Доступ к экологической информации (Кулимжан Жилбаева, судья СМЭС г. Астаны)

Доступ к экологической информации

 

Кулимжан Жилбаева,

судья СМЭС г. Астаны

 

Отказ в предоставлении, непредоставление, предоставление неполной или недостоверной информации, а также неправомерное отнесение общедоступной экологической информации к информации с ограниченным доступом могут быть обжалованы в вышестоящий государственный орган или в суд.

Конвенция Европейской Экономической Комиссии ООН «О доступе к информации, участию общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды» широко известна под названием Орхусская Конвенция по названию г. Орхус в Дании. 25 июня 1998 года на 4-й конференции министров окружающей среды европейских стран в рамках Процесса «Окружающая среда для Европы» она была подписана 38 странами. Для вступления Конвенции в силу необходимо было согласие 16 стран, которые бы ее ратифицировали, присоединились или одобрили (в зависимости от требований национального законодательства). Казахстан подписал Орхусскую Конвенцию в 1998 году, ратифицирована она была Казахстаном в октябре 2000 года. 11 января 2001 года ратификация подтверждена Депозитарием - Генеральным Секретарем ООН. Государственным агентством, ответственным за реализацию Орхусской Конвенции в Казахстане, является Министерство охраны окружающей среды РК.

Став стороной Конвенции, Казахстан должен выполнять обязательства по реализации ее положений по обеспечению доступа к информации и правосудию, вовлечению общественности в процесс принятия решений по вопросам, касающимся окружающей среды, и включению в процесс всех заинтересованных сторон.

Целью ратификации и реализации положений Орхусской Конвенции является создание нормативных основ по обеспечению доступа к экологической информации, повышение уровня информированности общественности об экологических проблемах, укрепление экологического законодательства в вопросах, касающихся соблюдения экологических норм.

Ст. 3 Конвенции содержит положения, в соответствии с которыми каждая сторона должна принимать необходимые законы, регламентирующие порядок осуществления положений Конвенции, доступа к информации, участия общественности и доступа к правосудию, а также надлежащего обеспечения их применения.

Для реализации в Республике Казахстан положений Орхусской Конвенции в принятый в 2007 году Экологический кодекс была включена специальная глава по экологической информации.

В соответствии со ст. 2 Конвенции экологическая информация означает любую информацию в письменной, аудиовизуальной, электронной или любой иной материальной форме о состоянии элементов окружающей среды, таких, как воздух и атмосфера, вода, ландшафт и природные объекты, биологическое разнообразие и его компоненты, генетически измененные организмы и взаимодействие между этими элементами, о таких факторах, как вещества, энергия, шум и излучение, а также о деятельности, включая административные меры, соглашения в области охраны окружающей среды, законодательство, планы и программы, оказывающие или способные оказать влияние на элементы окружающей среды, анализ результатов и другой экономический анализ и допущения, использованные при решении вопросов, касающихся окружающей среды; о состоянии здоровья и безопасности людей, условиях жизни людей, состоянии объектов культуры и здоровья сооружений в той степени, в какой на них воздействует или может воздействовать элемент окружающей среды.

Данное положение Орхусской Конвенции закрепляет право любых лиц иметь доступ к любой информации, что свидетельствует о том, что любое физическое или юридическое лицо, обращающееся за экологической информацией, вправе не указывать в своем запросе мотивы обращения за такой информацией.

В Экологическом кодексе понятие «экологическая информация» имеет более широкое содержание по сравнению с ранее действовавшим законом об охране окружающей среды.

Согласно ст. 159 Экологического кодекса экологическая информация включает в себя сведения и данные о состоянии окружающей среды и ее объектов, факторах воздействия на окружающую среду, в том числе о ее загрязнении, программах, административных и иных мерах, оказывающих или способных оказать воздействие на окружающую среду, экологических нормативах и экологических требованиях к хозяйственной и иной деятельности, планируемых и реализуемых мероприятиях по охране окружающей среды и их финансировании, деятельности, оказывающей или способной оказать воздействие на окружающую среду, процессе принятия решения и результатов инспекторских экологических проверок по ней, в том числе рассмотренные при этом расчеты, анализы и иные сведения, касающиеся окружающей среды, воздействия состояния окружающей среды на здоровье, безопасность и условия проживания населения, объекты культуры, здания и сооружения.

Доступ к экологической информации в соответствии со ст. 4 Конвенции означает обеспечение сторонами условий соблюдения пунктов этой статьи государственными органами на просьбу общественности о предоставлении экологической информации в рамках национального законодательства при наличии запроса, копии фактической документации, содержащей или включающей такую информацию без необходимости формулировать свою заинтересованность. В запрошенной форме, если только государственный орган не имеет оснований предоставить ее в другой форме, в таком случае должны быть указаны причины, оправдывающие предоставление информации в данной форме.

В соответствии со ст. 167 Экологического кодекса РК в предоставлении экологической информации может быть отказано, если запрос сформулирован в общем виде и не позволяет установить сведения и данные, которые запрашиваются заявителем, отсутствие запрашиваемой информации, запрос относится к сведениям и данным с ограниченным доступом в соответствии с законами РК.

Вместе с тем, по моему мнению, понятие «экологическая информация» с правовой точки зрения является не совсем определенным, что может привести к сложности толкования понятия, видов и режима экологической информации, под нее фактически можно подвести любые сведения. Наличие в термине формулировок оценочного характера может привести к различному подходу при разрешении вопросов, связанных с предоставлением экологической информации.

Сложности в правоприменении могут вызвать вопросы, связанные с оценкой критериев разграничения сведений, относящихся к экологической информации и сведений, содержащих государственную тайну и конфиденциальную информацию. Необходимо определить также критерии полной и неполной информации, поскольку эти формулировки носят оценочный характер.

Поэтому в целях устранения различных подходов в деятельности судов в процессе толкования законодательных и иных нормативных актов, регулирующих информационное обеспечение экологических правоотношений в действующее постановление Пленума Верховного Суда РК «О практике применения судами законодательства об охране окружающей среды» № 16 от 22 декабря 2000 года необходимо внести дополнения с разъяснениями специфики принятия решения по делам об экологической информации.