Астана - общие сведения


Астана́ (с казах. Астана — «столица») — столица Казахстана с населением (по состоянию на 1 сентября 2008) — 626,2 тыс. жителей (второй в республике по численности после Алма-Аты).

Прежние названия Акмолинск с 1830 по 1961, Целиноград с 1961 по 1992, Акмола с 1992 по 1998.

С 10 декабря 1997 является столицей Республики Казахстан.

Город расположен в степной полосе на реке Ишим, на месте его наибольшего сближения с Нурой.

История и развитие
Акмола основана в 1832 году как казачий форпост, изначальный статус — приказ (Акмолинский). Основатель — полковник Фёдор Кузьмич Шубин-второй, участник Бородинского сражения. Слова Акмола и Акмол в переложении с казахского языка имеют 2 основные трактовки («Белая Могила» и «Белое изобилие»). С одной стороны трактовка «Белая Могила» возможна, так как в 20-ти километрах от города находится одноименное урочище, известное тем, что там, на вершине белого известнякового холма имеется могила местного бия. С другой стороны, трактовка «Белое изобилие» не менее правдоподобна, так как регион Акмолы был признанным скотоводческим центром со значительным производством молока и кисломолочных продуктов.

Акмолинский приказ был поставлен на старом караванном пути из Средней Азии в Западную Сибирь, Акмола имела большое торговое значение, главным образом по торговле скотом.

После обретения столичного статуса и организации особой экономической зоны «Астана — новый город», в городе реализуется множество современных архитектурно-градостроительных проектов, а численность населения возросла с 270 тыс. человек в 1996 году до 500 тыс. (с учётом приезжих из пригородов и нелегальных мигрантов — 600 тыс.) в 2006 году

Экономика

Астана — не самый крупный экономический центр Казахстана. Большое влияние на хозяйственное развитие города оказала железная дорога на Карталы, построенная в 1931—1936 годах. В Астане — крупнейший в Казахстане завод сельскохозяйственных машин — ПО «Целинсельмаш», а также завод «Казахсельмаш» (бывший имени 50-летия СССР), специализирующийся на производстве сельскохозяйственных машин для районов подверженных ветровой эрозии. Имеются также следующие заводы: «Металлист», насосный, чугунолитейный, вагоноремонтный и другие предприятия машиностроения и металлообработки. Кроме этого, есть химический завод, предприятия лёгкой (кожевенно-пимокатный завод, швейная фабрика) и пищевой (мясокомбинат, маслозавод, молочный комбинат, мельницы) промышленности, лесопильный и кирпичный заводы, типография и т. д. Близ Астаны — каменноугольные шахты (Максимовка). Производство стройматериалов. Урановые рудники.

Транспорт

Железнодорожный узел на стыке линий Петропавловск — Караганда — Балхаш и Астана — Карталы — Магнитогорск. В городе расположено управление Целинной железной дороги. Крупный узел шоссейных дорог: через город проходят автодороги М-36 Челябинск — Алма-Ата и А-343 Астана — Петропавловск. Аэропорт.

Городской транспорт представлен троллейбусами с 1983 г. 3 маршрута, однако, с 2006 г был оставлен только 1 маршрут № 4. 51,7 км контактной сети, 40 единиц), автобусами (30 маршрутов, ок. 550 единиц), маршрутными такси (21 маршрут, ок. 250 единиц). Общая протяженность городской маршрутной сети (2004) — 1720 км, годовой пассажирооборот — 115 млн.чел., стоимость проезда — 60 тенге (в маршрутном такси — 65), 11 автобусных предприятий. В городе также работает такси.

Культура

Также имеются четыре высших учебных заведения, Акмолинская областная филармония, музеи (историко-краеведческий музей, музей изобразительных искусств), театры (Национальный театр оперы и балета имени К. Байсеитовой, Казахский музыкально-драматический театр им. К. Куанышбаева, Русский драматический театр имени М.Горького), библиотеки.

К культурно-просветительским учреждениям города можно отнести также Конгресс-холл, Дворец молодёжи и Президентский Центр Культуры.

Монумент Байтерек (монумент) является главным символом города.

В городе начало развиваться молодое кино: "Бауырым (фильм)"

Городская геральдика
5 июня 2008 года на 16-й внеочередной сессии городского маслихата были утверждены новые герб и флаг столицы Казахстана.

Автором концепции и эскиза нового герба является Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.

В основу герба положен круг как выражение идеи совершенства и вечности. Центральным элементом стало объединение двух символов — Байтерека и шанырака. Художественное решение является образным выражением вектора развития современного Казахстана. В основании же Байтерека заложен орнамент «кусканаты» — птичьи крылья, восходящие к стилизованному изображению мифической птицы Самрук.

Пространство герба разбито на два кольца. Внешнее представляет собой глубинный пласт истории Великой степи. Часто красный цвет выбирался кочевниками для воинского знамени, символизируя ратную доблесть. Также он ассоциируется с такими понятиями, как рождение, рост и развитие. В окаймлении используется орнамент «волчий глаз», раскрывающий тотемный культ тюркских племён, ведущих свой генезис от Великой волчицы.

Внутреннее кольцо содержит новейшие символы независимости Казахстана и величия Астаны. Цвет небесной лазури является цветом государственного флага. Зелёная окантовка используется как декоративный элемент и несёт идею весеннего благоденствия и неувядающей юности.

Данное художественное решение является образным выражением вектора развития современного Казахстана, которое совмещает в себе как знак города, так и символ страны.




Скачать