1. Основная часть

  II.1   Оригами - искусство складывания бумаги

  1. Открытие бумаги    
  2. Возникновение оригами
  3. Первые книги по оригами
  4. Распространение оригами по миру
  5. Типы и формы оригами

 II.2    Учебно - методические рекомендации по выполнению изделий в          технике оригами

  1. Условные обозначения и выполняемые операции
  2. Базовые формы
  3. Техника складывания бумаги
  4. Варианты изделий оригами
  5. Организация работы
  6. Искусство оригами как возможность развития математических способностей детей

 

  1. Заключение

 

Литература

 

Отзыв

Аннотация

В данном проекте автор знакомит нас с историей возникновения оригами и распространения его как вида декоративно - прикладного искусства, показаны возможности использования оригами для развития всесторонней личности ребенка. А также автор попытался выявить развивающее и воспитывающее значение технологии изготовления школьниками изделий в технике оригами.

Бұл ғылыми жобада автор оригамидің шығу тарихымен және оның қолданбалы безендіру өнерінің бір түрі саналып, баланы жеке тұлға ретінде жан- жақты дамытудағы мүмкіндіктеріне ерекше тоқталған. Сонымен қатар оқушының оригамиді құрастыру технологиясының жеке тұлғаны тәрбиелеуде, дамытудағы маңыздына ерекше тоқталған

  1. Введение

Тема научно- исследовательского проекта:

«Волшебный мир оригами».

 

Оригами может быть интересно людям разного возраста. Во - первых, это дети. При помощи оригами ребенок получает возможность развивать свои творческие навыки, создавать своими руками красивые игрушки геометрические фигуры из бумаги. Во - вторых, это любители. Сделать оригинальный подарок близким или просто сделать что- то своими руками из бумаги - одно удовольствие. В - третьих, оригами это всегда красиво и оригинально.

Вообще все изготовленные изделия должны иметь общественно - полезное назначение, то есть возможность его использования в школе, в классе, дома, для игры, как подарок.

Объектом исследованияявляется оригами как вид декоративно – прикладного искусства

Предметом исследованияявляется место оригами в рамках предмета. «Технология» и внеклассной работы в школе

Цель:рассмотреть возможности использования оригами для развития всесторонней личности ребенка.

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть оригами как вид – декоративно - прикладного искусства: историю его возникновения, необходимый материал, приемы и технологию выполнения
  2. Изучить развивающее и воспитывающее значение технологии изготовления школьниками изделий в технике оригами.
  3. Изучить технологические карты и изготовить образцы изделий в технике оригами

Методы исследования:анализ научно - практической и методической литературы, синтез, моделирование, проектирование.

  1. Основная часть

II1. Оригами искусство складывания бумаги

  1. Открытие бумаги.

В древности китайцы использовали для письма деревянные и бамбуковые дощечки и шелк. Способ записи знаний на дощечках был объемен и поэтому неудобен (известен факт, когда литератор династии Хань (206г. до н.э.- 220г. Н.э.) Дуфань Шо написал для императора статью на трех тысячах древесных стволов). А шелк, хоть и являлся прекрасным  материалом для письма, но был слишком дорогим. Поэтому в дело шли даже самые маленькие его обрезки, которые смачивали и растирали между камнями. Полученную кашицу наливали на ровную поверхность и сушили под гнетом. Это была еще не бумага в строгом смысле этого слова, но уже шаг к ее изготовлению. Подобную технологию использовали и восточные туркмены для изготовления тончайшего волокна. Для этого они распускали в воде небольшие кусочки шерстяной нити. Затем их отлавливали ситпом, отбрасывая на специальный пресс, отжимали и сушили.

К IIIв. до. н. э. китайцы заменили шерсть и шелк более доступным материалом - растительными волокнами, используя для этого толченую кору тутового дерева и размельченные стебли бамбука. Получился совершенно новый материал - бумага. Официальной же датой «появления» бумаги в Китае считается 105 г. до н.э., когда чиновник Цай Лунь сделал официальный доклад императору о существовании такой технологии.

Высушенные листики спрессованного волокнистого материала оказались прекрасным материалом для письма. Император  Хен Сюай даже издал специальный указ, запрещающий писать на дереве и предписывающий использовать для письма бумагу.

