Внешнеэкономические отношения государств Центральной Азии и КНР: реальность и перспективы.


После распада СССР и образования новых независимых государств начался новый период развития всесторонних отношений между странами Центральной Азии и КНР. В течение очень короткого исторического срока благодаря совместным усилиям глав государств успешно и устойчиво осуществляется переход от китайско-советских к китайско-центральноазиатским отношениям. Дружеские, добрососедские связи и взаимовыгодное сотрудничество между странами непрерывно развиваются, установлены отношения прочного партнерства, обращенного в XXI век. 
Результатом регулярных встреч глав государств этих стран на высшем уровне является фундаментальный пакет совместных деклараций соглашений, различных документов в качестве политической и юридической базы по регулированию всесторонних отношений. Это межгосударственные отношения нового типа, сущность и специфика которых заключается в том, что они предполагают долгосрочный характер развития взаимоотношений, направленных в XXI век на основе равенства государств. 
Завершился период длительной колониальной зависимости от России и диктата Москвы во всех сферах жизни центральноазиатских государств. Историческая справедливость была вновь восстановлена и страны Центральной Азии получили возможность самостоятельно решать свою судьбу на мировой арене. Подчиненные, зависимые отношения сменились на прямые межгосударственные контакты с зарубежными странами, в том числе с КНР, основанные на базе доверительных, добрососедских и дружественных связей на основе пяти принципов мирного сосуществования. Специфика межгосударственных отношений нового типа характеризуется также тем, что в мире на сегодняшний день сложилось уважительное отношение к правам народов на свободный выбор пути развития и формирование своей модели эволюции в многополярном мире. Разница в идеологии, общественном строе, уровне экономического развития, традициях, культуре - ничто не является препятствием в формировании всесторонних связей между странами. И этот принцип новых отношений, который прослеживается в отношениях межправительственных документах центральноазиатских государств с Китаем, отвечает интересам народов этих стран и отражает общепризнанные международные нормы межгосударственных контактов. 
В межгосударственных отношениях КНР и центральноазиатских государств особо следует отметить исключительное взаимное уважение к территориальной целостности и суверенитету, закрепленным в международном праве. Правительства центральноазиатских стран четко заявляют о том, что Тайвань и Тибет являются неотъемлемой частью Китая, а правительство КНР является единственно законным правительством, представляющим весь Китай. В свою очередь лидеры КНР в своих речах неоднократно подчеркивали, что Китай, установив добрососедские отношения со странами Центральной Азии, не стремится к созданию сферы собственного влияния в мире, включая и этот регион, к гегемонам или проведению силовой политики и готов поддержать усилия государств, направленные на стабильность в этом районе мира, укрепление сотрудничества в борьбе против терроризма, сепаратизма, религиозного экстремизма и наркобизнеса. 
Правительства центральноазиатских стран и КНР едины во мнении, что все спорные территориальные проблемы могут быть решены лишь мирным путем, посредством переговоров. Ярким подтверждением тому являются соглашения относительно "спорных" участков на границе соседствующими с КНР Казахстаном, Кыргызстаном, Россией. 
Отношения Китая с центральноазиатскими странами не носят характер союза. КНР как великая азиатская страна в своей внешней политике, пережив политический альянс с СССР в целях противоборства против ревизионизма СССР и империализма США в 60-е годы, совместное противостояние КНР и США по отношению к Советскому Союзу в 70-е годы, после окончания холодной войны проводит политику характера неприсоединения, невступления в политические альянсы с любыми державами и блоками государств. Правительство КНР считает, что в условиях многополярности в мире политика военных союзов идет в разрез с поддержанием стабильности в мире и не соответствует интересам народов. 
Эта позиция во внешней политике КНР встречает поддержку и уважение со стороны глав правительств центральноазиатских стран. Проблема безопасности для государств и народов является краеугольным камнем внешней политики как государств Центральной Азии, так и КНР. Отношения государств Центральной Азии с Китаем не направлены против какой-либо третьей страны и тем более не представляют угрозы для любых стран. Основная цель их сотрудничества - углубление взаимовыгодного экономического партнерства, поддержание мира, стабильности, добрососедства и дружбы, содействие совместному развитию и процветанию. Эти принципы отношений нового типа между странами Центральной Азии и КНР заложили прочную базу для двусторонних связей государств в различных сферах. 




Скачать