История древнего и средневекового Казахстана


Тер­ри­то­рия Ка­зах­ста­на ста­ла ос­ваи­вать­ся че­ло­ве­ком мил­ли­он лет то­му на­зад. Древ­ний че­ло­век уже в эпо­ху ниж­не­го па­лео­ли­та об­жил удоб­ные для жиз­ни, бо­га­тые ди­чью и ди­ки­ми пло­да­ми уро­чи­ща Ка­ра­тау, где об­на­ру­же­ны наи­бо­лее древ­ние сто­ян­ки эпо­хи кам­ня. По­сте­пен­но в эпо­ху сред­не­го и верх­не­го па­лео­ли­та он ос­ваи­вал Цен­траль­ный и вос­точ­ный Ка­зах­стан, Ман­гыш­лак.

Рас­коп­ки эне­о­ли­ти­че­ско­го по­се­ле­ния Бо­тай в Се­вер­ном Ка­зах­ста­не по­ка­за­ли, что Ка­зах­стан вхо­дит в зо­ну ос­вое­ния ко­ня и фор­ми­ро­ва­ния ко­че­вых ци­ви­ли­за­ций. От­кры­ты жи­ли­ща, мно­го­чис­лен­ные по­дел­ки из кам­ня и кос­ти, ко­то­рые по-но­во­му рас­кры­ва­ют древ­нюю ис­то­рию и ар­хео­ло­гию Ка­зах­ста­на в эпо­ху кам­ня.

Уже в эпо­ху брон­зо­во­го ве­ка, че­ты­ре ты­ся­че­ле­тия то­му на­зад, на тер­ри­то­рии Ка­зах­ста­на оби­та­ли пле­ме­на так на­зы­вае­мой ан­д­ро­нов­ской и бе­га­зы-дан­ды­ба­ев­ской куль­ту­ры. Они за­ни­ма­лись зем­ле­де­ли­ем и ско­то­вод­ст­вом, бы­ли пре­крас­ны­ми вои­на­ми, ос­во­ив­ши­ми бое­вую ко­лес­ни­цу. Изо­бра­же­ние ко­лес­ниц со­хра­ни­лось на ска­лах, где древ­ние лю­ди уст­раи­ва­ли свои пле­мен­ные свя­ти­ли­ща-хра­мы, кры­шей ко­то­рых был не­бес­ный свод. На плос­ко­стях обож­жен­ных солн­цем чер­ных скал лю­ди вы­би­ва­ли сце­ны пля­сок, изо­бра­же­ния солн­це­го­ло­вых бо­жеств, мо­гу­чих верб­лю­дов и бы­ков, во­пло­щав­ших об­ра­зы древ­них бо­гов.

По­след­ст­вии че­рез ка­зах­скую степь Дешт-и-Кип­чак про­хо­ди­ли вол­ны ко­чев­ни­ков – усу­ни и гун­ны в на­ча­ле на­шей эры, тюр­ки в 6–8 вв., ара­бы в 8–9 вв., огу­зы в 10–11 вв., мон­го­ло-та­та­ры в 13–14 вв. Ка­ж­дый из этих на­ро­дов ос­тав­лял след в ге­но­фон­де, язы­ке, куль­ту­ре, за­ня­ти­ях и ор­га­ни­за­ци­он­ной струк­ту­ре ка­зах­ских пле­мен.

Кур­га­ны знат­ных вои­нов, раз­бро­сан­ные по ка­зах­стан­ским сте­пям, от­ли­ча­ют­ся гран­ди­оз­ны­ми раз­ме­ра­ми на­сы­пей и са­мих усы­паль­ниц. Наи­бо­лее из­вест­ны нек­ро­по­ли Бе­га­зы и Дан­ды­бай в сте­пях Са­ры-Ар­ки и Та­ги­скент в При­ара­лье. Лю­ди эпо­хи бы­ли не толь­ко пре­крас­ны­ми вои­на­ми, пас­ту­ха­ми и зем­ле­дель­ца­ми, но и ве­ли­ко­леп­ны­ми ме­тал­лур­га­ми. Из брон­зы они из­го­тав­ли­ва­ли то­по­ры, но­жи, кин­жа­лы, ук­ра­ше­ния.

Они же на­ча­ли раз­ра­ба­ты­вать ме­сто­ро­ж­де­ния ме­ди, ко­то­рые ис­поль­зу­ют­ся до сих пор, - это Жез­каз­ган­ские и Са­як­ские мед­ные карь­е­ры. Жи­ли эти лю­ди в боль­ших по­се­ле­ни­ях и древ­них го­ро­дах, ок­ру­жен­ных сте­на­ми и рва­ми. Го­ро­да бы­ли на­се­ле­ны вои­на­ми и ре­мес­лен­ни­ка­ми, жре­ца­ми и зем­ле­дель­ца­ми. оби­та­ли эти пле­ме­на на тер­ри­то­рии Ка­зах­ста­на око­ло ты­ся­чи лет - с XVII в. до н.э. до IX- VIII вв. до н. э.

