Нарушение прав и свобод человека через призму истории: Семиреченская трагедия на страницах Туркестанской периодической печати


В освещении вопросов истории народов Центральной Азии и Казахстана конца XIX-начала ХХ веков одним из важных источников являются материалы периодической печати. Так как в условиях, когда не сохранились архивные документы национальных организаций того периода, материалы периодической печати играют незаменимую роль и показывает различные точки зрения на ту или иную проблему. В частности, документы заседаний Центрального Совета мусульман края постоянно публиковались на страницах газет. «Кенгаш», «Улує Туркистон», в них отражались многие проблемы и вопросы социально-политической, экономической и культурной жизни Туркестана, в том числе освещаются трагические события, происходившие в Семиреченской области.
В конце XIX - начале XX веков в результате переселенческой политики царского правительства, у коренного населения Семиреченской области отнимались лучшие земельные участки, которые затем передавались в распоряжение переселяемых из Европейской части России крестьян. Царское правительство проводило в отношении коренного населения открыто шовинистическую политику, осуществляло в отношении него репрессивную политику. Эта ситуация стала одной из причин возникновения в Семиречье в 1916 году (как и в других местах Туркестана) широкого национально-освободительного движения. Данное движение было безжалостно подавлено царским правительством. В результате - несправедливая колониальная политика в отношении местного населения еще более усилилась, увеличились случаи грабежа имущества и убийств представителей местного населения.
Еще до октября 1917 года возникли трагические ситуации, которые стали результатом проведения царским правительством великодержавной политики в отношении местного населения Туркестанского края. Это положение подробнейшим образом описывалось в Туркестанской прессе и в особенности - на страницах национальной печати.
К примеру, газета «Кенгаш» писала относительно правительственных чиновников, которые под предлогом сбора средств для государственной казны осуществляли грабеж имущества казахского и киргизского населения: в Локульской волости солдаты правительственных войск увели 600 лошадей; 20 марта один прапорщик увел 67 лошадей, 48 голов скота, а 30 марта было уведено еще 100 лошадей. Солдаты и офицеры находили различные причины для грабежа местного населения. К примеру, прапорщик Туркин не придумал ничего лучшего как под предлогом защиты местного населения от нападения российских крестьян увести у него же 100 лошадей (1).
То, что крестьяне-переселенцы по части грабежа иногда не отставали от солдат на многих примерах описывает на своих страницах газета «Улує Туркистон». К примеру, в апреле 1917 года около 30-ти крестьян прибыли из Пржевальска и убив одного казаха увели 25 лошадей, похитили предметы быта; 20 апреля крестьяне убили уже трех представителей местного населения и увели более одной тысячи лошадей.
В конце этого же месяца опять же из Пржевальска прибыли крестьяне, которые ранив женщину-казашку, увели принадлежащие ей 10 лошадей (2). Из числа грабителей был пленен один солдат, которого местное население целым и невредимым сдало представителям власти на станции Кутумолди. Это только те события, которые произошли в короткий промежуток времени и только в пределах одной волости. Если учесть к тому же, что к местному населению добавились около одной тысячи человек, ранее бежавших от террора в Китай, а затем возвратившихся, то можно себе представить, насколько ухудшилось положение местного населения. В среде казахов господствовал голод и были отмечены случаи гибели от него, тем не менее крестьяне-переселенцы нередко отказывались продавать местному населению продукты питания. Казахско-киргизское население также не могло ехать в город за продуктами, так как переселенцы по дороге часто грабили и убивали их. К примеру, когда около 300 представителей местного населения приехало покупать продукты питания в Туруртамга, крестьяне- переселенцы убили девятерых из них и увели 70 голов скота (3).
