Роль и взгляды Алихана Букейханова


Осмысление проблем истории Казахстана первых двух десятилетий XX века являются одними из актуальнейших, сложнейших во многом противоречивых вопросов современной исторической науки. Начало XX века в истории казахов занимает особое место. Широкое рассмотрение вопросов истории казахского народа, тесно связанно с элитой, сформировавшаяся в конце ХIХ - начале XX века, интеллигенцией представляющая собой «не однородный пласт». Ни по происхождению, ни по взглядам путей развития казахского народа.

Стремление царизма подавить все зачатки казахской самобытности прослеживающее на протяжении лет с воссоединения Казахского ханства и Российской империей. Попытки искусственной замены культуры, идеологии, традиции казахского народа приводят к большому упадку степного народа. Предпринимаются различные пути колонизации казахского народа; казачья экспансия, переселение крестьян. Одним из главных целей колониальной политики было стремление расколоть общество на разрозненные группы. Существует много различных путей, одним из них было обучения в российских учебных заведениях детей казахов, их обрусение, привитие им чувства превосходства русского над родным и в дальнейшем проведении через них политики царизма. Но получив блестящее образование и понимая все тяготы проводимой политики царизма в степи, казахская интеллигенция стремиться к освобождению народа и активно включается в борьбу с несправедливостью данной политики. Этот период представлен плеядой ярких личностей такие как: А. Байтурсынов, Ж.Акпаев, М. Тынышпаев, Ж. Сейдалин и другие.
Одним из них является – Букейханов Алихан Нурмухамедович (1870, по др. данным, 1866, аул Токраунской волости Каркаралинского уезда Семипалатинской области - 27 сентября 1937). Выходец из знатной (султанской) семьи. Окончил Омское техническое училище. Затем (1894г) блестяще окончил Императорский Лесной Институт экономический факультет в Санкт- Петербурге. Ученый, преподаватель, журналист, этнограф, публицист и социолог, на долю которого выпала тяжелая, сложная историческая миссия возглавить народ национального освободительного движения, быть главой первой казахской автономии Алаш-Орда. Просто невозможно охватить многогранную деятельность этого выдающегося человека. В попытке проследить хронологическую последовательность становлении политических, научных и других на взглядов А. Букейханова обратимся к истории.

В 1903 году в Петербурге вышел 18 том собрания под общим названием "Россия. Полное географическое описание нашего края". В этом томе, посвященном Казахстану, одним из авторов был Букейханов, написавший раздел "Распределение населения киргизского (т.е. казахского) края по территории, его этнографический состав, быт и культура". В этом разделе он дал общую характеристику культуры казахского народа, привлекая материалы "народной литературы", остановившись в особенности на анализе поэмы "Козы-Корпеш и Баян". Примечательно то, что он специально выделяет Абая, высоко оценивая его как "представителя нового течения" в казахской поэзии. Букейханов и позже старался представить Абая русскому читателю, и это не случайно, поскольку поколение интеллигентов-казахов начала XX в., ратовавших за государственное самоопределение казахского народа, всячески подчеркивало свое идейное родство с Абаем, стремилось широко освоить культурное наследие прошлого как стимул к пробуждению и развитию национального самосознания. Также Букейханов в рядах казахских просветителей, принимает активное участие в разработке «новометодной» или джангирской школы, которая стремиться более творчески и ближе подойти к нуждам национального образования, синтезировать лучшее из традиционной этнопедагогики с передовыми идеями русско-европейской школы. Вооруженные знаниями родной, восточной, русской, европейской культурами казахская интеллигенция сформировывало идеологию национально-освободительного движения начала ХХ века. В 1904 году Букейханов работал в составе экспедиции Ф.А.Щербиным, подготавливавшей материалы к широкому переселению русских крестьян на земли казахов. С 1905 года состоял в конституционно-демократической партии, провел собрание в Уральске и Семипалатинске с целью организации казахского отделения партии кадетов. В 1905 году участвовал в Каркалинском движении протеста против притеснений царизма, организовал подписи 14500 человек под петицией, известной как Каркалинская петиция. В 1905 г. по Семипалатинскому округу был избран депутатом в Первую Государственную Российскую думу, участвовал в составлении документа, названного Выборгским манифестом, осуждающим роспуск царской Думы. За интенсивную деятельность против колониальной политики царского самодержавия сидел в тюрьмах Семипалатинска и Павлодара. После революции 1905- 1907 годов, вышедший царский манифест «дарующий» народам России относительную политическую свободу. В этот период Букейханов работал в кадетских газетах "Иртыш", "Омич", "Голос" в качестве редактора. Также это событие в России вносит свой коррективы и в деятельность казахской интеллигенции, а именно она энергично берется за создание своих печатных изданий.




Скачать