Заявка Казахстана в Совет Безопасности ООН (Йохан Энгвалл)
Заявка Казахстана в Совет Безопасности ООН
С момента обретения независимости внешняя политика Казахстана базируется на понятной логике: развиваться в качестве уважаемого международного члена, который может стать прагматичным партнером для всех стран мира.
Решение подать заявку на место непостоянного члена Совета Безопасности ООН (СБ ООН) на 2017-2018 годы может рассматриваться как недвусмысленная приверженность этой роли. В то же время непостоянное членство в Совбезе ООН является лишь одним аспектом постоянно растущего стремления Казахстана укрепить суверенитет и государственность.
Выборы на места 5 непостоянных членов Совета Безопасности ООН с двухлетним мандатом (на 2017-2018 гг.) будут проводиться в июне 2016 года во время очередной сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций. Одно место предназначено для стран Азиатско-Тихоокеанской группы, и за него поспорят Казахстан и Таиланд.
Казахстан публично объявил о своем намерении стать непостоянным членом в СБ ООН в 2010 году. Три года спустя Астана начала официальную кампанию по продвижению своей кандидатуры. С тех пор целью множества пресс-релизов, официальных документов и публичных выступлений государственных служащих является обозначение целесообразности этой внешнеполитической задачи.
Кампания основывается на Концепции внешней политики Казахстана на 2014-2020 годы, согласно которой активное участие в международных организациях представляется важным инструментом защиты национальных интересов страны и обеспечения максимальной узнаваемости, а также движущей силой как региональной, так и глобальной внешней политики.
В рамках данной кампании особое значение придается вопросам транснациональной безопасности, связанной с СБ ООН, включая четыре приоритетных области международного сотрудничества, - продовольственная, водная, энергетическая и ядерная безопасность. Казахстан уделяет внимание этим областям исходя из собственного опыта. Нацеленность на решение вопросов ядерной проблематики основывается на успешном вкладе Казахстана в дело разоружения после распада Советского Союза, когда на мировой арене возникла страна с четвертым крупнейшим арсеналом ядерного оружия. Ядерная безопасность Казахстана тесно связана с Соединенными Штатами и Россией, поскольку именно эти страны предоставили помощь в ликвидации данного арсенала. В 2006 году Казахстан подписал соглашение о зоне, свободной от ядерного оружия в Центральной Азии, юридическом обязательстве, касающемся запрета на производство, приобретение, испытание ядерного оружия и обладание им. В 2015 году Казахстан также завершил переговоры о размещении на своей территории первого Международного банка низкообогащенного урана Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). В результате этих обязательств страна была признана образцом для подражания в вопросах международного разоружения и атомной безопасности.
В сфере энергетики Казахстан зарекомендовал себя, как энергетический хаб и активный участник продвижения энергетической стратегии Евразии в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Предстоящая крупная Международная выставка «ЭКСПО-2017» будет проводиться в Астане с главной темой «Энергия будущего». В вопросах как энергетики, так и нераспространения, Казахстан осуществляет координацию своего курса, взаимодействуя с такими крупными державами, как Соединенные Штаты, Россия и Китай.
Будучи одним из крупнейших экспортеров зерна и муки, Астана заявляет о прочности своей позиции, которая позволяет решать проблемы, связанные с продовольственной безопасностью.
Что касается водных ресурсов, то Казахстан может ссылаться на свой трагический опыт, касающийся Аральского моря, которое когда-то было четвертым крупнейшим озером мира и потеряло до 90% воды из-за безжалостной эксплуатации окружающей среды Советским Союзом. После обретения независимости Казахстан стал играть ведущую роль в объединении центральноазиатских государств в попытке восстановить Аральское море.