В V- VIIв. до н.э. в Китае уже имели хождение бумажные деньги Фей - Тянь (летающие монеты). Вероятно, это были первые бумажные деньги в истории человечества.

В VIв. до н. э. в Китае уже изготавливают настоящие бумажные книги.

Китайцы ревностно хранили секрет изготовления бумаги. Технологию ее производства было запрещено вывозить за границу. Однако, согласно легенде, в начале VIIв.н.э. странствующий буддийский монах Дан Хо, о котором современники говорили, что он был «богат знаниями и умел делать бумагу и тушь», добирается до Японии, где раскрывает секрет бумагоделия. Произошло это, как утверждают «Японские хроники» в 610 году. А спустя столетие японцы уже производят собственную бумагу, которая по качеству превосходит китайскую.

Первоначально бумагу в Японии получали из коконов шелкопряда. Их варили, раскладывали на циновку, промывали в речной воде, перетирали в однородную массу, которую после отцеживания сушили. Верхний слой, или шелковую вату удаляли, а на циновке оставался тонкий волокнистый слой, который после высушивания превращался в лист бумаги.

Вскоре сырье заменили боле дешевым - теми же стеблями из бамбука, древесной корой, коноплей, тряпьем. Появляется много мелких мастерских, производящих бумагу.  Первая крупная бумажная фабрика в Токио возникла в 1870 году. К тому времени в стране было уже более 35 тысяч мастерских, где бумагу изготавливали вручную.

Старинная технология производства бумаги сохраняется в Японии и до сегодняшнего дня. Мастерам, овладевшим тайнами древних ремесел, присваивается звание «живое сокровище» и выделяется значительная стипендия. Вместе с крупнейшими фабриками, производящими ежедневно километры бумаги в рулонах, работают маленькие мастерские, где выделывают вручную отдельно дорогостоящие листы бумаги «ваши». Эта бумага очень прочная - она выдерживает несколько тысяч сгибов. На бумаге «ваши» после окончания  Первой Мировой Войны был подписан Версальский договор о мире.

 

  1. Возникновение оригами

Еще в древности, в Китае бумагу использовали различным образом, в том числе и в религиозных обрядах. Например, изначально было принято на похоронах вместе с покойником сжигать и весь его  домашний скраб - чтобы обеспечить ему дальнейший путь на небесах. Однако позже из бережливости реальные вещи умершего были заменены специальными полосками бумаги, на которых писались лишь названия вещей (подобные полоски бумаги с напечатанными пожеланиями процветания и счастья в наши дни можно купить в мелочных лавках Китая).

Из бумаги же изготовлялись и разнообразные полезные в быту вещи, вроде знаменитых подвесных фонариков. При их изготовлении использовался и прием складывания. Однако складывание фигурок из квадратных листов бумаги не получило в Китае такого же названия, как в Японии. Вероятно, это объясняется тем, что японцы использовали бумагу не только для письма, производства ширм, зонтиков, окно и даже одежды, но и для наглядной демонстрации некоторых мировоззренческих идей философии дзеи - буддизма.

         Вообще же красоту, скрытую в вещах, японцы открыли в IX-XIIвеках, в эпоху Хэйах (794-1185) и даже обозначили особым понятием «моно - ноаваре». Это открытие идет от синто, веры в то, что каждая вещь, каждое явление, даже слова, содержат в себе ками - божество. Синтоизм, вообще очень похож на язычество. Для синтоистов ками живет, поселяется особенно во всем, что необычно. Например, в бумаге.

В период Камакура (1185-1333гг.) и Муромати (1333-1573гг.) оригами выходит за пределы храмов и достигает императорского двора. Аристократия и придворные должны были обладать определенными навыками в искусстве складывания. Умение складывать стало одним из признаков хорошего образования и изысканных манер.

          В периоды Адзути - Мамояна (1573-1603гг.) и Эдо (1603-1867гг) оригами из церемониального искусства превратилось в популярное времяпровождение. Тогда бумага перестала быть предметом роскоши и оригами начало распространяется среди простого народа.

