Аспекты государственного регулирования (Т.Турмаганбет, магистр гуманитарных наук (Университет Шеффилд, Англия)
Аспекты государственного регулирования
Талгат Турмаганбет,
магистр гуманитарных наук
(Университет Шеффилд, Англия)
В рамках исполнения
Так, одним из наиболее важных новшеств в отечественной правовой системе страны является
Его основными целями являются формирование и усиление долгосрочного сотрудничества между государством и бизнесом путем объединения ресурсов для повышения уровня доступности и качества общественных благ и услуг. Таким образом, Закон направлен на привлечение частного сектора к менеджменту государственными активами, уменьшение нагрузки на государственный бюджет, привлечение инвестиций и участие квазигосударственных юридических лиц в реализации проектов ГЧП.
В международной практике ГЧП известно как важный источник стимулирования развития инфраструктуры и строительства, а также совершенствования государственных услуг. В настоящее время оно используется более чем в 134 странах мира, способствуя привлечению около 15-20 процентов общего объема инвестиций в инфраструктуру.
Более того, анализ зарубежного опыта реализации ГЧП показывает, что успешное применение таких проектов осуществлялось, главным образом, в транспортной и социальной инфраструктурах, а также в сфере ЖКХ. Как показывает практика, каждая страна имеет собственное приоритетное направление по использованию проектов ГЧП. К примеру, в США приоритетной отраслью является транспортная инфраструктура, в Великобритании - здравоохранение и образование, в Германии - образование, в Италии и Франции - здравоохранение.
В свою очередь, в Казахстане, до принятия данного Закона, ГЧП было представлено преимущественно в форме концессий, применимых к наиболее сложным и капиталоемким проектам. Институциональное ГЧП оставалось лишь законодательно продекларированным, однако конкретные формы взаимодействия между государством и частным сектором не были урегулированы.
Новый закон направлен на законодательное обеспечение системного развития института ГЧП в стране с учетом международной практики и устранения существующих пробелов в законодательстве. Таким образом, законодательным актом урегулированы круг участников и сферы применения ГЧП, расширены контрактные формы, урегулированы вопросы институционального ГЧП, внедрен институт частной финансовой инициативы, а также определены формы участия субъектов квазигосударственного сектора в проектах ГЧП.
Более того, наряду с базовыми сферами, такими как образование, здравоохранение и строительство автодорог, Законом предполагается развития ГЧП во всех отраслях и сферах экономики.
Вместе с тем для реализации норм данного Закона внесены поправки в отдельные законодательные акты страны сопутствующим законом. В частности, внесены изменения в
Другим не менее значимым нововведением в правовой базе страны является
Законодательство РК о саморегулировании разработано для реализации 97-го шага Плана нации, который предусматривает расширение возможностей граждан в процессе принятия решений через развитие саморегулирования и местного самоуправления, а также передачу не свойственных государству функций в конкурентную среду и саморегулируемым организациям.
Основной целью Закона является повышение эффективности государственного регулирования экономики путем принятия комплекса мер, направленных на самостоятельное регулирование физическими и юридическими лицами осуществляемой ими предпринимательской и профессиональной деятельности, основанной на добровольном или обязательном членстве в саморегулируемой организации.
Следует отметить, что институт саморегулирования существует в большинстве стран мира. В некоторых юрисдикциях данный институт существует в течение многих лет (США, Великобритания, Финляндия и другие страны). Он принимает весьма разнообразные формы, но его основные элементы практически одинаковы.
Институт саморегулирования является альтернативой детализации законодательства.
В свою очередь, в Казахстане до принятия Закона отдельные элементы института саморегулирования в правоприменительной практике реализовались через объединения аудиторов, оценщиков, нотариусов и других. Но принятый законодательный акт выводит совершенно на новый уровень институт саморегулирования в предпринимательской и профессиональной деятельности.
Более того, Закон определяет правовые основы саморегулирования субъектов профессиональной и предпринимательской деятельности, а также регламентирует условия, порядок создания и функционирования саморегулируемых организаций и их статус.
В дополнение, правила саморегулирования могут действовать наряду с действующим законодательством, устанавливая более высокие стандарты для отрасли, либо саморегулирование может заменять действующие государственные нормы в случае, если отрасль принимает обязательство осуществлять саморегулирование.
Таким образом, принятые законы будут способствовать внедрению менее обременительной и эффективной формы контроля и исключению негативных аспектов государственного регулирования, повышению качества и конкурентоспособности отечественных товаров, работ и услуг, а также снижению расходов государства на осуществление государственного регулирования.