Возместить в полном объеме (Гульнара Абдрахманова, судья СМЭС г. Астаны)
Возместить в полном объеме
Гульнара Абдрахманова,
судья СМЭС г. Астаны
Основания для изъятия имущества против воли собственника перечислены в
При разрешении дел о принудительном отчуждении (выкупе) земельных участков для государственных нужд судам необходимо иметь в виду, что законодательство по процедуре и порядку оценки изымаемой недвижимости регулируется в первую очередь нормами Земельного кодекса РК,
Стоимость земельного участка (без учета убытков), приобретенного собственником у государства, определяется в размере суммы, уплаченной государству, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 67. При неполной оплате суммы за земельный участок (без учета убытков), проданный государством в рассрочку, и изъятии его при принудительном отчуждении для государственных нужд его цена определяется в размере выплаченной государству суммы.
Стоимость земельного участка, предоставленного под индивидуальное жилищное строительство, для ведения личного подсобного хозяйства (кроме полевых наделов), на котором находится индивидуальный жилой дом, определяется в размере стоимости земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества в размере, не превышающем их рыночной стоимости.
Стоимость же отчуждаемого земельного участка, перешедшего к собственнику по гражданско-правовой сделке или по решению суда, определяется в размере стоимости, указанной в гражданско-правовом договоре или в решении суда, но не превышающей рыночной стоимости. В случае, если в гражданско-правовом договоре цена за земельный участок не указана, стоимость земельного участка определяется по его кадастровой (оценочной) стоимости.
Стоимость недвижимого имущества, находящегося на земельном участке, определяется в размере, не превышающем его рыночной стоимости, которая определяется независимым оценщиком в соответствии со ст. 208 Закона «О государственном имуществе» на момент получения собственником или негосударственным землепользователем уведомления о предстоящем принудительном отчуждении.
Граждане, приобретшие землю во второй половине XX века, понимают, что цены на земельные участки того периода, безусловно, не сопоставимы с существующими, и отражение в гражданско-правовом договоре стоимости за участок мерою десять соток в размере, например, 20 - 50 тыс. тенге выглядит совершенно неадекватно стоимости, существующей на сегодняшний день. Но именно данный размер компенсации, согласно действующему законодательству, местный исполнительный орган вправе предложить собственнику изымаемого земельного участка. В результате от предложенного размера компенсации собственник отказывается, а местный исполнительный орган вынужден обращаться в суд.
На сегодняшний день практика судов г. Астаны по делам об изъятии у собственников земельных участков для государственных нужд, приобретенных по гражданско-правовой сделке, имевшей место до 1 марта 2011 года, сложилась следующим образом. Размер компенсации по цене сделок, имевших место до 1 марта 2011 года, устанавливается судом, исходя из рыночной стоимости земельного участка, определенного оценщиком на момент получения собственником уведомления о предстоящем изъятии земельного участка. Такой вывод является справедливым и аргументирован прежде всего тем, что собственник приобрел подлежащий отчуждению для государственных нужд земельный участок до принятия Закона РК «О государственном имуществе» от 1 марта 2011 года, следовательно, суд не вправе ухудшать положение собственника и применять к нему нормы статьи, которые предусматривают изъятие земельного участка по гражданско-правовой сделке.