Сборник докладов XIV Международной Атырауской правовой конференции «Недропользование - основа экономики Республики Казахстан» (г. Атырау, 22 апреля 2016 года)

Сборник докладов XIV Международной Атырауской правовой конференции
«Недропользование - основа экономики Республики Казахстан»
(г. Атырау, 22 апреля 2016 года)

Вступительное слово

 

Тед Этчисон

Генеральный директор

СП «Тенгизшевройл»

 

Уважаемые участники конференции!

 

Я рад приветствовать вас на очередной, уже ставшей традиционной, 14-ой международной Атырауской правовой конференции юристов нефтегазовой отрасли Республики Казахстан.

Стало традицией, что конференция проводится с участием представителей ведущих иностранных и национальных нефтяных компаний, юридических фирм, учёных-нефтяников, учёных-юристов, представителей Верховного Суда, Генеральной прокуратуры, министерств и ведомств различных государственных органов.

В результате конструктивного диалога между различными группами мы получаем больше возможностей для выработки решений вопросов, стоящих перед обществом. Ваша работа над этими вопросами на конференции и за её пределами чрезвычайно важна для обеспечения экономического благосостояния Казахстана.

В качестве примера и учитывая, что энергетическая отрасль является основой экономики Республики Казахстан, важно, чтобы мы договорились о том, как максимизировать преимущества нефтегазовых ресурсов. Как подчеркивал президент страны Назарбаев, основными приоритетами государства являются оптимизация использования ресурсов, необходимость охраны окружающей среды и создание «зеленой» инфраструктуры.

Тенгизшевройл рассматривает охрану природы в качестве приоритета, и мы верим, что сможем помочь Казахстану достичь задач, поставленных Президентом.

В заключение, желаю всем Вам эффективных и плодотворных дискуссий, и продолжения Вашей работы на благо Республики Казахстан!

 

 

Сессия 1. Зеленая экономика - экономика будущего: вопросы традиционного

недропользования и внедрение возобновляемой энергетики

 

О Концепции по переходу к «зеленой экономике»

и о Программе партнерства «Зеленый мост»

 

Керей Бекберген Дуйсенбайулы

Директор департамента «зеленой экономики»

Министерства энергетики Республики Казахстан

 

Уважаемые дамы и господа, друзья!

 

От имени Министерства энергетики Республики Казахстан позвольте выразить благодарность за приглашение и организацию данного мероприятия - XIV Международной Атырауской правовой конференции «Недропользование - основа экономики Республики Казахстан».

«Зеленая экономика» является одним из важных инструментов обеспечения устойчивого развития страны.

Как Вам известно, Указом Президента Республики Казахстан от 30 мая 2013 года утверждена Концепция по переходу Республики Казахстан к «зеленой экономике».

В целях реализации Концепции постановлением Правительства от 31 июля 2013 года утвержден План мероприятий по реализации Концепции по переходу Республики Казахстан к «зеленой экономике» на 2013 - 2020 годы.

Позвольте вкратце представить Концепцию по «зеленой экономике».

В целом по ключевым секторам, Концепция дополняет уже поставленные цели развития, обозначенные в Стратегии 2050 и отраслевых программных документах следующим образом:

Первое. Разрешение проблем с водоснабжением к 2050 году и обеспечением водой населения и сельского хозяйства к 2020 и 2040 годам соответственно дополнено целью ликвидации дефицита водных ресурсов на уровне каждого бассейна в отдельности к 2030 году.

Второе. Трехкратное увеличение производительности труда в сельском хозяйстве дополнено целями по повышению урожайности пшеницы до 14 центнеров с 1-го гектара к 2020 году и 20 центнеров с 1-го гектара к 2030 году, а также по снижению потребления воды на орошение до 450 кубометров воды на тонну продукции к 2020 году, до 330 кубометров воды на тонну к 2030 году.

Третье. Энергоемкость ВВП будет снижаться на 25% к 2020 году, на 30% к 2030 году и на 50% к 2050 году.