Итак, к появлению оригами причастен синтоизм, обративший внимание  буддистов на тайну места бумаги. Немаловажным оказалось также и сходство звучания японских слов «бумага» и «божество» - «ками». В представлениях японцев возникла некая мистическая связь между религиозными ритуалами и изделиями из сложенной бумаги. Не случайно первые оригами появляются в синтоистских храмах. Один из ритуалов с их использованием состоял в изготовлении небольших бумажных коробочек санбо, которые наполняли кусочками рыбы и овощей, поднося их в качестве жертвоприношения богам.

 

  1. Первые книги по оригами

Первым японским изданием по оригами считается книга «Сенбадзуру ориката», которая вышла в свет в 1797 году. Перевод ее название «как сложить тысячу журавликов» явно намекает на старинную легенду, утверждающую, что тысяча сложенных классических бумажных птиц помогает осуществить желания. Автором, «Сендбазуру ориката», считается настоятель храма Рокан. В том же 1797 году он выпустил книгу «Чашингура ориката», в которой было показано, как с помощью складывания и ножниц сделать из бумаги главных персонажей популярной в то время пьесы «Чашингура».

         В 1845 году в Японии издается книга «Кан – но - мадо», что в литературном переводе означает «зимнее окно», или точнее «окно середины зимы». Она включает инструкции, большей частью словесные, кА складывать несколько десятков классических фигурок из бумаги и графические иллюстрации готовых моделей.

         В 1879 году директор школы для девочек Сани Нобузоу сделал для своих маленьких учениц книгу по оригами, содержащую инструкцию складывания 20 несложных классических фигурок.

В 1885 году Окамото Консеки издал книгу для детей по оригами «Ориката», которая позже была переведена на английский язык.

 

  1. Распространение оригами по миру

Новый этап в развитии оригами начался после мировой второй войны и связан с именем знаменитого японского мастера Акирой Йошизава.

Акира Йошизава является признанным мастером оригами, сумевшим вдохнуть в старинное японское традиционное развлечение истинный дух творчества и поднять его до настоящего искусства.

         Этот удивительный человек родился в 1911 году. Во время второй мировой войны он был служащим военного завода. Именно тогда у него созрело решение придать традиционному в Японии искусству складывания новое звучание. Он сделал оригами авторским, придумав сотни оригинальных фигурок. Именно он изобрел единую универсальную систему знаков, с помощью которых можно записать схему складывания любой фигурки.

         Новое возрождение оригами так же тесно связано со страшной трагедией, произошедшей 6 августа 1945 год, когда «люди» решили испытать атомную бомбу на человеке, подписав смертный приговор городу Хиросима. Последствия  чудовищного эксперимента были ужасны: из 420 тысяч жителей города погибло 80 тысяч. В течение следующих 20 лет от последствий облучения умерло ещё 200 тысяч человек. Среди погибших было много детей. Именно тогда среди детей, обречённых на гибель, возникла легенда о свободной птице, символе жизни – журавлике. Дети искренне верили, что, смастерив из бумаги 1000 журавликов, они исцелятся и останутся живы. В память о жертвах атомной бомбардировки в Хиросиме заложили парк Мира. В мае 1958 года там был открыт монумент, посвященный погибшим детям. Памятник изображает бомбу, на вершине и по бокам который размещены фигуры детей с поднятыми к небу руками. Двенадцатилетняя девочка, чья смерть послужила поводом для сооружения памятника, успела сделать только 644 журавлика. Но волна удивительной детской солидарности прокатилась по всем странам мира. Япония стала получать миллионы посылок со всех континентов нашей планеты с бесценным грузом- бумажными журавликами, собранными в гирлянды по 1000 штук. Эти гирлянды и сегодня украшают памятник и являются символом протеста против войны.

Движение «1000 журавликов» возродило интерес к оригами. По всему миру стали издаваться красочные книги, буклеты, журналы, посвященные этому искусству. Сейчас центры оригами открытие в 26 государствах планеты. Оригами развивается, во многих странах созданы общества оригамистов, людей, в жизни которых оригами играет не последнюю роль, каждый год проводятся выставки, конференции,  все больше людей узнают об этом замечательном занятии.

