Традиции и обряды казахского народа


Ашамай
ИЗ КНИГИ О. ЖАНАЙДАРОВА "ТЕНГРИАНСТВО:
МИФЫ И ЛЕГЕНДЫ ДРЕВНИХ ТЮРКОВ"
НЕКОТОРЫЕ ОБЫЧАИ И ПОВЕРЬЯ КАЗАХОВ, СВЯЗАННЫЕ С КОНЕМ

В религиозно-мифологическом мировоззрении кочевников Конь имеет свое особое примечательное место, и эта тема давно стала предметом исследования многих ученых.
В бытовой жизни кочевников среди четырех разновидностей домашних животных Конь всегда ценился выше других и занимал свое особенное, главное место. "Лев - царь зверей, конь - царь домашнего скота", "Крылья батыра - конь", "Неудачливого джигита выручает удачливый конь",- так говорят народные поговорки.
"Жизнь может выдумывать всякую всячину, но если у тебя нет хорошего верного коня, это равносильно твоей смерти" - поется в народной песне.
Казахи очень ценили и берегли коней, любовно называли их "мудрым животным", "безъязыким человеком", "человекоподобным зверем". Их любовь к коням такова, что степные номады своих горячо любимых детей называли лошадиными прозвищами: "жеребенок мой", "жеребеночек мой"- "кулыным-кулыншагым", а справедливого и честного человека именовали "аргамаком". При этом и самого коня называли человеческими именами, давая теплые человеческие прозвища "карагым" - зрачок моих глаз", "шырагым" - светоч ясный и т.п.
Такое отношение к лошади, возвеличивание и почитание коня, связано с ведущей ролью этого благородного животного в кочевой жизни и быту казахов.
Есть группа обычаев и поверий, связанных с конем, которые тесно переплетаются с периодами человеческой жизни: (рождение, детство, отрочество, юность, взросление, женитьба, смерть и похороны).

Когда мальчику исполняется три года, седлают коня, ребенка обучают верховой езде. Ашамай - это вид седла, сделанного специально для обучения ребенка верховой езде. У ашамая, как и у простого седла, бывают две стороны (передняя и задняя), две боковые стороны, окпан. Вместо стремян используют тепкишек. Тепкишек - это небольшая переметная сумка, сшитая из кошмы. Чтобы тепкишек был красивым, его с двух сторон обшивают тканью. Еще одна составная часть ашамая - колтырмаш. Колтырмаш - это тонкая, опорная палка, соединяющая переднюю и заднюю стороны ашамая.
В день, когда ребенок садится на коня, собираются все люди аула. К гриве и хвосту коня, к шапке ребенка, одетого в новую одежду с головы до ног, пришивали перья филина . Казахи очень ценили филина и говорили: "Филин - это птица, оберегающая от злых духов и бесов".
Большое внимание уделялось обучению коня, на котором должен был ездить ребенок. Он должен был быть и смирным, и красивым. Особенно помнили, что конь должен быть примерно того же возраста, что и мальчик, трехлетком или четырехлетком. Честь подъема мальчика в седло на коне выпадала на долю одного из лучших ездоков. Мальчика сажают на коня, его ноги засовывают в тепкишек, поясницу обматывают тоненьким одеялом и привязывают к колтырмаш, чтобы не болело тело. В этот момент из толпы, собравшейся на той, выходит человек и говорит:

Потуже привяжите колтырмаш ашамая,
Пусть ребенок в дороге не устанет.

Мальчик, сидя на лошади, вытянув руки перед собой, просит благословения у аксакалов аула. Аксакал благословляет так:

Проходи через высокие горы,
Через быстротекучую реку,
Через густые, непроходимые леса,
Через большие озера,
Через много стран,
Проходи через пустыни,
Где и крылья птицы устают.
Находи дорогу в бездорожье,
будь впереди войска в битвах.
Пусть будет готов всегда твой конь,
Этого желаю тебе.
Да будет так, Аллах велик!




Скачать