Четвертое. Модернизация энергокорзины предусмотрена следующим образом:

a. Доля СЭС и ВЭС к 2017 году составит 3%. Общая доля альтернативных видов энергии, включая ВИЭ, АЭС и ГЭС вырастет к 2030 году до 10%, и к 2050 году до 50%.

b. Доля газовых электростанций, которые заменят угольные ТЭЦ в крупных городах, составит в 2020 году 20% с постепенным ростом до 30% к 2050 году.

c. Будет обеспечено снижение выбросов СО2 относительно уровня 2012 года на 15% к 2030 году и 40% к 2050 году.

Пятое. Для решения проблем с загрязнением воздуха в Казахстане к 2030 году будет обеспечен текущий европейский уровень выбросов по таким показателям как оксид серы и оксид азота.

Шестое. В секторе утилизации отходов полное покрытие населения вывозом ТБО и санитарное хранение мусора будут обеспечены к 2030 году, доля переработанных отходов составит к 2030 году 40% и к 2050 году 50%.

Закрытие водного дефицита к 2030 году возможно за счет:

В сельском хозяйстве: внедрения водосберегающих технологий орошения, перехода на имеющие большую добавленную стоимость и менее водо-интенсивные культуры и снижения потерь в системах орошения и транспортировки;

В промышленности: улучшения водосбережения при выработке э/энергии и повышения эффективности использования воды при добыче полезных ископаемых;

В коммунальном секторе: устранения протечек и потерь в домах и магистралях и реализация мер контроля за давлением и напором воды, а также ужесточением стандартов для бытовой техники в плане водосбережения;

На межправительственном уровне необходимо пересмотреть соглашения о трансграничном делении рек с тем, чтобы они в полной мере удовлетворяли стратегическим целям развития государства.

В целях решения задач устойчивого использования водных ресурсов, 4 апреля 2014 года утверждена Государственная программа управления водными ресурсами на 2014 - 2020 годы и ее план мероприятий.

Также, внедряются принципы «Зеленого» сельского хозяйства, эффективное использование воды в орошении; улучшение доступа к инструментам финансирования для фермеров нашли свое отражение в Программе «Агробизнес-2020».

Существует большой потенциал по повышению энергоэффективности в случае реализации «зеленого» сценария, включающего принятие дополнительных мер по сравнению с базовым, в котором изменения в уровне энергоэффективности достигаются за счет естественной замены фонда зданий, производственных мощностей, транспортного парка.

Так, «зеленый» сценарий позволяет снизить энергопотребление на 26% к 2030 году и на 41% к 2050 году.

На данном слайде предложены два варианта энергокорзины к 2030 и 2050 годам в зависимости от цены на газ.

Как видно на слайде, уголь к 2030 году в обоих сценариях будет оставаться основным источником генерации, составляя долю в энергокорзине в размере 49% и 44% соответственно.

На данном слайде представлен комплекс мероприятий, рекомендуемых к проведению при любом сценарии развития энергетического сектора, в их числе:

• Проведение технического аудита всех существующих электростанций к 2020 году для определения графика модернизации и оставшегося срока службы генерирующих активов;

• Модернизация существующих угольных электростанций с установкой пылегазоочистки для улавливания выбросов твердых частиц, оксида азота и оксида серы;

• Реализация небольших проектов развития возобновляемых источников энергии (СЭС и ВЭС);

• Перевод угольных ТЭЦ на газ в крупных городах для улучшения ситуации с качеством воздуха;

• Диверсификация энергетического сектора за счет инвестирования в атомную энергетику и обеспечения конкурентоспособности уранодобывающей промышленности.

Данный слайд показывает, насколько уровень стандартов по выбросам угольных станций в Казахстане уступает европейским стандартам. Так, текущие выбросы превосходят предельные значения для Европы:

по твердым частицам - более чем в 10 раз;

по оксидам азота - более чем на 20%;

по оксидам серы - более чем в 2,5 раза.

Необходимо принятие стандартов в соответствии, как минимум, с текущими европейскими нормами.

На данном слайде представлены рекомендации по внедрению инициатив, направленных на снижение выбросов загрязняющих веществ.

На следующем слайде представлен комплекс мер по выстраиванию эффективной системы управления ТБО.

Прежде всего, необходимо проведение тщательного аудита по всем большим свалкам ТБО и определение мер по их рекультивации.

