Ашамай ИЗ КНИГИ О. ЖАНАЙДАРОВА "ТЕНГРИАНСТВО: МИФЫ И ЛЕГЕНДЫ ДРЕВНИХ ТЮРКОВ" НЕКОТОРЫЕ ОБЫЧАИ И ПОВЕРЬЯ КАЗАХОВ, СВЯЗАННЫЕ С КОНЕМ В религиозно-мифологическом мировоззрении кочевников Конь имеет свое особое примечательное место, и эта тема давно стала предметом исследования многих ученых. В бытовой жизни кочевников среди четырех разновидностей домашних животных Конь всегда ценился выше других и занимал свое особенное, главное место. "Лев - царь зверей, конь - царь домашнего скота", "Крылья батыра - конь", "Неудачливого джигита выручает удачливый конь",- так говорят народные поговорки. "Жизнь может выдумывать всякую всячину, но если у тебя нет хорошего верного коня, это равносильно твоей смерти" - поется в народной песне. Казахи очень ценили и берегли коней, любовно называли их "мудрым животным", "безъязыким человеком", "человекоподобным зверем". Их любовь к коням такова, что степные номады своих горячо любимых детей называли лошадиными прозвищами: "жеребенок мой", "жеребеночек мой"- "кулыным-кулыншагым", а справедливого и честного человека именовали "аргамаком". При этом и самого коня называли человеческими именами, давая теплые человеческие прозвища "карагым" - зрачок моих глаз", "шырагым" - светоч ясный и т.п. Такое отношение к лошади, возвеличивание и почитание коня, связано с ведущей ролью этого благородного животного в кочевой жизни и быту казахов. Есть группа обычаев и поверий, связанных с конем, которые тесно переплетаются с периодами человеческой жизни: (рождение, детство, отрочество, юность, взросление, женитьба, смерть и похороны). Когда мальчику исполняется три года, седлают коня, ребенка обучают верховой езде. Ашамай - это вид седла, сделанного специально для обучения ребенка верховой езде. У ашамая, как и у простого седла, бывают две стороны (передняя и задняя), две боковые стороны, окпан. Вместо стремян используют тепкишек. Тепкишек - это небольшая переметная сумка, сшитая из кошмы. Чтобы тепкишек был красивым, его с двух сторон обшивают тканью. Еще одна составная часть ашамая - колтырмаш. Колтырмаш - это тонкая, опорная палка, соединяющая переднюю и заднюю стороны ашамая. В день, когда ребенок садится на коня, собираются все люди аула. К гриве и хвосту коня, к шапке ребенка, одетого в новую одежду с головы до ног, пришивали перья филина . Казахи очень ценили филина и говорили: "Филин - это птица, оберегающая от злых духов и бесов". Большое внимание уделялось обучению коня, на котором должен был ездить ребенок. Он должен был быть и смирным, и красивым. Особенно помнили, что конь должен быть примерно того же возраста, что и мальчик, трехлетком или четырехлетком. Честь подъема мальчика в седло на коне выпадала на долю одного из лучших ездоков. Мальчика сажают на коня, его ноги засовывают в тепкишек, поясницу обматывают тоненьким одеялом и привязывают к колтырмаш, чтобы не болело тело. В этот момент из толпы, собравшейся на той, выходит человек и говорит: Потуже привяжите колтырмаш ашамая, Пусть ребенок в дороге не устанет. Мальчик, сидя на лошади, вытянув руки перед собой, просит благословения у аксакалов аула. Аксакал благословляет так: Проходи через высокие горы, Через быстротекучую реку, Через густые, непроходимые леса, Через большие озера, Через много стран, Проходи через пустыни, Где и крылья птицы устают. Находи дорогу в бездорожье, будь впереди войска в битвах. Пусть будет готов всегда твой конь, Этого желаю тебе. Да будет так, Аллах велик!
Скачать |