На сме­ну им при­шли са­ки. Так на­зы­ва­ли этот на­род древ­ние пер­сы, ки­тай­цы на­зы­ва­ли его "сэ", а гре­ки "ски­фы". Это бы­ли ко­чев­ни­ки, по­лу­ко­чев­ни­ки и зем­ле­дель­цы. Но пре­ж­де все­го они бы­ли пре­крас­ны­ми на­езд­ни­ка­ми. Пер­вы­ми в ми­ре са­ки нау­чи­лись стре­лять из лу­ка на пол­ном ска­ку.

В VI -III вв. до н. э. са­ки соз­да­ли свое пер­вое го­су­дар­ст­во, центр ко­то­ро­го на­хо­дил­ся в Же­ты­су (Се­ми­ре­чье), в юго-вос­точ­ном Ка­зах­ста­не. Ца­ри са­ков од­но­вре­мен­но ис­пол­ня­ли роль вер­хов­ных жре­цов. Са­ки име­ли свою пись­мен­ность, ми­фо­ло­гию и вы­даю­щее­ся ис­кус­ст­во ми­ро­во­го уров­ня, по­лу­чив­шее в на­уч­ной ли­те­ра­ту­ре на­зва­ние "ис­кус­ст­во зве­ри­но­го сти­ля". Сю­же­ты - хищ­ные зве­ри и тра­во­яд­ные жи­вот­ные, борь­ба ме­ж­ду ни­ми. Ше­дев­ры, сде­лан­ные из зо­ло­та и брон­зы, ук­ра­ша­ют экс­по­зи­ции му­зе­ев ми­ра.

Слож­ной бы­ла и язы­ко­вая си­туа­ция. При­ня­то счи­тать, что в те­че­ние 1 ты­ся­че­ле­тия до н. э. на­се­ле­ние Ка­зах­ста­на бы­ло пре­иму­ще­ст­вен­но но­си­те­лем ин­до­ев­ро­пей­ских, ин­дои­ран­ских язы­ков. Но сей­час все бо­лее ут­вер­жда­ет­ся мне­ние, что сре­ди пле­мен брон­зо­во­го ве­ка, и осо­бен­но са­ков, име­лись пле­ме­на, го­во­рив­шие на про­то­тюрк­ских язы­ках.

В кур­га­не Ис­сык, в по­гре­бе­нии "Зо­ло­то­го че­ло­ве­ка", бы­ла най­де­на се­реб­ря­ная ча­ша, на дне ко­то­рой вы­ре­за­на над­пись из 26 зна­ков. Она еще не про­чи­та­на. Од­ни уче­ные счи­та­ют, что над­пись вы­пол­не­на на од­ном из иран­ских язы­ков, дру­гие - что на про­то­тюрк­ском. Но, в лю­бом слу­чае, в это вре­мя на­чи­на­ет­ся фор­ми­ро­ва­ние об­ли­ка и язы­ка сред­не­ве­ко­вых и со­вре­мен­ных ка­за­хов, их пси­хо­ло­ги­че­ских сте­рео­ти­пов, мно­гих эле­мен­тов куль­ту­ры, бы­та и на­род­ных обы­ча­ев.

Се­ре­ди­на I ты­ся­че­ле­тия н. э. - важ­ней­ший этап в ис­то­рии ка­за­хов и всех тюр­ков. В это вре­мя на­чи­на­ет­ся из­ме­не­ние эт­ни­че­ской сре­ды - пре­об­ла­да­ние пе­ре­хо­дит к тюрк­ским пле­ме­нам, цен­тром ко­то­рых стал Ал­тай. Во вто­рой по­ло­ви­не VI в. в пись­мен­ных ис­точ­ни­ках фик­си­ру­ет­ся тер­мин "тюрк" в ки­тай­ской пе­ре­да­че - туц­зюе, в со­гдий­ской - турк).

Ар­хео­ло­ги­че­ское изу­че­ние тюрк­ских па­мят­ни­ков по­зво­ля­ет, в из­вест­ной ме­ре, со­пос­та­вить их с не­ко­то­ры­ми тюрк­ски­ми пле­мен­ны­ми объ­е­ди­не­ния­ми. На Сая­но-Ал­тае вы­де­ле­ны ар­хео­ло­ги­че­ские куль­ту­ры, со­пос­та­ви­мые с ран­ни­ми кыр­гы­за­ми, ран­ни­ми кып­ча­ка­ми, ран­ни­ми огу­за­ми. В хо­де меж­до­усо­биц, пле­мен­ных во­ин, борь­бы за власть и па­ст­би­ща жив­шая в сте­пях, до­ли­нах Ка­зах­ста­на часть тюрк­ских пле­мен пе­ре­се­ли­лась на юг-в Цен­траль­ную Азию (тюр­ге­ши, кар­лу­ки, кып­ча­ки, уз­бе­ки, огу­зы, турк­ме­ны-сель­джу­ки), Ма­лую Азию, на Кав­каз (турк­ме­ны и сель­джу­ки), в вос­точ­ную Ев­ро­пу (кан­га­ры-пе­че­не­ги, кып­ча­ки-по­лов­цы, тор­ки-огу­зы, чер­ные кло­бу­ки-ка­ра­кал­па­ки).

