Парковка как мечта (М. Исюмбаева)

Парковка как мечта

 

Мадина Исюмбаева

 

Постоянные пробки и стихийные парковки во дворах - эти проблемы за последние годы стали одними из главных для алматинцев. Поток автомобилей ежегодно увеличивается в геометрической прогрессии. На сегодня в южной столице только зарегистрированных авто более полумиллиона, не говоря об иногороднем транспорте. А мегаполис попросту не рассчитан на такое количество машин.

Куда пристроить своего «железного коня» на ночь? Сегодня в Алматы, наверное, не найти автовладельца, который бы не задумался над этим вопросом. За парковочные места в городе в буквальном смысле идет настоящая борьба. Особенно ярко выражено это в «спальных» районах.

- В наших микрорайонах это стало большой проблемой. Машин много, а вот парковочных мест нет. Тем более, что эти дома построены еще в советское время. У жильцов квартир тогда были свои гаражи. Сейчас их нет. На такое количество машин, как сегодня, наши дворы просто не рассчитаны, - говорит мастер по благоустройству КСК «Дом» Ауэзовского района Галина Степанова.

КСК «Дом» обслуживает 9-й и 10-й микрорайоны. У кооператива в ведомстве находится 49 домов, в которых проживают около трех тысяч жильцов. Автомобиль есть почти в каждой семье. Вот и приходится их владельцам «отхватывать» себе хоть какой-то клочок земли. Разумеется, к вечеру машины стоят уже и под окнами, и на газонах, и на детской площадке. После 20.00 заставлена даже проезжая часть двора. В первую очередь это затрудняет движение спецтехники. Нередко врачам скорой помощи приходится оставлять свой транспорт перед «препятствием» и идти пешком к дому пациента. А ведь в руках помимо чемоданчика может быть и другое оборудование.

- В 2004-2005 годах в микрорайонах проведено благоустройство за счет акимата. Тогда по возможности дворы расширили. Но и это сейчас не спасает ситуацию. Сами же жильцы просят во дворах сделать стоянки, за которые они платили бы аренду. Чтобы каждый человек наверняка знал, что ему есть куда поставить свое авто. Бывали случаи, когда автовладельцы из чужих дворов оставляли свои машины у нас на неделю и больше, - добавила Галина Степанова.

Ситуация куда сложнее во дворах, в которых рядом с домами разместились офисы. Здесь машины стоят круглые сутки. Приезжая на обеденный перерыв, жильцам порой приходится кругами колесить вокруг своего дома в поисках свободного места. Неудобство это создает и для мам, гуляющих на свежем воздухе с ребятишками. Безусловно, количество платных стоянок по городу ежегодно увеличивают. В новых жилых комплексах и вовсе парковочные места учитывают заранее. Но жители «старых» микрорайонов все равно сталкиваются с нехваткой даже оплачиваемых стоянок.

- Неподалеку от двух наших микрорайонов есть платная парковка, рассчитанная примерно на 200, может, 300 машин. Это, соответственно, не решает полностью проблемы с парковкой транспорта наших жителей, - говорит главный инженер КСК «Дом» Мухамеджан Ильясов.

Внутридворовые территории относятся к акиматам районного значения. А потому жители просто так не имеют права захватывать территорию, ограждая ее шлагбаумами, цепями и другими сооружениями. На это необходимо специальное разрешение, а если его нет, за такие приспособления могут оштрафовать на внушительную сумму.

- Штраф за самозахват земель общего пользования составляет 20 МРП или около 40 тыс. тенге. Для юридических лиц эта сумма вдвое больше. Если к нам поступают жалобы от населения по поводу такой проблемы, создающей неудобства другим гражданам, обязательно на место выезжают участковый инспектор с председателем КСК и разбираются в проблеме. Если необходимо, срезают и убирают разного рода препятствия во дворах, - рассказал зам. начальника УАП ДВД г. Алматы, подполковник Жасулан Байкенов.

