Закон Республики Казахстан от 6 апреля 2016 года № 482-V «О занятости населения»
Закон
Республики Казахстан
О занятости населения
Настоящий Закон регулирует правовые, экономические и организационные отношения в сфере занятости населения.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
1) социальное рабочее место - рабочее место, создаваемое работодателем на договорной основе с центром занятости населения, для трудоустройства безработных с субсидированием их заработной платы;
2) социальный контракт - соглашение, определяющее права и обязанности сторон, об участии в активных мерах содействия занятости между гражданином Республики Казахстан либо оралманом из числа безработных, самостоятельно занятых, а также иных лиц в случаях, предусмотренных настоящим Законом, и центром занятости населения, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом, с физическими и юридическими лицами, вовлеченными в организацию активных мер содействия занятости, а также об оказании государственной адресной социальной помощи;
3) вакансия - свободное рабочее место (должность) у работодателя;
4) рынок труда - сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу;
5) единая информационная система социально-трудовой сферы - аппаратно-программный комплекс, предназначенный для автоматизации деятельности уполномоченного органа по вопросам занятости населения, местных органов занятости населения, центров занятости населения, центра развития трудовых ресурсов и межведомственного взаимодействия в целях предоставления государственных услуг населению в социально-трудовой сфере;
6) свободно избранная занятость - деятельность граждан Республики Казахстан, оралманов, иностранцев и лиц без гражданства, проживающих в Республике Казахстан, выбранная ими путем свободного распоряжения своими способностями к труду, выбора профессии и рода деятельности;
7) субсидирование заработной платы - компенсация части затрат работодателя на оплату труда работников, трудоустроенных на социальные рабочие места по направлениям центра занятости населения;
8) новое рабочее место - рабочее место, созданное в связи с созданием нового предприятия (организации), субъекта предпринимательства (кроме созданного путем прекращения) или увеличением численности работников, а также путем модернизации или изменения технологий производства, требующих новых знаний, навыков и умения работника;
9) молодежная практика - вид трудовой деятельности, осуществляемой выпускниками организаций образования, реализующих образовательные программы технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования, с целью приобретения первоначального опыта работы по полученной профессии (специальности);
10) частное агентство занятости - физическое или юридическое лицо, оказывающее посредничество в трудоустройстве, зарегистрированное в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;
11) рабочая сила - занятое и безработное население;
12) лица, не входящие в состав рабочей силы, - лица, которые не являются занятыми или безработными;
13) подходящая работа - работа, в том числе временного характера, соответствующая профессиональной подготовке, трудовому стажу и опыту работы по прежней специальности, состоянию здоровья, режиму рабочего времени, транспортной доступности рабочего места;
14) рабочее место - место постоянного или временного нахождения работника при выполнении им трудовых обязанностей в процессе трудовой деятельности;
15) трудоустройство - комплекс организационных, экономических и правовых мероприятий, призванных способствовать обеспечению занятости населения;
16) активные меры содействия занятости населения - меры социальной защиты от безработицы и обеспечения занятости населения, государственной поддержки граждан Республики Казахстан и оралманов из числа безработных, самостоятельно занятых, а также иных лиц в случаях, предусмотренных настоящим Законом, осуществляемые в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан о занятости населения;
17) занятость населения - трудовая деятельность, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Республики Казахстан, приносящая заработок или доход;
18) индивидуальная карта трудоустройства - документ, в котором указываются личные данные, история занятости, предлагаемые и реализуемые мероприятия, цели содействия занятости и их исполнение;
19) безработные - лица, не относящиеся к занятому населению, ищущие работу и готовые трудиться;
20) безработица - социально-экономическое явление, обусловленное невостребованностью на рынке труда части рабочей силы;
21) социальная защита от безработицы - комплекс мер, осуществляемых государством в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан о занятости населения;
22) социальные выплаты на случай потери работы - выплаты, осуществляемые Государственным фондом социального страхования в пользу лиц, зарегистрированных в качестве безработных, являющихся участниками системы обязательного социального страхования, за которых производились социальные отчисления;