Обеспокоенные трагическими событиями, происходившими в Семиречье, представители Ташкентского Общества «Шуро-и-Исламия» на своем собрании, проводившемся 27 апреля 1917 г. совместно с представителями рабочих и солдатских депутатов, приняли решение о направлении в Семиреченскую область своих представителей для изучения ситуации на местах. Согласно этому решению представители Ташкентского Общества «Шурои-Исламия» Садриддинхан Шарифходжа Эшан-угли, Мухаммад Расул Расулий, мулла Муслим Рахимжан-угли, Абдумажид Абдихан-угли, Азизхан Музаффархан-угли, мулла Шахмухаммад Шахахмад-угли, Адылбек Хукандбай-угли, мулла Олим Мухаммад Закир-угли, Ибрагим Абдухалим-угли Давлатшин, Закир Мустуков, Карим Асомиддинов, Кумушали Парпиев, Саидгазихан Саидахмадханов, Насырбаев и Садыкбай Мурадов побывали 1 мая в различных городах и уездах Семиреченской области. Назначенные представители были разделены на 5 групп, в состав каждой из которых входило по 4 человека как представителей «Шуро-и-Исламия», так и представителей Совета рабочих и солдатских депутатов (4).
Тем не менее случаи насилия и жестокостей в Семиреченской области не прекращались. Для обсуждения данных вопросов 27 мая в Пржевальске было проведено совместное заседание, в работе которого приняли участие представители Временного правительства, Совета рабочих и солдатских депутатов и Центрального Совета мусульман края. Принимавшие участие в работе заседания представители европейского населения абсолютно не считаясь с положением местного населения, приняли решение о переселении в Ток (на Западе Пржевальского уезда) людей, возвратившихся из Китая. С другой стороны, если бы они поселились в Нарыне, то однозначно должны были умереть от голода. Однако в самом Пржевальске оставались еще запасы урожая 1916 года, но крестьяне-переселенцы не допускали туда представителей местного населения. Представители казахского и киргизского населения обратились по этому поводу в Туркестанский комитет Временного правительства и к представителям Совета рабочих и солдатских депутатов края, однако эти обращения остались безответными.
Боясь повторения событий 1916 года, Временное правительство под различными предлогами продолжало укреплять военные силы. После того, как в начале мая российский консул в Кульдже отправил телеграмму о том, что «свыше 6 тысяч вооруженных дунган из Китая отправились грабить города Пржевальск и Верный, были собраны все солдаты Пржевальского уезда и им было роздано оружие. Уездный комиссар Временного правительства Шабалин лично раздал 450 винтовок (5). Вскоре вся эта масса оружия начала обрушиваться на головы местного населения. В результате отправления недостоверного сообщения погибло много представителей местного населения: казахов, киргизов, уйгур, дунган.
15 июня 1917 года Центральный Совет мусульман края отправил Совету рабочих и солдатских депутатов телеграмму следующего содержания: «Наши делегаты передают ужасающую информацию о положении киргизов (казахов – С.Ш.) в Семиречье (6). Киргизы (казахи – С.Ш.) в Семиречье безжалостно уничтожаются переселенцами. Возвращающихся из Китая киргизов (казахов – С.Ш.) не пускают к своим местам, за ними устроена настоящая охота, киргизы (казахи – С.Ш.) вконец обнищали, продовольствия нет, господствует голод, они продают жен и детей, даже отмечаются случаи людоедства. Русские переселенцы Семиречья вооружены, а киргизы (казахи – С.Ш.) безоружны, не хватает слов для описания участи киргизов (казахов – С.Ш.), необходимо предпринимать срочные меры» (7).
Центральный совет мусульман края очень надеялся на содействие со стороны Краевого Совета рабочих и солдатских депутатов, однако ни советы, ни представители Временного правительства не предприняли никаких практических действий по улучшению положения местного населения.
Один из представителей Центрального Краевого Совета мусульман Карим Асомиддинов, направленный в Пржевальский уезд, выступая на собрании общества «Иттифоš» 9 июля сообщил следующую информацию о геноциде казахско-киргизского населения. 231 казах и киргиз были убиты 6 мая переселенцами в Барскауне, когда шли за продуктами питания.
Представители, прибывшие из Ташкента стали непосредственными свидетелями следующих событий: к проживающим в межгорье киргизам прибыли один крестьянин и два солдата и отобрали для работы представителей 6 семей общим количеством 43 человека. По пути к ним присоединилось еще 4 солдата и поначалу они вытребовали у киргизов по 100 рублей, а затем некоторым отрубили головы, некоторых забили до смерти прикладами и таким образом общее количество убитых достигло 31 человека. Среди раненных были две женщины и шестеро детей, и только два четырехлетних ребенка не пострадали.




Скачать