Казахстан во времена Советского Союза


Ситуация сложившаяся в Казахстане в начале 20 века подтверждала общую картину экономического и политического кризиса, охватившего страну. Здесь всё говорило о необходимости перехода к новым принципам хозяйственной политики, определяющим стержнем которой должна была стать идея восстановления нормальных экономических отношений. В этой связи большевики вынуждены были отойти от утопических догм революционного романтизма. Основой изменений служили более толерантная по отношению к различным формам собственности политика и осознание невозможности дальнейшего игнорирования товарно-денежных отношений. Начало перехода связано с 10-м съездом Компартии (март 1921 г.). Именно на нём было принято решение о переходе от продразвёрстки к продналогу (фиксированный налог). Помимо изменений в налоговой политике были предприняты действенные акции в ряде других фрагментов экономических отношений: финансах, кредитах, трудовом законодательстве и т.д. Кардинальные меры сразу же сказались на состоянии народного хозяйства. Вскоре обозначилась тенденция к его восстановлению. Так, уже к концу 1925 г., уровень производства промышленной продукции возрос по сравнению с 1920 г. В 5-6 раз. В действие было введено более 60% предприятий промышленности против 17% в 1921 г. Свидетельством улучшения благополучия в экономике было развитие транспорта. Помимо старых магистралей в действие вступили и новые: Петропавловск-Кокчетав, Славгород – Павлодар. Подъём наметился и в сельском хозяйстве. В традиционно зерновых районах Уральской, Акмолинской и Семипалатинской областях был, достигнут уровня 1913 года. Стала выходить из кризиса животноводческая отрасль. В Казахстане по сравнению с 1922 г. Поголовье скота в 1925 г. Удвоилось, постепенно восстанавливалось кочевое скотоводство. Быстрые результаты дал НЭП и в Туркестане. В 1924 г. Здесь работало уже 35 хлопкозаводов. Стоимость валовой продукции хлопкоочистительной промышленности за один год возросла почти на 40 миллионов рублей. Валовая промышленность всего Туркестана достигла 80% довоенного уровня.

Либерализация экономической жизни вызвала некоторые изменения и в общественно-политической сфере. В Туркестане в 1918-1919 гг. были ликвидированы суды казиев и конфискованы вакуфные земли. Это породило басмаческое движение, особенно в Ферганской долине, где ислам имел традиционно развитую инфраструктуру. В 1922 г. ТуркЦИКом были возвращены вакуфные земли и легализованы суды казиев. Благодаря этим акциям социальная база басмачества стала сужаться. Политика в отношении религии со стороны власти в первой половине 20-х годов стала более терпимой. Наряду с восстановлением шариатских судов и возвращения вакуфных земель власть официально санкционировала право на отправление религиозных обрядов и праздников. Еженедельным днём отдыха становилась пятница – из-за подавляющего числа мусульман среди жителей Туркестана. Компромиссы, на которые в годы НЭПа власть пошла в области конфессиональной политики, способствовали тому, что часть мусульманских священнослужителей стала поддерживать её акции. В январе 1924 г. Улемы Западной Бухары приняли резолюцию, в которой говорится, что басмачи не защитники а отверженные враги ислама.
Духовенство поддержало и земельно-водную реформу.

Ориентация на философию НЭПа как более позитивную модель реформирования общества оказалась недолгой. Уже со второй половины 20-х гг. большевистское государство, оправившись от кризиса, начинает отходить от идеологии НЭПа, вновь переводя политику к более жёсткому принципу.




Скачать