23) социальная профессиональная ориентация - комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на оказание практической помощи в выборе профессий, смене рода занятий и повышение квалификации с учетом профессиональных знаний, навыков, интересов личности и потребностей рынка труда;
24) профессиональное обучение - обучение в организациях образования либо учебных центрах при организациях работодателей, имеющих право на образовательную деятельность, включающее в себя профессиональную подготовку, переподготовку в целях получения новых специальностей (профессий) и повышение квалификации в рамках мер содействия занятости, предусмотренных настоящим Законом;
25) внутрикорпоративный перевод - временный, на срок, определенный трудовым договором, но не более трех лет, с правом продления на один год, перевод иностранца или лица без гражданства, осуществляющего трудовую деятельность на должности руководителя, менеджера или специалиста в юридическом лице, учрежденном на территории страны-члена Всемирной торговой организации, находящемся и действующем за пределами территории Республики Казахстан, в филиалы, дочерние организации, представительства данного юридического лица, учрежденные на территории Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
26) общественные работы - виды трудовой деятельности, организуемые центрами занятости населения, не требующие предварительной профессиональной подготовки работников, имеющие социально полезную направленность для обеспечения их временной занятостью;
27) Государственный фонд социального страхования - юридическое лицо, производящее аккумулирование социальных отчислений и выплаты участникам системы обязательного социального страхования, в отношении которых наступил случай социального риска, включая членов семьи - иждивенцев в случае потери кормильца - участника системы обязательного социального страхования;
28) специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, оборудованные с учетом индивидуальных возможностей инвалида;
29) самостоятельно занятые - физические лица из числа индивидуально занятых производством (реализацией) товаров, работ и услуг для получения дохода, членов производственных кооперативов, неоплачиваемых работников семейных предприятий (хозяйств) и работодателей, использующих труд наемных работников;
30) справка о соответствии квалификации для самостоятельного трудоустройства - документ установленной формы, выдаваемый в порядке, определяемом уполномоченным органом по вопросам занятости населения, иностранцу или лицу без гражданства, соответствующему требованиям квалификации и уровню образования, для самостоятельного трудоустройства в Республике Казахстан по профессиям, востребованным в приоритетных отраслях экономики (видах экономической деятельности);
31) длительная безработица - безработица продолжительностью в двенадцать и более месяцев;
32) местный орган по вопросам занятости населения - структурное подразделение местных исполнительных органов района, городов областного значения, области, городов республиканского значения, столицы, определяющее направления содействия занятости населения исходя из ситуации на региональном рынке труда;
33) уполномоченный орган по вопросам занятости населения - центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в сфере занятости населения в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
34) центр занятости населения - государственное учреждение, создаваемое местным исполнительным органом района, городов областного и республиканского значения, столицы в целях реализации активных мер содействия занятости, организации социальной защиты от безработицы и иных мер содействия занятости в соответствии с настоящим Законом;
35) Государственная корпорация «Правительство для граждан» (далее - Государственная корпорация) - юридическое лицо, созданное по решению Правительства Республики Казахстан, для оказания государственных услуг в соответствии с законодательством Республики Казахстан, организации работы по приему заявлений на оказание государственных услуг и выдаче их результатов услугополучателю по принципу «одного окна», а также обеспечения оказания государственных услуг в электронной форме;
36) квота на привлечение иностранной рабочей силы - предельно допустимое количество иностранной рабочей силы, разрешенное к привлечению работодателем для осуществления трудовой деятельности на территории Республики Казахстан;
37) разрешение на привлечение иностранной рабочей силы - документ установленной формы, выдаваемый местным исполнительным органом работодателю для привлечения в Республику Казахстан иностранной рабочей силы.
Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о занятости населения
1. Законодательство Республики Казахстан о занятости населения основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
2. Законодательство Республики Казахстан о занятости населения распространяется на граждан Республики Казахстан, оралманов, иностранцев, лиц без гражданства, проживающих в Республике Казахстан.
3. Международные договоры, ратифицированные Республикой Казахстан, имеют приоритет перед настоящим Законом и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона.
