Тенгрианство


После получения независимости нашим многострадальным народом со всей остротой встал вопрос об осознании корней нашей культуры,  о возрождении национальной традиции.

       Раньше, всего лет десять с небольшим назад, деятели культуры Казахстана, наша, с позволения сказать элита, или так называемая творческая интеллигенция в большинстве своем  особо не утруждала себя вопросом о том,  как быть и что делать с национальной культурой. Задача для них была ясно сформулирована Советской властью: « Содержание социалистическое, форма национальная». Теперь же с уходом социалистического содержания, с этим самым содержанием стали происходить довольно интересные вещи.

       Интеллектуалы- философы, эти яйцеголовые умники, которые напускают, на себя Бог знает что, в спешном порядке, не долго думая, начали заполнять образовавшуюся нишу своими измышлениями, совершая, по-моему, «диагональные вторжения». Их «вторжения» носят следующие блестящие кодовые названия: «герменевтическое чтение», «постмодернистский дискурс» и т.д. Последний крик моды в этом ряду называется «интеллектуальный номадизм».

       Есть и другие изыскания (интеллектуальные), но они в отличие от наших номадов ничего существенного не предлагают. Так, переливают из пустого в порожнее. Что касается интеллектуального номадизма, то, надо отдать должное, они озвучивают довольно существенные вещи. А потом, за этой тенденцией стоит молодое поколение философов, свободолюбивых и обладающих неординарным мышлением. Так что они еще долго будут скакать вдоль и поперек по казахской (и даст Бог, не только по казахской) культуре.

       Есть вторая тенденция в плане поисков корней нашей культуры, наших истоков, или употребим же модное нынче слово - нашего Архэ. Эту тенденцию отличает от первых серьезность намерений, в то время как первые совершают променады в свое удовольствие.

       Представители второй тенденции – ученые, философы, интеллектуалы, то бишь деятели культуры, которые являются мусульманами или прикидываются таковыми, а также официальные деятели ислама. Они говорят, что всякая культура основывается на национальной традиции, а традицию создает религия. Ну и затем, как само собой разумеющееся: религией наших предков был ислам.

При этом тенгрианство, то есть настоящая религия наших предков, ими не воспринимается всерьез. Можно от них услышать, например, такое мнение: мол, тенгрианство как форма поклонения Единому Богу у наших предков существовало еще до того, как был дан человечеству Коран, поэтому мы можем гордиться своими предками, поскольку они уже догадывались об Аллахе. Ну, а Тенгри на нашем языке означает, мол, то же самое, что и Аллах по-арабски. Ну, слова «по-арабски» я уже добавил от себя. Они обычно не говорят о том, что слово «Аллах» арабское слово.

Также широко распространенно мнение, что есть лишь один Бог – Творец всего сущего, и что каждый народ называет его по-своему. Автор этой статьи берет на себя смелость утверждать, что это распространенное мнение является довольно глубоким заблуждением.




Скачать