Народно-освободительная борьба в период присоединения Казахстана к России


Крестьянское движение в Казахстане периода присоединения Ка¬захстана к России рассматриваются исследователями как одно из звеньев в истории национально-освободительной борьбы народов Рос¬сийской империи. Однако о характере, особенностях борьбы казахско¬го народа против колониальной политики России до сих пор среди ученых нет единого мнения.

Расхождения во взглядах по важнейшим вопросам народно-освобо¬дительного движения в изучаемый период объясняется прежде всего недостаточной изученностью социально-экономических отношений накануне, в период и после подавления восстаний. Сохранение в совре¬менной Казахстанике порою диаметрально противоположных сужде¬ний, в некоторой степени следует интерпретировать отсутствием серь¬езных документальных сборников и материалов. По инициативе Ин¬ститута истории и этнологии им. Ч. Ч. Валиханова были проведены конференции, посвященные 280-летию Абылай-хана, 190-летию со дня рождения хана Кенесары Касымова и 155-летию восстания под его руководством. Региональная конференция «Национальные движения в условиях колониализма (Казахстан, Средняя Азия и Северный Кав-каз)», объединившая усилия ученых по изучению данной проблемы, во многом способствовала расширению творческих контактов, взаимно¬му обмену взглядов, выработке новых концептуальных позиций, выяв¬лению специфики освободительных движений в различных регионах и обобщению устоявшихся положений в этом аспекте.

Первым и одним из самых значительных выступлений народных масс явилось движение под предводительством Срыма Датова. Основ¬ными причинами выступления казахов в Младшем жузе стали запре¬щение царизмом перехода казахов «на внутреннюю сторону», за Урал, ущемление прав части казахской знати, неограниченная власть хана и злоупотребления его ближайшего окружения. Батыру Срыму были присущи наивно-монархические иллюзии, характерные для многих предводителей крестьянских восстаний в России. Веры в «хорошего хана» не избежал и Срым Датов. По отношению к биям он придержи¬вался в основном иной политики — старался привлечь их на свою сторону, шел на уступки, соглашаясь на восстановление ханской власти. Такая тактика руководителя восстания существенно тормо¬зила его развитие, хотя антиколониальный и антиханский характер сохранялся до последнего этапа движения.
В изучении восстания остается ряд дискуссионных проблем, нере¬шенных, противоречивых моментов. Спорным остается вопрос о роли родовых старшин в восстании, не конкретизированы характер отношений Срыма Датова с влиятельными биями Младшего жуза, причины прекращения движения и ухода батыра со своими сторонни¬ками в пределы Хивинского ханства в 1802 г.; до сих пор не выяснены обстоятельства его гибели.
Более четко была выражена антиколониальная и антифеодальная направленность массовых выступлений в крестьянском восстании 1836—1838 гг. под руководством батыра Исатая Тайманова, вспыхнув¬шем уже в завершающий период присоединения обширного края к России.

Восстание 1836/38 гг. проходило в несколько иной ситуации, чем предыдущее движение: присоединение основной части территории Казахстана было завершено, колонизаторская политика царизма приобретала все более открытый характер. Уставы «О сибирских киргизах» 1822 г. и «Об оренбурских киргизах» 1824 г., введение в Младшем жузе дистаночнрй системы управления были призваны облегчить захват казахских земель царской администрацией. Оттес-нение казахских родов на малоплодородные земли, фискальная по¬литика царизма — все это придало восстанию прежде всего антико¬лониальный характер.




Скачать