Все страны с переходной экономикой сталкиваются с необходимостью достижения макроэкономической стабилизации. Эта задача является одной из важнейших в общей программе трансформации плановой экономики в рыночную. Макроэкономическая стабилизация предполагает решение целого комплекса проблем, связанных с замедлением или полной остановкой инфляционных процессов, сбалансированностью государственного бюджета, ужесточением налоговой и кредитной политики, достижением равновесия на рынке. Существуют разные экономические теории, объясняющие с тех или иных позиций характер и причины инфляции. Однако все они сходятся на том, что при определенном, высоком, уровне инфляция становится опасной для экономики и социальной стабильности общества. Отрицательно влияние высокой инфляции состоит в следующем: обесцениваются доходы населения, особенно занятого в бюджетной сфере; происходит перераспределение национального богатства от наиболее бедных к наиболее богатым слоям населения, что подрывает социальную стабильность в обществе и усиливает социальное расслоение; разрушается денежная система страны, иностранные денежные знаки начинают вытеснять национальную валюту в денежном обороте, расцветает бартер; денежные накопления предприятий обесцениваются, невозможны инвестиции, никакие долгосрочные решения не могут быть приняты, подрывается база для экономического роста. Для плановой экономики были характерны две формы инфляции: открытая (проходящая в виде одноразовых административных повышений цен) и скрытая. Последняя была основной формой обесценения денег и проявлялась в виде всеохватывающего дефицита товаров и услуг, ухудшения качества товаров при неизменной цене, «вымывания» дешевых товаров из ассортимента, наличия неудовлетворенного спроса в виде вынужденных сбережений населения. На старте рыночных реформ, сразу после либерализации цен, происходит их резкий скачок: накопленный в обществе скрытый инфляционный потенциал переводится в форму открытой инфляции. Другими словами, инфляция является неизбежным спутником начального этапа переходной экономики. Борьба с инфляцией и разработка специальной антиинфляционной программы является необходимым элементом стабилизации экономики. В основе такой программы должен лежать анализ причин и факторов, определяющих инфляцию, набор мер экономической политики, способствующих устранению или снижению уровня инфляции до разумных пределов. Составной частью программы шоковой терапии, разработанной специалистами Международного валютного фонда и Мирового банка для стран Восточной Европы, являются антиинфляционные меры из арсенала монетаризма. В самых общих чертах эта концепция рассматривает инфляцию как чисто денежное явление, вызванное чрезмерным количеством денег в обращении. Поэтому и введение инфляции в разумные рамки может быть осуществлено достаточно быстро путем сокращения платежеспособного спроса и денежной массы. Ряд исследователей полагают, что инфляция имеет немонетарную или, по крайней мере, не только монетарную природу. В качестве причин, вызывающих инфляцию, приводятся следующие: 1. Структурные диспропорции между отраслями и секторами экономики. Оставшиеся в наследство от централизованной плановой системы микро- и макроэкономические перекосы не только не соответствуют стандартам рыночной экономики, но и не позволяют быстро победить инфляцию. Последняя может быть остановлена только после радикальных структурных преобразований, на которые требуются десятилетия. 2. Высокий уровень монополизации экономики, что объясняет монопольный характер поведения производителей на рынке и устанавливаемые ими монопольные цены. 3. Глобальная милитаризация домашней экономики, гипертрофированный уровень развития ВПК. Эти сегменты экономики, по своему определению, являются нерыночными. Их продукция не ориентируется на свободный рынок и производится только по государственным заказам, а финансирование осуществляется из государственного бюджета. Факторы производства не являются достаточно мобильными и не могут быть легко перемещены в рыночно ориентированные секторы экономики. Другими словами, разрыв между спросом на потребительские товары, который предъявляет население, и рыночным предложением этих товаров не может быть легко устранен, что сохраняет базу для роста инфляции. Ряд авторов считают, что инфляцию вызывает рост издержек производства: давление растущих цен на энергосырьевые и другие ресурсы, рост транспортных тарифов и пр. При таком подходе первоначальный толчок росту цен дают производственные факторы, а деньги рассматриваются лишь в качестве пассивного инструмента. Тогда повышение цен требует «подтягивания» денежной массы (с учетом скорости ее обращения) к возросшему уровню цен. В современной рыночной экономике с ее развитой и гибкой кредитно-денежной системой подобное расширение денежной массы происходит автоматически. В переходной экономике такая система еще не создана, поэтому необходимы меры государственной политики, ведущие к гармонизации между ростом цен и объемом денежных средств. В противном случае возникает острая нехватка платежных средств, а инфляция издержек проявляется не столько в росте цен, сколько в кризисном сокращении производства. Поэтому сторонники концепции инфляции издержек считают, что монетарная антиинфляционная политика ведет не к подавлению или сдерживанию факторов инфляции, а лишь к острой нехватке платежных средств в стране. Ее результатом может быть углубление экономического кризиса в стране, дальнейшее сокращение производства, рост неплатежей. Применяемая монетарная программа дает эффект в виде замедления роста цен, который достигается не за счет устранения самих причин инфляции, а за счет падения объемов производства, что в конечном счете делает крайне непрочным и само замедление инфляции. Восточноевропейские страны с переходной экономикой, наиболее активно проводящие трансформационные преобразования, в основном ориентируются на монетарные концепции и подходы к стабилизации. Рассмотрим подробнее программу монетарной стабилизации.
Скачать |