 В Голландии оригами восприняли как чисто прикладное искусств. Оригами в стране тюльпанов сродни вышиванию подушечек и плетению ковриков.

В России так получилось, что большинство взрослых оригамистов - педагоги, а юные складыватели - их ученики. Оригами распространяется среди преподавателей и рассматривается  как прием обучения и развития учащихся.

         В Англии искусство складывания развивается уже более четверти века. Формы его существования устоялись и даже стали несколько традиционными. Оригами для британцев еще один вид клубной деятельности, повод для того, чтобы собраться вместе и хорошо провести время. Продемонстрировать свое новое изобретение и научиться складывать чужое, встретиться с друзьями, услышать новости.

          В Америке дела обстоят точно так же, только поставлено все с американским размахом. Если в Великобритании оригами проникнуто чисто английским индивидуализмом, то в США оригамисты выступают большой дружной командой.

Но суть остается прежней: оригами повод для общения.

  1. Типы и формы оригами

В Японии известно несколько типов оригами. Возникли они   в разные времена, что обусловливалось не только разными технологиями изготовления похожих изделий, но и появлением цветной бумаги,  а также целями выполнения того или иного предмета.

Аише - и оригами представляет собой бумажную куклу, сделанную при помощи специальных разрезов и сгибов. Лицо куклы рисуется прямо на бумаге, а костюм может быть нарисован или приклеен.

         Нишики – и оригами - в этом типе используют разноцветную бумагу, рисунок на которую наносят при помощи деревянных колодок. На куклах, выполненных в этом стиле, делали аккуратные разрезы и кисточкой разрисовывали черты лица и предметы одежды.

         Касанеори – оригами представляет собой специальный сгиб, полученный при сгибании нескольких разноцветных листов бумаги, смешанных относительно друг друга. Последний лист бумаги кладется только определенного цвета.

         Кавари– и оригами - это тип оригами, для которого используется бумага, отпечатанная с раздельными рисунками на каждом кусочке бумаги. Сгибание отдельных элементов изделия, то открывает, то прячет различные фигуры, изображенные на отдельных частях, создавая причудливые картинки.

Киритсунаги- оригами предполагает изготовление нескольких соединенных фигур. Лучшим примером является «циифуне»- стая журавликов. Она делается из квадратного листа бумаги, который надрезан на маленькие квадратики, соединенные с центральным большим квадратом.

Эти типы  оригами не нашли широкого использования в других странах мира, так как они тесно связаны с различными церемониями, ритуалами и праздниками, присущими только Японии. Однако складывание, основанное на использовании квадратного листа бумаги и традиционных форм оригами, нашло применение в образовании и искусстве множества стран.

          Со временем стали появляться мастера, которых не устраивали рамки традиционной формы оригами. Они искали новые базовые формы для выполнения своих изделий. Использовали не только лист квадратной формы, но и прямоугольник, ромб, пятиугольник и шестиугольник, круг, треугольник. Это расширило возможности оригами и позволило создавать изделия, которые из квадратного листа сделать невозможно. Кошо Ушияво говорил: «Оригами - это мир, в котором каждый, кто может изобразить вещи из единственного листа бумаги, испытывает радость создателя». Изделия стали более творческими,  и разнообразными.

         Это особенно проявлялось при изготовлении масок. Характер исполнителя, его эмоциональное состояние находят отражение в изделии: размеры рта, глаз и носа никогда не бывают одинаковыми, каждая маска имеет  свое « выражение лица».

Творческая форма оригами стала активно развиваться, когда мастера принципиально отказались от использования ножниц. В этой форме оригами вместо надрезов стали использовать несколько листов бумаги для изготовления отдельных частей фигурки и последующего их соединения. Верблюд, свободно стоящий на ногах, у которого возможно изменения наклона головы,- один из примеров такой формы. Некоторые фигурки, например, черепаху, выполняют, деля лист пополам и затем складывая переднюю и заднюю части отдельно.

         Часто при изготовлении сложных изделий в творческой форме оригами используют базы и элементы традиционной формы. Такие изделия относятся к комбинированной форме.