Кроме этой тематической платформы, акцент также делается на продвижении роли Казахстана как представителя определенного кластера государств, сталкивающихся с вызовами географического плана, такими как отсутствие выхода к морю и изолированность островов. В дополнение ведущее положение страны в стратегически важном, но зачастую воспринимаемом необъективно регионе Центральной Азии, включая и Афганистан, делает ее потенциально полезным партнером на международной арене в тот момент, когда международное сообщество озабочено региональными конфликтами и их влиянием на гуманитарную ситуацию. В этой связи Астана может напомнить о своем активном вкладе в дело обеспечения международной безопасности, одним из свидетельств которого является создание Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) - весьма амбициозная инициатива, которая зародилась в никому не известной стране, прежде ассоциирующейся только с Россией и осмелившейся созвать все страны Азии уже в 90-е годы.
С самого начала Казахстан был на передовой линии, выдвигая новые инициативы по некоторым наиболее острым современным проблемам, таким как нераспространение, укрепление доверия и межцивилизационный диалог. Сутью данной стратегии является создание ряда внешнеполитических направлений сотрудничества с Россией, Китаем, США, ЕС и Турцией, невыделение предпочтения ни одной из стран. Ключевой баланс достигается путем сохранения порядка внутри страны, не дающим ни одному из приоритетов полностью перевесить другие. И в этом ключе кризис в отношениях между Западом и Россией неблагоприятен для Астаны.
Такова ситуация, повлиявшая на недавнюю активизацию международной деятельности Казахстана, начиная от вхождения в ВТО и АСЕМ и заканчивая кампаниями, нацеленными на получение места непостоянного члена СБ ООН и присоединение к ОЭСР, а также попытка повысить узнаваемость как государства, организующего мероприятия глобального масштаба, такие как предстоящее ЭКСПО-2017.
Место непостоянного члена в СБ ООН несомненно повысит узнаваемость и престиж Казахстана на международном уровне, а это именно то, к чему Астана охотно стремится на протяжении многих лет. Однако это также является частью общей стратегии Астаны по использованию многосторонних инициатив для манифестации того, что Казахстан не отказывается от своего видения многовекторной внешней политики. На самом деле он более настойчиво, чем когда-либо, ищет альтернативные внешние связи и пути.
Как конкретно Казахстан мог бы использовать место непостоянного члена СБ ООН как способ оказания влияния на крупную международную политику? Вклад в обеспечение эффективности рабочих механизмов СБ ООН возможен через председательство в неофициальных рабочих группах. Непостоянное членство Новой Зеландии и Аргентины в 90-е годы отмечалось как успешный прецедент эффективного использования таких рычагов.
Ротационное председательство в Совете Безопасности также помогает непостоянным членам расширить потенциал постановки политических задач во время переговоров, обуславливающих ежемесячные рабочие программы, а также возможность работать в приоритетных областях для платформы своей кампании. Кроме того, появляется возможность взять на себя роль своеобразного посредника. В этом случае многовекторная политика Казахстана становится важнейшим активом. Благодаря своим долгосрочным стабильным взаимоотношениям со всеми членами Казахстан может с некоторой долей уверенности заявить, что отвечает всем требованиям. Ввиду охлаждения отношений между Россией и западными державами Казахстан может располагать определенным потенциалом, чтобы использовать место за столом Совбеза для разрешения этих разногласий.
В целом многовекторная внешняя политика Казахстана, продемонстрированная в приверженности международным организациям, а также двусторонним отношениям, приносит пользу стране. Данная стратегия позволила Казахстану построить прочные экономические и политические связи со многими партнерами, не создав при этом себе врагов в международной политике.
Поскольку российский вектор, включая региональные организации, в которых доминирует Россия, стал все больше преобладать во внешних отношениях Казахстана, следует положительно воспринимать дальнейшую интеграцию Казахстана в международные организации, особенно в свете поляризованного и неблагоприятного геополитического контекста.
БИОГРАФИЯ АВТОРА: Йохан Энгвалл, доктор наук, научный сотрудник Совместного центра Института Центральной Азии и Кавказа (г. Вашингтон) и Программы исследования Шелкового пути. Он также является научным работником в Шведском институте международных отношений. Совместно с С. Корнеллом написал работу о Шелковом пути под названием «Утверждение государственности: роль Казахстана в международных организациях» (Asserting Statehood: Kazakhstan’s Role in International Organizations).
Опубликовано в Analytical Articles
Автор: Йохан Энгвалл