Многие алматинцы жалуются на то, что в их дворах незаконно организовывают стоянки. Незнакомцы назойливо требуют оплату за парковку, отмечая, что они якобы приглядывают за машинами. Однако к позднему вечеру или по прошествии некоторого времени эти псевдопарковщики просто исчезают. В настоящее время участковые инспекторы полиции совместно с сотрудниками районных акиматов проводят ежедневные рейдовые мероприятия по выявлению таких лиц.

- Согласно действующему законодательству РК - (ст. 449 КоАП «Приставание в общественных местах») - предусмотрено наказание в виде штрафа от пяти до десяти МРП либо административный арест сроком до пяти суток в отношении лиц, совершающих противоправные действия, а это требования денег у автовладельцев якобы за стоянку в местах, где платить не нужно, - отметил Ж. Байкенов.

Работа в данном направлении продолжается и находится на постоянном контроле у сотрудников ДВД г. Алматы. С полицейскими тесно сотрудничают и сотрудники управления природных ресурсов и регулирования природопользования.

- За время совместных мероприятий выявлено чуть более 40 стихийных автопарковочных мест. Более 150 человек доставлены в органы внутренних дел для установления их личности. Они занимались незаконной парковкой автомашин. Чуть более 200 человек привлечены к административной ответственности за назойливое приставание к гражданам. 17 - за нарушение правил благоустройства города, - отметил ст. специалист отдела УПР и РП г. Алматы Дидар Исагулов.

На сегодня вопрос о расширении территории для парковок во дворах так называемых старых микрорайонов не рассматривается. Уменьшение детских площадок с вырубкой зеленых насаждений также не планируется.

Д. Исагулов также добавил, что с целью решения проблем со стихийными парковочными местами во внутридворовых территориях проводятся сходы с населением, где обсуждаются вопросы передачи указанных мест подведомственных КСК для организации законных платных автостоянок с последующим их благоустройством и обслуживанием.

С мая следующего года в Алматы начнет действовать Единая система платных автопарковок. Сейчас на них объявлен мораторий. Согласно разработанному Комплексному плану по развитию парковочной инфраструктуры мегаполиса с 1 ноября этого года запрещено брать плату за стоянку вдоль дорог. Договоры с организациями, эксплуатировавшими данные территории, расторгнуты из-за невыполнения обязательств и нарушения налогового законодательства. Стоит отметить, что запрет не распространяется на парковки, которые находятся на территории торговых центров, развлекательных комплексов, аэропорта, вокзалов и других земельных участках, находящихся в частной собственности.

- На сегодня у нас главной проблемой остаются такие факты, когда самозванцы, надев на себя зеленую жилетку, продолжают требовать деньги за парковку вдоль дорог и возле базаров. Ежедневно к нам в офис поступает от 30 до 40 звонков от автовладельцев с подобными жалобами. Мы с сотрудниками ДВД выезжаем на место и выявляем подобные факты нарушения, назначаем штраф, - говорит начальник отдела административной работы и инспектирования ТОО «Алматы спецтехпаркинг - сервис» Алмас Калиаскаров.

Штрафы стали эффективным методом в борьбе с беспорядочными парковками, отмечают специалисты. Правонарушитель, заплатив однажды немалую сумму, второй раз уже не решается подзаработать таким образом. Стоит отметить, что контролеры ТОО «Алматы спецтехпаркинг - сервис» продолжают оказывать помощь автовладельцам, следя за порядком на улицах. Сейчас все они получают зарплату.

- Если сотрудники ТОО сами нарушают устав, и требуют деньги у автовладельцев, мы их увольняем, - отметил А. Калиаскаров. - На данный момент ведется работа по определению мест для размещения парковок, учитывается все, чтобы это не портило облик города, чтобы не затронуть наземную и подземную части инженерных сетей, до конца года планируем построить несколько парковок.

Уже в следующем году автовладельцев мегаполиса ждут кардинальные изменения согласно Комплексному плану по развитию парковочной инфраструктуры города. Одним из них станет безналичная оплата за парковку посредством специальных терминалов. Сейчас идет работа по распределению терминалов для пополнения средств, чтобы они были доступными как для жителей, так и гостей южной столицы.