1. Когда у человека шумит в ушах, казахи толкуют это двояко. Если шумит в левом ухе - ожидают известия о чьей-либо смерти. Предполагая, что умер кто-то из близких или дальних родственников, сватов-кумовьев, либо соседей и аулчан, трижды зарекаются: «Правое ухо, правое ухо...». И произносят благопожелание: «Да обернется добром». Шум в правом ухе - явный предвестник радости. «Приведи же к хорошему», - приговаривают тогда и трижды ударяют по основанию правого уха большим пальцем правой руки. За этим - стремление сделать желание сбыточным, а грядущее счастье - необратимым. 2. Подергивание и зуд на различных участках тела - также фактор разных примет. Дергается правое веко - говорят: «К удаче, к какой-то хорошей новости». Но начинают тревожиться, если дергается левое веко: «Видимо, впереди не очень приятная новость». В этом случае смазывают веко слюной, приговаривая: «Убереги от напастей!», а затем спешат подать милостыню обездоленным. Дергаются губы - ожидай вкусной трапезы, угощений со знатного стола. Потягивает в плече - к новому чапану или дарительной одежде. Пятка чешется - к путешествию и дальней дороге, и в таких случаях говорят: «Да будет путь мой открыт, а поход - удачен». Подергивание в тыльной стороне бедра истолковывают как знак к верховой езде или близкой женитьбе. Чешутся ладони - верят, что это к деньгам, к идущему в руки богатству. Двигается кожа на висках - прибавится вам почета и будете вы верховодить. Засвербит у ближнего в носу - повод к общему предвкушению ароматных запахов, к обильному пиршеству, почестям и почтеваниям. 3. Соль у казахов не сыплется понапрасну. Ибо без соли ни одно блюдо не имеет вкуса. «Суть еды - в ее соли», - считают казахи. Рассыпанная соль - повод к переживанию: рассыпается достаток, притупляется вкус, уменьшаются запасы продовольствия. Допустивший небрежность обречен до тех пор влачить соленое и горькое существование, пока не растает рассыпанная им соль. 4. Сыч - птица ночная. Если начнет кликать, сидя на шаныраке - круговом навершии юрты - это не к добру. Накликанную сычем беду отвращают, обводя вокруг стен раскаленной кочергой и заговаривая: «На твою (т. е. сыча) голову!». Сам же факт приземления сыча на шанырак расценивается как наваждение дьявола, творящего злые козни под покровом ночи. Воплощенное в ночном хищнике зло раскачивает шанырак, т. е. колеблет саму основу существования обитателей этого дома, что, естественно, воспринимается как недоброе знамение. Рассказывают, что всюду, где ночевал сыч, остается капля крови. Выбор кочерги как оружия нейтрализации колдовских проделок посланца сатаны происходит из веры в очистительную силу огня. Если на шаныраке обнаруживают кровь, тот шанырак раскалывают и сжигают в огне. В противном случае нечисть не покинет этот дом. 5. Если ворона, глядя в сторону дома, прокаркает зимой «Кар, кар, кар...» - к снегопаду, если летом - к дождю. Также считается, что громкие крики ворон предвещают торжество.
Скачать |