Казахстан в эпоху каменного века


Современные представления о жизни далеких предков основываются на изучении мест стоянок, пещер, гротов, где сохранились остатки труда человека — каменные орудия, отходы при их изготовлении, остатки пищи — кости животных.

Немалое значение имеют и этнографические данные из жизни так называемых отсталых народностей современности. Они позволяют лучше объяснить некоторые стороны материальной и духовной культуры древнейшего человечества. Но главную информацию все же дает наиболее массовый материал первобытного общества — каменные орудия труда.

История человечества делится на большие периоды, связанные с развитием той или иной социально-экономической формации. В археологии разработана своя периодизация, согласно которой история человечества делится на эпоху камня, бронзы, железа и средневековья.

В свою очередь, каждая из перечисленных эпох подразделяется на периоды и культуры. Каменный век делится на три периода — палеолит, мезолит и неолит.

Эпоха древнего каменного века — время становления человечества и его хозяйства — характеризуется низким уровнем производительных сил. Примитивная хозяйственная деятельность заключалась в использовании готовых продуктов природы. Первобытный человек собирал дикорастущие злаки, плоды и ягоды и охотился на диких животных.

Взаимоотношения людей строились на экономическом равенстве членов коллектива, на естественном половозрастном разделении труда и были по своему характеру коллективистскими.

Общественная организация людей в эпоху палеолита прошла сложный и длинный путь развития. Начальным ее этапом было первобытное стадо — объединение для совместной защиты и нападения, охоты, собирательства.

 Это дородовое социальное образование отличалось аморфностью, неразвитостью общественных отношений, отсутствием общинно-домашнего хозяйства, в то жевремя ему была присуща некоторая упорядоченность брачных связей,

Первобытное стадо соответствует двум наиболее ранним ступе­ням нижнего палеолита — доашельскому и ашельскому периодам. В ашельскос время постепенно вызревают предпосылки для ново­го социального организма — первобытной общины.

В эпоху мустье уже существует оседлость, естественное разделение труда по полу и возрасту, возникают начальные формы общины. Человеческий коллектив позднего палеолита в социальном отношении характе­ризуется новой гранью — сложением зрелых форм первобытно-родовой общины.

Это качественный скачок, как полагают многие исследователи, совпал с трансформацией неандертальца в челове­ка современного физического типа (Homo sapiens)




Скачать