Статья 3. Основные направления государственной политики в сфере занятости населения
Государственная политика в сфере занятости населения направлена на обеспечение полной, продуктивной и свободно избранной занятости и реализуется путем:
1) развития рабочей силы, повышения ее мобильности;
2) обеспечения равных возможностей независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений, отношения к религии и любых иных обстоятельств в реализации права на свободу труда и свободный выбор рода деятельности и профессии;
3) поддержки трудовой и предпринимательской инициативы граждан, содействия развитию их способностей к производительному, творческому труду;
4) ориентации системы образования на подготовку кадров в соответствии с потребностью рынка труда и перспективами его развития;
5) осуществления мероприятий, способствующих занятости лиц, испытывающих трудности в поиске работы;
6) предупреждения массовой и сокращения длительной безработицы;
7) обязательного социального страхования на случай потери работы и социальной защиты от безработицы;
8) объединения усилий участников рынка труда и согласованности их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения;
9) организации трудового посредничества через центры занятости населения и частные агентства занятости;
10) защиты внутреннего рынка труда путем квотирования привлечения иностранной рабочей силы;
11) координации республиканских мероприятий по обеспечению занятости населения с мерами, принимаемыми местными исполнительными органами;
12) координации и регулирования деятельности государственных органов по разработке и реализации мер, обеспечивающих занятость населения, и осуществления контроля за их выполнением;
13) организации международного сотрудничества в решении проблем занятости населения, включая решение вопросов, связанных с трудовой деятельностью граждан Республики Казахстан за границей и иностранцев на территории Республики Казахстан;
14) проведения финансовой, налоговой и инвестиционной политики, согласованной с государственной политикой в сфере занятости населения, стимулирующей создание рабочих мест и специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
Статья 4. Занятое население
К занятому населению относятся лица:
1) работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за оплату на условиях полного либо неполного рабочего времени или имеющие иную оплачиваемую работу (трудовую функцию);
2) самостоятельно занятые;
3) избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
4) проходящие службу в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях, правоохранительных и специальных государственных органах Республики Казахстан.
Статья 5. Государственные меры содействия занятости населения
Государство обеспечивает меры содействия занятости населения, основанные на:
1) свободе выбора рода занятий и работы;
2) защите от любых форм дискриминации и равенстве возможностей в получении профессии и работы, выборе условий занятости и труда;
3) социальной защите от безработицы.
Глава 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
В ОБЛАСТИ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
Статья 6. Компетенция Правительства Республики Казахстан в области регулирования занятости населения
Правительство Республики Казахстан:
1) разрабатывает основные направления государственной политики в сфере занятости населения и организует их осуществление;
2) утверждает порядок установления квоты на привлечение иностранной рабочей силы в Республику Казахстан и ее распределения между регионами Республики Казахстан;
3) выполняет иные функции, возложенные на него Конституцией Республики Казахстан, настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.
Статья 7. Компетенция уполномоченного органа по вопросам занятости населения
Уполномоченный орган по вопросам занятости населения в пределах своей компетенции:
1) по вопросам занятости населения осуществляет координацию местных исполнительных органов, центра развития трудовых ресурсов;
2) реализует государственную политику в сфере занятости населения;
3) разрабатывает и утверждает методику определения прогнозной потребности в рабочей силе;
4) анализирует, прогнозирует спрос и предложение рабочей силы, информирует Правительство Республики Казахстан о состоянии рынка труда;
5) разрабатывает прогноз потребности экономики в кадрах и согласовывает его с заинтересованными центральными исполнительными органами;
6) разрабатывает и утверждает порядок организации и финансирования:
общественных работ;
социальных рабочих мест;
молодежной практики;
профессионального обучения;
7) разрабатывает и утверждает порядок квотирования рабочих мест для инвалидов;
8) разрабатывает и утверждает стандарты рабочего места инвалида;
9) разрабатывает и утверждает порядок квотирования рабочих мест для трудоустройства:
граждан из числа молодежи, потерявших или оставшихся до наступления совершеннолетия без попечения родителей, являющихся выпускниками организаций образования;
лиц, освобожденных из мест лишения свободы;
лиц, состоящих на учете службы пробации;
10) разрабатывает и утверждает порядок организации и финансирования мер по содействию предпринимательской инициативе;
11) разрабатывает и утверждает порядок добровольного переселения лиц для повышения мобильности рабочей силы;
12) разрабатывает и утверждает порядок и условия субсидирования затрат работодателей, создающих специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов;
13) разрабатывает и утверждает порядок проведения социальной профессиональной ориентации по согласованию с центральным уполномоченным органом в области образования;
