Развитие авиации в Казахстане


После того как Казахстан принял решение о необходимости сотрудничества с иностранными компаниями, авиация Казахстана претерпела множество изменений и новшеств, таких как обновление национального авиапарка, путем приобретения зарубежных авиалайнеров и повышения уровня безопасности, как аэропортов так и в самолётах.
Стоит ли говорить, что сотрудничество с иностранными компаниями приводит не только к налаживанию торгово-экономических отношений, но и к повышению конкуренции со стороны иностранных компаний.

2.Состояние Казахстанской авиации.

После распада СССР гражданская авиация Казахстана развивалась примерно по той же схеме, что и российская. Предельно либеральная приватизация привела к тому, что в республике появилось более 50 авиакомпаний (в России - около 300). Разумеется, число их неуклонно сокращается и большинство компаний находится в крайне плачевном состоянии. По словам источника, хорошо знакомого с ситуацией, в Казахстане можно насчитать всего около десятка самолетов Ту-154М и Ил-62 «в приличном состоянии». Каждый сезон эти машины перекочевывают к новым перевозчикам: старые авиакомпании исчезают, оставляя за собой многочисленные долги .

Прямой наследник Казахстанского управления гражданской авиации СССР - национальный перевозчик «Казахстан Ауе Жолы» - обанкротился в 1996 г. На его базе была создана авиакомпания Air Kazakhstan, которая тоже достигла предбанкротного состояния. Ее долги государству превышают $30 млн., еще около $20 млн. компания должна Казкоммерцбанку, который владеет 50% ее акций.
Говорить о государственной стратегии развития гражданской авиации в Казахстане довольно затруднительно хотя бы потому, что за последние пять лет руководство Комитета Гражданской Авиации (КГА) меняется, чуть ли не ежегодно, а сама эта структура пережила четыре преобразования, побывав то самостоятельным ведомством, то департаментом при Министерстве транспорта и коммуникаций, затем вернула себе самостоятельность, но осталась «при» этом министерстве. Примерно восемь месяцев назад правительство Казахстана совместно с британской корпорацией BAE Systems учредило новую авиакомпанию - Air Astana. По слухам, эта компания была «побочным продуктом» другой сделки - контракта на поставку в Казахстан радиолокационного оборудования для системы ПВО. Air Astana изначально задумывалась как «наглядный положительный пример» - для нее даже в новом законе о гражданской авиации было введено понятие «флагманский перевозчик». Статус национального перевозчика до сих пор числится за Air Kazakhstan. В каждой из этих компаний правительство контролирует по 50% акций, так что основные конкуренты подконтрольны государству. Как выразился один высокопоставленный представитель компании Boeing, «понять это не возможно».

Изначально планы Air Astana были скромными - начать перевозки внутри республики на двух старых Boeing 737-200(рис.2), которые уже не соответствуют мировым нормам по уровню шума и потому стоят весьма дешево. Как объясняли прошлой осенью руководители КГА, «сейчас у республики нет средств на приобретение более новых машин, но впоследствии они будут заменены». С тех пор успело смениться само руководство КГА, а Air Astana в мае-июне получила два Boeing 737-700(Рис.3) и один 737-800

Все самолеты новейшие - буквально с завода, как говорят пилоты. На церемонии получения самолетов президент Казахстана Н. Назарбаев заявил, что он поручил правительству поставить Air Astana на коммерчески выгодные маршруты и будет лично это контролировать.




Скачать