Сервисные контракты как контракты на недропользование (Ерешев Дияр, Главный эксперт ТОО «КМГ-Консалтинг»)

Сервисные контракты как контракты на недропользование

 

 

Ерешев Дияр

Главный эксперт

ТОО «КМГ-Консалтинг»

 

V международная Атырауская правовая конференция «Актуальные вопросы и анализ практики применения законодательства в нефтегазовой отрасли Республики Казахстан» (г. Атырау, 6 апреля 2007 г.)

 

Как известно, в мировой практике существуют две большие категории нефтяных соглашений. По концессионной системе частные компании могут быть собственниками части нефтяных ресурсов. По договорной системе государство оставляет за собой право собственности на все подобные ресурсы. К разработке и добыче нефтяных ресурсов могут быть применены обе эти системы в зависимости от законных требований и предпочтений конкретной страны.

Договорные системы состоят из сервисных контрактов и соглашений о разделе продукции. Несмотря на то, что условия таких соглашений могут различаться, а иногда совпадать, основное отличие состоит в форме производимой оплаты подрядчику. В соответствии с сервисными контрактами, международной нефтяной компании оплата производится наличными из части прибыли от продаж по установленным ставкам. По соглашениям о разделе продукции подрядчик имеет право на долю продукции.

Сервисные контракты базируются на простой формуле: подрядчик предоставляет капитал, необходимый для поиска и обустройства месторождений. Если он найдет нефть или газ, правительство в ответ предоставит ему возможность за счет продажи нефти или газа возместить свои расходы и в качестве вознаграждения выплатит ему определенный процент от оставшегося.[1]

Впервые сервисные контракты появились в странах Латинской Америки. Форма контракта с установленной платой за услуги, в которой подрядчик предоставляет услугу и получает в качестве компенсации фиксированную плату, широко применяется в коммерческом мире. Большинство нефтяных операций типа подрядов на бурение, обслуживание скважин и строительство под ключ проводятся согласно сервисному контракту нефтяного месторождения. В рамках этой модели подрядчик получает оплату за работу, которая уже завершена, в то время как владелец покрывает все материальные издержки и сохраняет права на проект. Подрядчик имеет право на вознаграждение независимо от того, найдена в скважине нефть или нет.

Существует три варианта сервисных контрактов: простые сервисные контракты, сервисные контракты с риском и на раздел продукции. Первые два типа похожи на сервисный контракт нефтяного месторождения и в целом являются менее привлекательными для иностранных инвесторов, поскольку не предусматривают права на продукцию. Сервисные контракты с риском были разработаны для того, чтобы стимулировать компании-операторы брать весь разведочный риск на себя посредством предоставления подрядчику права на приобретение продукции по сниженной цене. Такой подход весьма распространен в Латинской Америке. На Филиппинах применяется такой вариант сервисного контракта, как соглашение о разделе продукции. Обычно сервисный контракт не приветствуется компаниями-операторами, поскольку он зачастую требует, чтобы вся продукция поступала принимающей стране, тем самым лишая вертикально интегрированные компании основного источника снабжения, разработанного за их собственный счет и риск.

Следует отметить что те страны, которые в определенное время активно использовали данный вид контрактов, со временем, по тем или иным причинам, отказались от его использования. Среди причин приведших к этому есть финансовые затруднения, которые многие нефтедобывающие латиноамериканские страны испытывали в этот период в связи, в частности, с проблемами выплаты внешней задолженности, а также недостаточный собственный технологический потенциал. В основе финансовых затруднений лежали снижение цен на углеводородное сырье на мировом рынке, а также общая неэффективность экономик латиноамериканских стран, обусловленная их чрезмерной закрытостью, отсутствием или недостаточностью конкуренции, неэффективностью государственного сектора (ссылка).

В Казахстане сервисные контракты в их общепринятом понимании пока не получили распространения. Сервисный контракт в Казахстане - это не договор государства с частным лицом (подрядчиком), а договор двух частных лиц - нефтяной компании - недропользователя и подрядчика на осуществление работ, связанных с пользованием недрами. К ним применяются положения Гражданского кодекса в части, касающейся обязательства по подряду и возмездному оказанию услуг, а также положения закона «О недрах и недропользовании»

Первоначально в Законе РК «О недрах и недропользовании» сервисный контракт предусматривался как один из видов контрактов на недропользование. В 1999 году он был исключен, а в 2003 снова введен, как один из видов контрактов на недропользование. Однако Закон не установил ни механизм их заключения, ни их содержания. На сегодняшний день вопрос использования сервисных контрактов в Казахстане как и в мире, остается открытым.