14) обеспечивает формирование единой информационной системы социально-трудовой сферы;
15) разрабатывает и утверждает формы ведомственной отчетности, проверочных листов, критериев оценки степени риска в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан;
16) разрабатывает и утверждает типовой устав центра занятости населения;
17) разрабатывает и утверждает формы административного учета для представления сведений о востребованных специальностях и вакантных рабочих местах для включения в базу данных текущих вакансий и прогнозируемых рабочих мест;
18) разрабатывает и утверждает типовые положения о районных (городских) и региональных комиссиях по вопросам занятости населения;
19) разрабатывает и утверждает методические рекомендации по формированию карты занятости регионов (районов, городов и областей);
20) разрабатывает и утверждает порядок и условия выдачи и (или) продления разрешений работодателям на привлечение иностранной рабочей силы, а также осуществления внутрикорпоративного перевода;
21) разрабатывает и утверждает порядок выдачи справок иностранцу или лицу без гражданства о соответствии его квалификации для самостоятельного трудоустройства, перечень приоритетных отраслей (видов экономической деятельности) и востребованных в них профессий для самостоятельного трудоустройства иностранцев и лиц без гражданства;
22) разрабатывает порядок установления квоты на привлечение иностранной рабочей силы в Республику Казахстан и ее распределения между регионами Республики Казахстан;
23) распределяет квоту в пределах и порядке, установленных Правительством Республики Казахстан на привлечение иностранной рабочей силы в Республику Казахстан, между областями, городами республиканского значения и столицей;
24) разрабатывает и утверждает индивидуальную карту трудоустройства и форму ее заполнения;
25) оказывает электронные услуги с применением информационных систем в соответствии с законодательством Республики Казахстан об информатизации;
26) разрабатывает и утверждает типовые формы социального контракта;
27) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.
Статья 8. Центр развития трудовых ресурсов
1. Центр развития трудовых ресурсов - юридическое лицо, созданное по решению Правительства Республики Казахстан, обеспечивающее информационную и аналитическую поддержку государственной политики по регулированию рынка труда и реализации активных мер содействия занятости, методологическую поддержку местных органов по вопросам занятости населения и центров занятости населения.
2. Центр развития трудовых ресурсов осуществляет:
1) оказание услуг уполномоченному органу по вопросам занятости населения по:
оценке состояния рынка труда, прогнозу спроса и предложения рабочей силы;
организации прогнозирования потребности в кадрах и выработке предложений по формированию государственного заказа на профессиональную подготовку кадров, а также по переподготовке и повышению квалификации;
мониторингу хода реализации активных мер содействия занятости населения, оценке и выработке предложений по их совершенствованию;
организации сбора ведомственной статистической отчетности по вопросам занятости, трудовой миграции и социальной поддержки граждан;
2) сопровождение единой информационной системы социально-трудовой сферы, включая организацию функционирования программно-аппаратных средств и каналов связи для информационных систем социально-трудовой сферы, взаимодействия и интеграции с другими информационными системами государственных органов;
3) предоставление информационных и консультационных услуг в социально-трудовой сфере физическим и юридическим лицам с учетом требований законодательства Республики Казахстан в сфере защиты персональных данных.
Статья 9. Компетенция местных исполнительных органов
Местные исполнительные органы обеспечивают реализацию государственной политики в сфере занятости населения путем:
1) проведения мероприятий, обеспечивающих содействие занятости населения;
2) осуществления координации местных органов по вопросам занятости населения и методического руководства ими;
3) поддержки создания рабочих мест через развитие предпринимательской инициативы;
4) оказания социальной защиты безработным, лицам, ищущим работу;
5) выдачи и (или) продления разрешений на привлечение иностранной рабочей силы работодателям для осуществления трудовой деятельности на территории соответствующей административно-территориальной единицы в пределах квоты, распределенной уполномоченным органом по вопросам занятости населения, либо в рамках внутрикорпоративного перевода вне квоты, а также приостановки и отзыва указанных разрешений;
6) установления квоты рабочих мест для инвалидов в размере от двух до четырех процентов от численности рабочих мест без учета рабочих мест на тяжелых работах, работах с вредными, опасными условиями труда;
7) установления квоты рабочих мест для трудоустройства лиц, состоящих на учете службы пробации;
8) установления квоты рабочих мест для трудоустройства лиц, освобожденных из мест лишения свободы;
9) установления квоты рабочих мест для трудоустройства граждан из числа молодежи, потерявших или оставшихся до наступления совершеннолетия без попечения родителей, являющихся выпускниками организаций образования;
10) утверждения устава центров занятости населения;
11) определения населенных пунктов для добровольного переселения лиц для повышения мобильности рабочей силы;
12) осуществления в интересах местного государственного управления иных полномочий, возлагаемых на местные исполнительные органы законодательством Республики Казахстан.