Со второй половины ХХ века начал складываться новый тип оригами - модульный. Модульное оригами отрицает использование ножниц и клея, для соединения используются складки и кармашки, образующиеся в процессе изготовления модуля.  У того типа оригами есть очарование, свойственное головоломке, хотя он требует хороших знаний геометрии и стереометрии.

 

II2.Учебно - методические рекомендации по выполнению изделий в технике «Оригами»

  1. Условные обозначения и выполняемые операции.

         В международной литературе по оригами давно сложился определенный набор условленных знаков, необходимых для того, чтобы зарисовать схему складывания даже самого сложного изделия.

Условные знаки играют роль своеобразных  «нот», следуя которым можно воспроизвести любую работу. Каждый оригамист должен  знать эти знаки и уметь пользоваться ими для записей. Помимо знаков, существует небольшой набор приемов, которые встречаются достаточно часто. Обычно они даются в книгах без комментариев. Считается, что любой новичок умеет выполнять их на практике.

Международные условные знаки вместе с набором несложных приемов и составляют своеобразную «азбуку» оригами, с которой должен быть знаком любой складыватель.

 

  1. Базовые формы.

Обучение искусству оригами необходимо начинать не только с отдельных элементов изделий, но и со школы «оригами»- с базовых форм. Следует хорошо знать основные базовые формы изделий, что позволит понять очертания и характер изготовляемого предмета, а при создании собственных изделий - подобрать наиболее подходящий вариант базы.

Один важный классический подход к разработке оригами заключается в понятие базы.

 База - простая сложенная форма, которая может быть развита во множестве различных фигурок.

Четыре базовые формы происходят из восточной культуры - основа бумажного змея, основа рыбы, основа птицы и снова лягушки. Основа катамарана имеет западные корни. Основа блина достаточна, проста, чтобы появиться в обеих культурах. База водяной бомбы и двойной квадрат также использовались в обеих культурах.

 Из базовых форм можно сделать множество фигур как  плоских, так и объемных. Некоторые базовые формы являются промежуточным этапом при выполнении более сложных баз. Например, из базы «квадрат» можно сделать базовые формы «журавлик» и «лягушка».

Название базовых форм во многих странах одинаковые, хотя это чисто условные названия и могут быть варианты.

 Треугольник-это одна из двух самых простых базовых форм. Для того чтобы ее сложит, необходимо сделать всего лишь одну складку - провести диагональ квадрата.

Книга-  следующая простая базовая форма. Как и при складывании треугольника, нам достаточно сделать всего одну  складку.

 Дверь- базовая форма дверь, получаемая из книги.

 Воздушный змей - еще одна довольно простая базовая форма. Она получается из треугольника.

 Блин-  складки этой формы кажутся очень простыми, но, на мой взгляд, это одна из самых перспективных базовых форм. Складывая квадрат, мы снова приходим к квадрату. Значит, мы можем сложить из него одну из базовых форм. Также базовые формы называются блинчатыми базовыми формами.

Рыба.  Название говорит само за себя. Пред нами голова, хвост и два плавника.  Осталось только придать им нужную форму.

 Двойной треугольник - другое название двойного треугольника - водяная бомбочка.

 Двойной квадрат- если вы вывернете двойной квадрат наизнанку, то получите двойной треугольник.

 Дом- название выбранного исходя из единого вида фигурки.

 Птица- у птицы есть крылья, голова и хвост. Есть они и у этой базовой формы.

Катамаран- из этой формы очень просто делается парахита.

Лягушка- из этой формы можно сложить как лягушку, так и цветок.

 Из базовой формы «Журавлик» можно сложить : Лошадь, журавлика, аиста, слона, корову, северного оленя, мартышку, ворону, спаниеля, воробья, кузнечика, стрекозу, маску Будды, стоящего журавлика, звезду…

 Из базовой формы «Шляпа» можно сложить: гориллу, сомбреро, лягушку, морскую черепаху, цветы, летучую мышь, ракету…

 Из базовой формы «Верблюд» можно сложить: жирафа, верблюда, зайца, кенгуру, белку, слоненка, овцу, оленя, ослика, цветы…

Из базовой формы   «Пони» можно сложить: прыгающего пони, фонарик, маски японской оперы, гортензию, рамки для фотографий…

Естественно, что олень сделанный из базовый формы «Журавлик», будет отличаться от оленя, сделанного из базовой формы «Верблюд», не только по технике выполнения, но и по возможностям той базовой формы.