На тер­ри­то­рии Ка­зах­ста­на с VI в до на­ча­ла XIII в. су­ще­ст­во­ва­ли, по­сле­до­ва­тель­но сме­няя друг дру­га вплоть до мон­голь­ско­го на­ше­ст­вия, За­пад­но-Тюрк­ский, Тюр­геш­ский, Кар­лук­ский ка­га­на­ты, го­су­дар­ст­ва огу­зов, ка­ра­ха­ни­дов, ки­ме­ков, кып­ча­ков. По­сле мон­голь­ско­го на­ше­ст­вия, в на­ча­ле XIII в. сло­жи­лись улу­сы Мон­голь­ской им­пе­рии Джу­чи и Джа­га­тая, дав­шие за­тем жизнь Ак-Ор­де, Мо­го­ли­ста­ну, а поз­же -Ка­зах­ско­му хан­ст­ву.

Все эти го­су­дар­ст­ва име­ли сме­шан­ную эко­но­ми­ку. Пле­ме­на ско­то­во­дов со­сед­ст­во­ва­ли с пле­ме­на­ми зем­ле­дель­цев, степь и го­род до­пол­ня­ли друг дру­га. Го­ро­да Та­раз, От­рар, Ис­пид­жаб, Тал­хир стоя­ли на Ве­ли­ком Шел­ко­вом пу­ти, ко­то­рый со­еди­нял в древ­но­сти и сред­не­ве­ко­вье За­пад и Вос­ток: Япо­нию, Ко­рею и Ки­тай с Цен­траль­ной Ази­ей, Ира­ном, го­су­дар­ст­вом сель­джу­ков, Ру­сью и Ви­зан­ти­ей, Фран­ци­ей и Ита­ли­ей.

По Ве­ли­ко­му Шел­ко­во­му пу­ти рас­про­стра­ня­лись ис­кус­ст­во тан­ца и жи­во­пись, зод­че­ст­во и му­зы­ка. По не­му дви­га­лись ре­ли­гии: ма­ни­хей­ст­во и буд­дизм, хри­сти­ан­ст­во и ис­лам, ко­то­рый на­чи­ная с VIII в. ста­но­вит­ся пре­об­ла­даю­щей, а за­тем и един­ст­вен­ной ре­ли­ги­ей ка­за­хов. На бе­ре­гу Сыр­да­рьи, в г. Тур­ке­ста­не воз­во­дит­ся в кон­це XIV - на­ча­ле XV вв. ре­ли­ги­оз­ная свя­ты­ня всех тюр­коя­зыч­ных на­ро­дов - ком­плекс Ход­жи Ах­ме­да Яса­ви.

Пер­вое ка­зах­ское го­су­дар­ст­во бы­ло сфор­ми­ро­ва­но при ха­не Ка­сы­ме (го­ды прав­ле­ния 1511–1523). При Хак-На­за­ре (1538–1580) в рай­онах ко­че­вок раз­лич­ных групп пле­мен сфор­ми­ро­ва­лись Стар­ший жуз (Се­ми­ре­чье), Сред­ний жуз (Цен­траль­ный Ка­зах­стан) и Млад­ший жуз (За­пад­ный Ка­зах­стан); у ка­ж­до­го жу­за су­ще­ст­во­ва­ла кла­но­вая струк­ту­ра, а их ха­ны со вре­ме­нем ста­ли са­мо­стоя­тель­ны­ми пра­ви­те­ля­ми. Не­смот­ря на это, ка­за­хи ос­та­ва­лись еди­ным на­ро­дом.

Пе­рио­ды един­ст­ва че­ре­до­ва­лись меж­до­усоб­ны­ми кон­флик­та­ми. В на­ча­ле 18 в. ка­зах­ские хан­ст­ва под­верг­лись на­ше­ст­вию джун­гар – мон­голь­ских пле­мен, на­се­ляв­ших рай­он ме­ж­ду Тянь-Ша­нем и Ал­та­ем. Ка­за­хи бы­ли ра­зо­ре­ны, на­ча­лись мас­со­вые пе­ре­се­ле­ния. В этой си­туа­ции ка­зах­ские ха­ны об­ра­ти­лись за по­мо­щью к Рос­сии, имев­шей в ре­гио­не сис­те­му обо­ро­ни­тель­ных со­ору­же­ний. В 1731 хан Млад­ше­го жу­за Абул­хайр при­сяг­нул на вер­ность Рос­сии в об­мен на во­ен­ную по­мощь и за­щи­ту.




Скачать