Статья 10. Компетенция местного органа по вопросам занятости населения
Местный орган по вопросам занятости населения:
1) анализирует, прогнозирует спрос и предложение части рабочей силы, информирует местные исполнительные органы и уполномоченный орган по вопросам занятости населения о состоянии рынка труда региона;
2) участвует в формировании баз данных единой информационной системы социально-трудовой сферы о текущих вакансиях и прогнозе создаваемых рабочих мест в разрезе востребованных специальностей в проектах, реализуемых в рамках государственных, правительственных программ и программ развития территорий, а также инициатив частного сектора;
3) разрабатывает меры социальной защиты от безработицы и обеспечения занятости населения, организует активные меры содействия занятости населения в соответствии со статьей 17 настоящего Закона;
4) организует работу по созданию специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов;
5) запрашивает у структурных подразделений местных исполнительных органов по вопросам образования, организаций образования, учебных центров при организациях, имеющих право на образовательную деятельность, осуществляющих профессиональное обучение, сведения о трудоустройстве выпускников, информацию о профессиях (специальностях), по которым ведется обучение, количестве подготовленных и планируемых к подготовке и выпуску специалистов по конкретным профессиям (специальностям);
6) вносит в местные исполнительные органы предложения по определению населенных пунктов для добровольного переселения лиц для повышения мобильности рабочей силы;
7) координирует работу центров занятости населения;
8) запрашивает у работодателей информацию о прогнозной потребности в кадрах;
9) осуществляет мониторинг организаций с рисками высвобождения и сокращения рабочих мест.
Статья 11. Центр занятости населения
Центр занятости населения:
1) осуществляет оценку состояния и прогноз развития занятости населения, информирование населения о состоянии рынка труда;
2) осуществляет реализацию активных мер содействия занятости, предусмотренных настоящим Законом, а также дополнительных мер содействия занятости, финансируемых за счет средств бюджета;
3) регистрирует обратившихся лиц в качестве ищущих работу и безработных в соответствии со статьями 13, 14 настоящего Закона;
4) осуществляет прием документов, перечень которых установлен уполномоченным органом по вопросам занятости населения, необходимых для назначения социальной выплаты на случай потери работы за счет средств Государственного фонда социального страхования, и направляет их в Государственную корпорацию;
5) оказывает услуги по социальной профессиональной ориентации;
6) оказывает содействие лицам, ищущим работу, и безработным в подборе подходящей работы, выдает направление для трудоустройства;
7) осуществляет взаимодействие с Государственным фондом социального страхования;
8) ведет учет свободных рабочих мест (вакансий);
9) ведет индивидуальную карту трудоустройства безработного;
10) заключает социальные контракты;
11) оказывает трудовое посредничество;
12) оказывает иные меры содействия занятости, предусмотренные законодательством Республики Казахстан о занятости населения.
Глава 3. БЕЗРАБОТИЦА
Статья 12. Подходящая работа
1. Подходящая работа, связанная с переменой места жительства, может быть предоставлена только с согласия лица, ищущего работу, или безработного.
Транспортная доступность подходящей работы от места жительства определяется соответствующим исполнительным органом с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности.
2. Для лиц, впервые ищущих работу, но не имеющих профессии (специальности), а также не имеющих работы более двух лет, в качестве подходящей может считаться работа, требующая предварительной профессиональной подготовки, а в случае невозможности ее представления - другая оплачиваемая работа (включая работу временного характера) с учетом возрастных и иных особенностей лиц и требований трудового законодательства Республики Казахстан.