 К базовым формам можно отнести и модули, которые служат основной для изготовления не только геометрических и архитектурных форм, но и создания фигурок  животных, птиц и цветов. Количество  модулей, используемых при изготовлении фигурки, может колебаться от четырех до нескольких сотен.  В основном они скрепляются без помощи клея, для этой целив в модулях, есть различные сочетания карманов и клапанов.

 Основным требованием, предъявляемым к модулям, является их полная идентичность. Даже небольшие отклонения в размерах зачастую приводят к невозможности сборки изделий.

 

  1. Техника  складывания бумаги

Отрабатывая технику складывания различных элементов изделий оригами, следует обратить внимание на правильное выполнение сгибов. Они должны быть практически «острыми» и слои бумаги в них должны плотно прилегать друг к другу. В противном случае при наложении сгибов друг на друга в последующих операциях происходит смещение элементов и невозможно создать красивое, аккуратное изделие. Поэтому после выполнения каждого отдельного этапа работы нужно проверять «остроту» всех сгибов.

 

  1. Варианты изделий оригами

Изучив технику  складывания и базовые формы, можно приступать к изготовлению самих изделий. Не стоит начинать с интересных, но сложных фигурок. Даже при большом желание их сделать, не накопив опыта в выполнении простых и средней сложности изделий, они не получатся качественными.

Вначале стоит выполнять работы, в которых базовые формы не акцентированы или отсутствуют, то есть изготовление фигурки начать с квадрата, треугольника, прямоугольника, а затем с простейших базовых форм: «Бумажный змей», «подушка», «створки двери» и т.п.

 В схемах, начинающихся с какой- либо базовой  формы, процесс ее изготовления опускается, так как учащиеся уже должны знать эту форму и иметь опыт складывания ее. При выполнении подобных изделий следует обратить внимание на то, как сама базовая форма влияет на конечный результат и приемы работы  с ней в процессе изготовления  с ней. Например, из базовых форм «Журавлик», «Верблюд» можно сделать несколько видов журавликов, которые будут отличаться не только внешним миром, но и техникой выполнения, хотя для некоторых из них базовые формы будут одни и те же.

 В некоторых работах, особенно в комбинированной форме оригами, при выполнении отдельных деталей, составляющих изделие, базой для них служит какой – либо этап выполнения основной части изделия.

При изготовлении изделий, состоящих из нескольких отдельных деталей, модулей или готовых изделий (гирлянды, шары, рамки), следует обратить внимание на стандартность и аккуратность их выполнения. Пренебрежение этим приводит к невозможности состыковки частей или плохому внешнему виду готовой работы. При изготовлении такого типа изделий следует для всей работы выбирать один сорт бумаги(имеются в виду толщина, плотность, эластичность).

 

  1. Организация работы

Учащиеся, которые просто механически копируют процесс складывания, не получат никакой пользы от этого.

 Кажется, что очень просто сложить фигурку из листочка бумаги, однако в действительности это требует высокого творческого потенциала. Увлечение оригами, помогая развивать наблюдательность, предполагает разные знания. Ведь для того чтобы сделать, например, птичку или животное в технике оригами, необходимо знать их форму, движение и повадки: иначе собака не будет похожа на собаку, а воробей на воробья. А прежде чем сделать маску, нужно узнать характер персонажа. Если этого не сделать, работа не даст полного удовлетворения и останется чисто механическим повторением движений педагога. Кроме того, необходимо видеть и чувствовать объект, который вы хотите сделать.

 Современные стандартные формы бумаги для оригами: квадрат, прямоугольник, ромб, равносторонний треугольник, трапеция, прямоугольный равнобедренный треугольник, пятиугольник, шестиугольник, полукруг, круг, эллипс. Как правило, вогнутые  многоугольники, такие, например, как звезда, не используются.

 При выполнении изделия нужно быть уверенны, что исходный лист соответствует формату, который нужен. Если это не проверить, то во время складывания будут возникать перекосы и наложения отдельных элементов. Загибать или складывать лист аккуратно, соединяя один уголок с другим ровно и точно.

