Жизнь и творчество Римского-Корсакого



Николай Андреевич Римский-Корсаков

1844-1908

Николай Андреевич Римский-Корсаков родился в городе Тихвин Новгородской губернии в дворянской семье.Первоначальное общее и музыкальное образование получил дома. С детства его влекло к музыке. Мама композитора научила маленького Нику любить всё прекрасное.

По семейной традиции в 12-летнем возрасте его определили в Морской корпус в Петербурге. Так Николай стал кадетом. Там он изучал не только военные науки, но и продолжал обучаться игре на фортепиано.

Получив звание офицера, он отправляется в трехгодичное плавание на клипере «Алмаз». Много ярких образов природы, особенно картин моря, осталось в его памяти за время путешествия. За время этого долгого плавания он повидал суровые северные моря и тропический океан, испытал океанские штормы и штили. Это послужило композитору источником вдохновения. С большим мастерством композитор живописал средствами музыки разные явления природы.Писать музыку в каютных условиях было не так легко, ведь не было рояля. Как  только корабль заходил в порт, Римский-Корсаков бежал в близлежащий ресторан, где был инструмент, чтобы сыграть то, что сочинилось в пути.

Красочные музыкальные картины морской стихии есть в его операх "Садко", "Сказка о царе Салтане", в сюите для симфонического оркестра "Шехеразада" и в некоторых других произведениях.

В 1861г он познакомился с М. А. Балакиревым, В. В. Стасовым, M. П. Мусоргским, Ц. А. Кюи, позднее - с А. П. Бородиным, вместе с ними он стал

членом музыкального кружка "Могучая кучка", под воздействием которого сформировались его эстетические взгляды, определились  национальная основа и направленность  творчества. Творческую индивидуальность
 Римского-Корсакова выявляют, прежде всего, программные произведения этих лет — симфоническая музыкальная картина "Садко"  и опера «Псковитянка». Именно тогда он решает прочно связать свою жизнь не с морем, а музыкой.

В 70-е годы музыкальная деятельность Римского-Корсакова значительно расширилась. Он стал профессором Петербургской консерватории, инспектором Музыкантских хоров (духовых оркестров) Морского ведомства, директором Бесплатной музыкальной школы, дирижёром симфонических концертов и оперных спектаклей, интенсивно работал над совершенствованием своей композиторской техники,

Поняв, что ему не хватает теоретических знаний, Римский-Корсаков углублённо изучал музыкальные дисциплины и творения мастеров прошлого.

В 1972 году Римский-Корсаков  связывает судьбу с пианисткой Надеждой Николаевной Пургольд, которая активно участвовала в музыкальных собраниях «Могучей кучки». Она была и музой, и соратником мужа, впоследствии      издала музыкальные воспоминания композитора.

Творчество Римского-Корсакова 80-х годов связано, главным образом, с

симфоническими жанрами. В эти годы созданы "Сказка" для оркестра, ряд сочинений на подлинные русские народные темы, в том числе, концерт для

фортепиано с оркестром, фантазия для скрипки с оркестром, а также вершинные творения Римского-Корсакова в области симфонической музыки - "Испанское каприччио" и "Шехеразада".

Новый подъём творчества связан с обращением Римского-Корсакова к народной песне. Он составил сборники "100 русских народных песен", "40 песен" Увлечение фольклором, древне-славянскими мифологическими представлениями, поэзией языческого поклонения солнцу, красотой народных обрядов и картин патриархального быта нашло отражение в опере «Снегурочка».

В начале 90-х годов в творческой деятельности Римского-Корсакова наступил перерыв, вызванный, с одной стороны, тяжёлыми переживаниями (смерть матери и двоих детей), с другой — стремлением осмыслить новые пути своего творчества. В это время он редактировал старые свои сочинения, много читал, писал статьи. С середины 90-х годов вновь начался подъём творчества. Ведущим жанром этого периода становится опера. Им были созданы такие произведения: «Ночь перед Рождеством», «Садко», «Моцарт и Сальери», «Царская невеста»

В начале 1900-х годов творчество Римского-Корсакова обогатилось новыми чертами – любованием красотой и отточенным совершенством формы. Всё это отчётливо проявилось в опере «Сказка о царе Салтане» .

Широкую популярность получил музыкальный эпизод «Полет шмеля».

Творческий путь Римского-Корсакова завершает опера «Золотой Петушок», в которой дана острая, беспощадная критика царского самодержавия.




Скачать