Как известно, первым, наиболее крупным ханом, сумевшим объединить несколько племен был Чингиз-хан (Тэмуджин). Эти племена располагались на территории от Байкала, верховьев Енисея и Иртыша на севере до пустыни Гоби на юге. Ведя сходный образ жизни эти племена были во многом похожи друг на друга. Основное занятие - скотоводство, охота и грабеж других племен. До Тэмуджина племена в крупные союзы не объединялись, постоянно враждуя друг с другом. Наиболее крупными племенами были: меркиты, найманы, кереиты, кунграты и др. После распада родового строя, не последовало ярко выраженного рабо-владельческого строя, в основном труд воинов, захваченных в плен и при-равненных по своему положению к положению раба, использовался для того, чтобы пасти скот, прислуживать нойону (феодалу), или же пленного посылали обучаться определенному ремеслу. Во главе племени стоял нойон, его ближайшее окружение составляли его вассалы - нойоны, но не такие крупные, практически все молодые мужчины - воины. В каждом пле-мени присутствовал шаман, религия - языческая. Каждый мужчина с дет-ства готовился стать воином, все представители кочевых племен мастер-ски владели мечем, луком и копьем. А на коня ребенок садился, когда на-чинал ходить, одним словом, прирожденные воины. Культура у кочевников была не на очень высоком уровне, все необходимое они покупали у китай-цев или тангутов, в обмен на шкуры убитых зверей и некоторые другие то-вары, которые они добывали в основном своим занятием – разбоем. Монгольское государство основывалось на принципах военно-административной организации. Территория и население были разделены на 3 военно-административных округа: правое крыло (барнгар), левое крыло (джунгар) и центр (кул). Каждый округ состоял из нескольких туменов, тумены состояли 10 «тысяч», каждая тысяча – из 10 «сотен». Начальниками округов и туменов, а также «тысяч» были родственники Чингиз-хана и его сподвижники-найоны. Они же и были командирами соответствующих подразделений армии. Армия отличалась железной дисциплиной и высокой боеспособностью. Созданная Чингиз-ханом система государственного устройства была при-способлена для достижения поставленных целей. Приход Чингиз-хана. Для объединения разрозненных племен в сплоченное, сильное мобиль-ное, с жесткой дисциплиной войско-государство многое сделал Темучин, в последствии Чингиз-хан. Его отец был Есугей-богатур-тайгиут, а мать Ол-гун, представительница рода конграт. Есугей-богатур, ведя непрерывные войны против меркеитов и татар, сумел объединить вокруг себя несколько крупных и мелких племен, создав свой большой улус. Но в возрасте 30 лет был отравлен. На долю его жены и сына выпали тяжелые испытания. Ос-тавшись без сильного руководства улус постоянно подвергался нападени-ям со стороны враждебных племен. Вскоре от огромного улуса остается лишь юрта, в которой живет семья Темучина. Сумев пережить несколько зим (это очень редко встречается в степи) в одиночестве Темучин подрас-тает и начинает объединять вокруг себя преданную ему дружину нукеров. Темучин, отличавшийся от своих сверстников умом и хитростью, сумел сплотить вокруг себя преданных ему людей, возвратить угнанные стада и рядом удачных набегов снискать себе славу отважного бахадура и к концу XII в. стать одним из предводителей в монгольских степях. Покорив в ре-зультате кампании 1204-1205 гг. главных своих противников, Темучин за-вершил объединение под своей властью всех главных племен Монголии. Весной 1206 г. у истоков Онона состоялся курултай монгольской знати – сторонников Темучина, на котором он торжественно под реяние белого священного знамени с девятью хвостами, был провозглашен правителем монголов. Одновременно курултай утвердил за Темучином титул Чингиз-хана, совершенно вытеснивший его личное имя. Значение титула Чингиз (Чингис, Хингис) – хан, до сих пор точно не установлено. По мнению ряда востоковедов, титул чингиз происходит от тюркского слова Тенгиз – море, океан; и композит Чингиз-хан, соответственно, означает «Океан-хан», т.е. «Владыка океана», «Всемирный хан».
Скачать |