 Существуют четыре подготовленных сгиба для квадрата: по одной диагонали, по другой диагонали, сгиб пополам, по директрисе (как книжку) слева направо и сверху вниз. Эти сгибы повторяются во многих изделиях.

 Когда все эти вопросы отработаны, можно переходить к выполнению несложных фигурок или орнамента. Естественно, необходимо знать достаточно много о выполняемом предмете.

 Очень важно мысленно сделать набросок изделия,  и затем уже переносить его на бумагу. Эти эскизы и зарисовки помогут в дальнейшей работе над выбранной фигуркой. В процессе изготовления форма животного может принять более абстрактный вид, но он должен быть всегда узнаваемым.

 Есть определенная точка зрения на понимание красоты оригами. Воспринимать оригами как искусство возможно только имея тонкий вкус. Это искусство - очень личностное, так как изделия, выполняемые разными людьми, несут отпечаток их характеров, наклонностей, интересов. Трудно понять это искусство, не занимаясь рисунком, лепкой, икебаной. Живописцу требуется холст, скульптору необходимо пространство, для оригами нужен только лист бумаги.  Но в листе бумаги заложены бесчисленные возможности,  в нем содержится множество «невидимых» линий складывания, которые необходимо выбрать для получения нужной формы или элемента. Правильно сложена бумага или нет, зависит только от вашего мастерства и глазомера.  Для создания новой фигурки, человек должен быть с достаточным воображением, чтобы увидеть линии, по которым можно было бы сложить хоть что-нибудь.

В то время как другие виды  искусства зависят от кистей, красок, резцов и других инструментов, в оригами основной инструмент - пальцы рук, и их необходимо тренировать. Для этого подходят упражнения на выполнение отдельных фигур оригами (таких как клюв, лапа, голова, нога)и простых базовых форм.

 Усложнение  заданий при изготовлении работ в традиционной форме возможно за счет постепенного отказа от схем складывания, выполнения сложных изделий только по готовому изделию (образцу). Хорошие результаты дает формы обучения, когда по собственному сценарию из одного листа бумаги последовательного выполняются все персонажи и необходимые предметы.

 

  1. Искусство оригами как возможность развития математических способностей детей.

Одной из первых стран, использовавших возможности оригами в образовании, была, естественно, Япония. В конце периода Мейджи (1868-1912) и начале периода Тайшё оригами использовали как способ обучения в детских садах и начальной школе, в особенности с того момента, когда цветная бумага получила широкое распространение. В начале периода Шёва (с 1926), когда в японском образовании упор делался на развитие творчества и изобразительного, оригами стали критиковать, так как считалось, сто дети складывают листы по стандартным линиям, что не способствует развитию воображения.

Однако вскоре оригами снова получило высокую оценку в качестве образовательного метода. Особенно использовали оригами для обучения таким понятиям, как «плоскость», «геометрическое тело» и их взаимоотношения.

 Математическое образование является основным для людей многих профессий, поэтому большое внимание уделяется поиску новых методик обучения. В решении этой задачи, важнейшая роль принадлежит начальному звену обучения - начальной школе. Повышение эффективности обучения математики в начальных классах является условием успешного изучения основ геометрии и алгебры в последующие годы.

Искусство оригами как нельзя лучше позволяет использовать возрастные особенности детей начальной школы, создавать разнообразные программы курса математики, исходя из их возможностей. Еще в ХIХ немецкий  педагог Ф. Фребель основал интегрированный курс обучения математике при помощиоригами, на основе которого можно улучшить и сделать прочным геометрические знания и умения детей.  В наше время в Японии, США, России, ФРГ и других странах обучения геометрии при помощи искусства оригами практикуется не только в начальных классах, но и в средней и высшей школах.

 При выполнении оригами строится своеобразный алгоритм деятельности, при которой ребенок, часто даже  без помощи учителя, фиксирует внимание на каждом этапе работы, стремясь осознать всю используемую знаковую систему. Следует отметить и еще одну из особенностей оригами – обратимость процесса складывания, которая предполагает также обратимость мыслительной деятельности.