Хотя, как упомянуто выше, условия могут сильно отличаться, основные характеристики сервисного контракта (как с распределением риска, так и чистого сервисного контракта) можно обобщить таким образом:

· весь капитал необходимый для финансирования конкретной разведки, восстановления или разработки проекта предоставляется подрядчиком;

· по сервисному контракту с распределением риска, подрядчик не имеет права на возмещение каких-либо расходов, если только проект не станет успешным;

· по чистому сервисному контракту или успешному сервисному контракту с распределением риска подрядчик возмещает свои капитальные затраты и соответствующую стоимость финансирования плюс прибыль на протяжении определенного периода по соглашению сторон;

· весь риск, связанный с изменением цен на продукцию, берет на себя правительство;

· прибыль подрядчика или норма прибыли по инвестициям варьируется, но обычно составляет 15%-20%;

· прибыль подрядчика выплачивается равными частями в течение согласованного срока погашения;

· после возмещения всех затрат и выплаты прибыли на конец срока погашения долга подрядчик не заинтересован в проекте; и

· правительство принимает на себя все дальнейшее осуществление проекта и часто оставляет себе все оборудование подрядчика.

Применение сервисных контрактов имеет свои положительные и отрицательные стороны. В обобщенном виде положительные стороны введения сервисных контрактов для государства заключаются в следующем:

- о контракту за государством остаются все права на права на участок недр;

- государство становится собственником всего добытого сырья (в отличие от концессионного соглашения или СРП);

- в рисковых сервисных контрактах риски инвестиций возлагаются на подрядчика и государство не возмещает ему ничего, если риск не оправдался;

- все отношения государства с подрядчиком регулируются национальным правом и подлежат юрисдикции национальных судов принимающего государства (при наличии иностранного подрядчика).

В то же время сервисный контракт не так распространен в мире как другие виды контрактов на недропользование, так как существует ряд отрицательных моментов для государства. А именно:

- отсутствие собственной доли и потенциально ограниченный срок действия контракта не стимулирует подрядчика предоставлять современные технологии на постоянной основе, увеличивать до максимума продолжительность эксплуатации месторождения или уменьшать затраты по проекту.

- отсутствие достаточного обмена экспертными знаниями, которое приводит к неэффективному управлению после перехода проекта в управление государства

- негативные изменения в цене на продукцию могут привести к значительной финансовой задолженности.

Кроме того, иностранные компании операторы неохотно принимают режим сервисного контракта по следующим причинам:

- ограниченный срок действия контракта потенциально не позволяет иметь прибыль от долгосрочного возрастающего использования месторождения

- отсутствие собственной доли, может привести к неопределенному правовому статусу в случае конфликтных ситуаций.

Тем не мнение, для компаний операторов существует и ряд положительных моментов:

- отсутствие рисков по разведке и разработке (для безрисковых сервисных контрактов)

- отсутствие риска связанного с изменением цен на продукцию.

- гарантии правительства, обеспечивающие постоянный поток дохода посредством своевременных выплат.

- четкость условий контракта

Таким образом, рассматривая практику использования сервисных контрактов в мире можно сказать что во первых, сервисные контракты получили широкое распространение в странах, где существуют конституционные ограничения на передачу недр. Во вторых, решение о применении сервисных контрактов как одного из основных контрактов должно быть хорошо продумано и учтены интересы всех сторон; в третьих, вопрос о целесообразности использования данного вида контрактов остается открытым.

Применимость сервисных контрактов к нефтяному режиму в Казахстане зависит от ответа на два основных вопроса. Первый, способна ли институциональная база обеспечить инвестиционную привлекательность таких контрактов, улучшат ли это эффективность управления нефтяными активами государства.

 


[1] Даниел Джонстон, Международный нефтяной бизнес. Налоговые системы и соглашения о разделе продукции, Изд-во Одлимп Бизнес, стр 111.