3. Для инвалида подходящей считается работа при условии обеспечения доступа к ней с учетом степени ограничений его жизнедеятельности, а для лиц, занятых уходом за детьми в возрасте до семи лет, - в режиме гибкого и неполного рабочего времени.
4. Работа временного характера, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, считается подходящей для лиц, ищущих работу, и безработных из числа:
1) впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих квалификации;
2) студентов и учащихся старших классов общеобразовательных школ в период летних каникул;
3) лиц, не обеспеченных работой в связи с простоем;
4) стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более двух лет) перерыва, а также направленных центрами занятости населения на обучение и без уважительной причины прекративших обучение;
5) отказавшихся пройти профессиональное обучение или получить дополнительное образование после завершения социальной выплаты на случай потери работы.
Статья 13. Лицо, ищущее работу
1. Лицо, не имеющее работы и (или) заработка (дохода), ищущее подходящую работу, при обращении за содействием в трудоустройстве регистрируется в качестве лица, ищущего работу, в центре занятости населения по месту жительства либо через веб-портал «электронного правительства» на основании следующих документов:
1) документа, удостоверяющего личность;
2) документа, подтверждающего трудовую деятельность (при наличии);
3) документа об образовании, квалификации, наличии специальных знаний или профессиональной подготовки (при наличии).
Лицо, не достигшее шестнадцатилетнего возраста, также предоставляет письменное заявление одного из его законных представителей.
2. Центр занятости населения в течение десяти рабочих дней со дня регистрации лица, ищущего работу, оказывает ему содействие в трудоустройстве путем подбора подходящей работы, а также услуги по бесплатной социальной профессиональной ориентации.
3. Лицо, ищущее работу, должно проявить интерес к поиску работы, посещая не реже одного раза в течение трех рабочих дней центр занятости населения, проживающие в сельских населенных пунктах - акима поселка, села, сельского округа.
Статья 14. Регистрация безработных
1. Центр занятости населения принимает решение о регистрации в качестве безработного лица, ищущего работу, которому в течение десяти рабочих дней со дня обращения не подобрана подходящая работа, за исключением лиц, указанных в пункте 5 настоящей статьи.
2. Регистрация лица, ищущего работу в качестве безработного, осуществляется после проверки его данных через информационные системы государственных органов и (или) организаций с занесением полученных сведений в индивидуальную карту трудоустройства.
3. Центр занятости населения по истечении десяти календарных дней со дня обращения извещает лицо, ищущее работу, о дате регистрации и постановке на учет в качестве безработного или об отказе в регистрации.
4. Безработные, зарегистрированные в центре занятости населения, должны не реже одного раза в течение десяти рабочих дней отмечаться в центре занятости населения, а безработные, проживающие в сельских населенных пунктах, - не реже одного раза в месяц у акима поселка, села, сельского округа.
5. Не регистрируются в качестве безработного лица:
1) не достигшие шестнадцатилетнего возраста;
2) работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за оплату на условиях полного либо неполного рабочего времени или имеющие иную оплачиваемую работу, приносящую заработок (доход);
3) достигшие пенсионного возраста, установленного пунктом 1 статьи 11 Закона Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан»;
4) представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка (дохода), а также другие недостоверные сведения.
Статья 15. Права и обязанности безработных
1. Безработные имеют право на:
1) бесплатное получение от центров занятости населения:
услуг по поиску подходящей работы и содействию в трудоустройстве, в том числе на активные меры содействия занятости;
консультационных, информационных услуг и услуг по социальной профессиональной ориентации в целях выбора или изменения вида деятельности (профессии);
сведений о себе, содержащихся в единой информационной базе рынка труда;
2) социальные выплаты на случай потери работы, если он являлся участником системы обязательного социального страхования;
3) адресную социальную помощь в соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственной адресной социальной помощи»;
4) обязательное социальное медицинское страхование.