 Итак, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что оригами обладает следующими особенностями: во-первых, возможностью контролирования процесса создания модели на каждом этапе. Во- вторых, оно развивает  вербализацию (своего рода рефлексию собственной работы). В – третьих, предполагает фиксацию основных моментов работы. В – четвертых, использует все основные  геометрические понятия. В – пятых, позволят сочетать планометрию и симметрию.

  1. Заключение

 Оригами - сложенная бумага, а также искусство складывания фигурок и декоративных вещей. Диапазон возможностей оригами велик: от простой детской игры до целого искусства. Оригами используется в определенных японских ритуалах и церемониях,  в реабилитационный период после некоторых болезней. Значительное место оригами занимает в образовании и развитии ребенка:

  • Учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
  • Развивает у детей способность работать руками, приучает к точным  движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.
  • Учит концентрировать внимание, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям.
  • Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
  • Знакомит детей  с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами.
  • Развивает пространственное воображение - учит читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме, помогает развитию чертежных навыков, так как схемы понравившихся изделий нужно зарисовывать в тетрадку.
  • Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию
  • Способствует  созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.
  • Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
  • Большое внимание при обучении оригами уделяется созданию сюжетно - тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.

И это далеко еще не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами.

Систематические занятия с ребенком оригами - гарантия его всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению

Литература

  1. Артемов А.В. «Декоративно прикладное искусство», изд. М., 1990
  2.  Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома, экспериментальный учебник для начальной школы. М, «Аким»,1995 г.
  3. Афонькин С.Ю., Афонькина С.Ю. все об оригами. Справочник, С-П «Кристалл», М., «Оникс»,2005г.
  4. Белим С.Н. «задачи по геометрии, решаемые методами оригами» (Приложение к журналу «Оригами»).
  5. Выгонов В.В. «Практикум по трудовому обучению».  «Академа» изд., М.,1999г.
  6. Гагарин Б.Г. «Конструирование из бумаги», изд. Ташкент,1988г.
  7. Давыдова В.Н. «Уроки труда для начальной школы». Пособие для учащихся, изд. Москва - Ставрополь,2000г.
  8. Демидова А.П. Справочник по трудовому обучению, изд. М., 1989 г.
  9. Журналы «Оригами» (за период с 1998 по 2003 г.)
  10. Савиных В.П. «Умельцы о поделочных материалах»,изд.М.,1998г.
  11. Сундара Р. Геометрические упражнения с куском бумаги, изд. Одесса,1973 г.
  12. Чудаков Н.В.  «Я познаю мир: Детская энциклопедия», изд., АСТ,1999г
  13. «Энциклопедия для детей», том 7, часть 1, изд. «Аванта», М.,1997 г.
  14. «Энциклопедия для среднего и старшего возраста», Том 12 (Искусство),

3- е издание, изд., М.,1987 г.

Отзыв

Тема научно - исследовательского проекта «Волшебный мир оригами» соответствует возрастным особенностям автора.

         Актуальность данного проекта в том, что диапазон возможностей оригами велик: от простой игры до целого искусства. Занятия оригами способствуют интеллектуальному развитию ребенка и создают приятную атмосферу взаимного понимания и сотрудничества в семье. Оригами эффективно также в качестве терапевтического средства при ограниченной подвижности пальцев, в преклонном возрасте.

Цели и задачи, заявленные в проекте, в ходе работы были достигнуты. Автор проекта совместно с руководителем изучил большой теоретический материал, посвященный типам и формам изготовления оригами, его открытию и распространению, познакомился с техникой складывания оригами и создал образцы  изделий в технике оригами.

         Практическое применение результатов данного проекта заключается в том, что весь теоретический материал может быть использован учителями начальных классов в рамках предмета «технология» и во время внеклассной работы для приобщения детей к волшебному миру оригами. Ведь роль оригами при обучении детей становится все очевиднее. Поэтому оно уже входит в образовательные программы Японии и других стран.

         Мы надеемся, что этот проект поможет многим детям превратить простой лист бумаги в любую форму видимого мира.

Научный руководитель                           Галимуллина М.М

 Алматинская область

Илийский район

с. Екпенды




Скачать