Регулирование межгосударственных экономических отношений Казахстана


В последние годы мы имеем возможность наблюдать активизацию интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Многие бывшие советские республики как бы опомнились и начинают наверстывать упущенное за кризисные 1990-е годы

Традиционно считается, что однозначным лидером на пространстве СНГ является Россия. В принципе, это утверждение сомнению и не подвергается. Однако все чаще о себе, как о весьма перспективном центре экономической мощи, начинает заявлять Республика Казахстан, которая является примером успешного развития на постсоветском пространстве. Нашей стране в основном удалось преодолеть трудности переходного периода от плановой советской экономики к рыночной модели народного хозяйства.
            Между тем новые условия функционирования глобальной экономики, углубление международного разделения труда порождают риски и проблемы, для решения которых возможностей отдельно взятой страны уже недостаточно.

Интеграционизм является одной из основ, на которых строится современная системная конструкция международных отношений. Фактически во всех ключевых регионах планеты, так или иначе, наблюдается процесс создания региональных объединений, формирующих общие подходы входящих в них государств по вопросам экономического и политического развития. Это приводит к постепенному переформатированию мировой политики и экономики с межгосударственного уровня на межрегиональный. Именно это вынуждает большинство постсоветских государств искать эффективные модели интеграции с целью, по меньшей мере, не отстать от общемирового политического развития и не остаться в состоянии экономической отсталости.
            Несмотря на многочисленные попытки, уровень интеграционных процессов на постсоветском пространстве по-прежнему остается крайне неудовлетворительным. Тому есть множество причин — как внешних, так и внутренних. К их числу, в том числе, относятся различные модели и темпы экономико-политических реформ в странах региона, существенные отличия национальных законодательств, различия в приоритетах и интересах национальных элит, а также разновекторность внешнеполитической ориентации и, в целом, фактор внешнего воздействия.

Текущее неудовлетворительное состояние интеграционных процессов, которое мы наблюдаем сегодня, приводит к отсутствию согласованной политики государств региона по целому ряду вопросов, росту потенциала межгосударственных противоречий. Одновременно усиливается процесс дезинтеграции и деградации разобщенных экономик государств СНГ, которые изначально имеют взаимосвязанный характер.
            Как результат, ослабляются позиции постсоветских государств на мировом рынке. Сегодня складывается ситуация, когда государства СНГ вынуждены иметь дело не с правительствами отдельных стран, а с исполнительными органами крупных региональных блоков, изначально оказываясь в уязвимом положении. В результате снижается потенциал совместных проектов по целому ряду сфер сотрудничества, и в целом экономический потенциал региона остается невостребованным.

Вместе с тем необходимо признать, что при всей неоднозначности позиций стран региона в вопросах региональной интеграции, объективно существуют условия, которые могут стать основой и способствовать новой динамике в интеграционных процессах на постсоветском пространстве. Это и ментальное сходство населения постсоветских стран, и общие стратегические цели, и потенциальные экономические дивиденды от совместного участия в глобальных экономических проектах вкупе с высокой обеспеченностью региона энергетическим, минеральным и сельскохозяйственным сырьем, и выгодное геополитическое положение между ключевыми регионами евразийского континента. Не стоит забывать и об общих для государств региона угрозах безопасности — экстремизме, терроризме, наркотрафике, нелегальной миграции и пр.

 




Скачать