2. Безработные обязаны:
1) соблюдать требования настоящего Закона;
2) соблюдать порядок, условия и сроки посещения центра занятости населения в соответствии с настоящим Законом;
3) обратиться к работодателю по вопросу трудоустройства в течение пяти рабочих дней со дня получения направления на работу, выданного центром занятости населения;
4) своевременно, в течение пяти рабочих дней предоставлять центру занятости населения сведения об изменениях, влияющих на дальнейший порядок работы с безработным, включая:
перемену места жительства;
трудоустройство на постоянную, временную работу, работу по договорам гражданско-правового характера;
занятие предпринимательской деятельностью;
учредительство (соучредительство) в организации независимо от организационно-правовой формы и формы собственности;
установление или изменение группы инвалидности;
назначение пенсионных выплат.
Статья 16. Снятие с учета безработного
1. Центр занятости населения снимает с учета безработного в случаях:
1) отказа от двух предложенных вариантов подходящей работы;
2) неявки без уважительных причин:
в течение пяти рабочих дней со дня выдачи направления центром занятости населения по месту предложенного трудоустройства или обучения;
в течение трех рабочих дней по вызову в центр занятости населения на участие в активных мерах содействия занятости;
самовольного прекращения участия в активных мерах содействия занятости по направлению центра занятости населения;
3) нарушения безработным без уважительных причин сроков посещения центра занятости населения, предусмотренных настоящим Законом;
4) осуждения безработного к наказанию в виде лишения свободы либо направления на принудительное лечение по вступившему в законную силу решению суда;
5) предусмотренных в подпункте 4) пункта 2 статьи 15;
6) предоставления заведомо ложных или поддельных документов.
2. Безработные, снятые с учета в соответствии с подпунктами 1) - 3) пункта 1 настоящей статьи, повторно могут зарегистрироваться в центре занятости населения как лица, ищущие работу, только по истечении тридцати календарных дней со дня снятия с учета.
Глава 4. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ОТ БЕЗРАБОТИЦЫ
Статья 17. Меры социальной защиты от безработицы
1. Уполномоченный орган по вопросам занятости населения и местные исполнительные органы на основе прогнозов экономического и социального развития страны и регионов разрабатывают меры социальной защиты от безработицы и обеспечения занятости населения, предусматривающие:
1) проведение социальной профессиональной ориентации;
2) трудовое посредничество;
3) активные меры содействия занятости;
4) оказание социальной помощи безработным;
5) установление квот для трудоустройства отдельных категорий граждан.
2. Активные меры содействия занятости включают:
1) направление на профессиональное обучение;
2) содействие предпринимательской инициативе граждан и оралманов;
3) направление на молодежную практику;
4) организацию социальных рабочих мест;
5) содействие добровольному переселению для повышения мобильности рабочей силы;
6) организацию специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов;
7) общественные работы.
Право принять участие в активных мерах содействия занятости имеют лица с шестнадцати лет до достижения пенсионного возраста, установленного пунктом 1 статьи 11 Закона Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан».
3. Социальная помощь включает:
1) социальные выплаты на случай потери работы безработным, являющимся участниками системы обязательного социального страхования;
2) оказание адресной социальной помощи на условиях и в размере, предусмотренных Законом Республики Казахстан «О государственной адресной социальной помощи»;
3) оказание медицинской помощи безработным, являющимся участниками системы обязательного социального медицинского страхования, на условиях и в порядке, предусмотренных Законом Республики Казахстан «Об обязательном социальном медицинском страховании».
4. Квоты для трудоустройства устанавливаются для:
1) инвалидов, не имеющих медицинских противопоказаний для трудовой деятельности;
2) граждан из числа молодежи, потерявших или оставшихся до наступления совершеннолетия без попечения родителей, являющихся выпускниками организаций образования;
3) лиц, освобожденных из мест лишения свободы;
4) лиц, состоящих на учете службы пробации.
Статья 18. Социальная профессиональная ориентация
1. Социальная профессиональная ориентация лиц, ищущих работу, безработных, самостоятельно занятых, оралманов, а также студентов, учащихся старших классов общеобразовательных школ проводится в целях оказания практической помощи в выборе профессий, смене рода занятий и повышения квалификации с учетом профессиональных знаний, навыков, интересов личности и потребностей рынка труда в пределах бюджетных средств.
2. Социальная профессиональная ориентация включает в себя:
1) профессиональное информирование о трудовой деятельности, состоянии рынка труда, возможностях трудоустройства по имеющейся специальности или прохождения профессионального обучения;