Важно предусмотреть субсидии для наиболее нуждающихся частей населения при изменениях тарифа. Необходимо разработать и обновить стандарты работы, переработки и хранения ТБО с использованием новых технологий, таких как раздельный сбор у потребителя, анаеробика, компостинг, биогаз.

В целях реализации Концепции 9 июня 2014 года утверждена Программа модернизации системы управления ТБО на 2014 - 2050 годы, которая направлена на совершенствование системы обращения с твердыми бытовыми отходами, а также принятие мер по неукоснительному выполнению требований экологического законодательства.

Для решения проблем с промышленными отходами необходимо для начала провести инвентаризацию всех крупных свалок данных отходов на содержание полезных веществ, а также на соответствие их стандартам экологической безопасности.

Далее надо будет приоритизировать свалки данных отходов для дальнейшей переработки и определения необходимых источников финансирования и стимулов.

Теперь предлагаю рассмотреть вопрос экономической целесообразности перехода на «зеленую экономику».

«Зеленый» сценарий предполагает реализацию всех перечисленных предлагаемых мероприятий в энергетическом секторе, в сфере энергоэффективности, управления водными ресурсами, в сельскохозяйственной отрасли, в области загрязнения воздуха и управления отходами.

Для оценки влияния перехода к «зеленой экономике» был привлечен Немецкий Институт экономических исследований (DIW), занимающийся экономическим консалтингом и располагающий подробной моделью общего равновесия экономики Казахстана.

С помощью данной модели проанализированы макроэкономические последствия реализации Концепции.

Самым важным выводом, сделанным по результатам моделирования, является то, что осуществление «зеленых» преобразований возможно без значительной нагрузки для национальной экономики.

На самом деле такой переход - при условии эффективного управления - окажет положительное влияние на экономику страны, позволив ей обеспечить увеличение ВВП дополнительно на 3% по сравнению с базовым сценарием к 2050 году.

Совокупный размер инвестиций, необходимых для реализации Концепции, с текущего момента до 2050 года в среднем составит 3,2 млрд. долл. США в год. При этом доля государственного финансирования составит около 25%, а остальная часть будет привлечена за счет средств частных инвесторов.

Основные средства из этого объема - чуть более 90 млрд. долл. США от общего объема инвестиций за весь период до 2050 года - пойдут на реализацию мероприятий по повышению энергоэффективности и развитие возобновляемых источников энергии, а также создание газовой инфраструктуры.

Мероприятия по развитию сельского хозяйства, управлению водными ресурсами и отходами потребуют меньший объем финансирования.

Концепция также позволит создать более 500 тыс. рабочих мест уже к 2030 году.

Рабочие места будут созданы в основном в строительном секторе, в строительстве альтернативных источников энергии, в сельскохозяйственной отрасли и в промышленном секторе.

Каким образом мы видим временные горизонты по построению устойчивой «зеленой» модели экономики в Казахстане.

Горизонт первый с 2013 по 2020 годы - Улучшение существующей ситуации:

В сфере водных ресурсов - разработана Государственная программа управления водными ресурсами и ее план мероприятий.

В сфере сельского хозяйства - разработана Программа «Агробизнес-2020».

В сфере электроэнергетики, энергоэффективности и транспорта - реализуется Закон «Об энергосбережении и повышению энергоэффективности», ведется работа по обновлению стандартов.

В рамках сотрудничества с международными организациями ведется работа по разработке инвестиционных программ, пилотных проектов.

В секторе утилизации отходов - разработана Программа модернизации системы управления ТБО.

Горизонт второй с 2020 по 2030 годы - Переходная экономика: переход к третьей индустриальной революции:

В сфере водных ресурсов - Построение системы мирового класса по управлению водными ресурсами на уровне водоемов, оптимизация водопроводного хозяйства.

В сфере сельского хозяйства - Увеличение производительности сельского хозяйства за счет внедрения современных методов работы.

В сфере электроэнергетики и энергоэффективности - Развитие альтернативной энергетики и оптимизация энергопользования и разработка систем накопления энергии.

В сфере транспорта - Развитие инфраструктуры для электротранспорта и постановка целей по электромобилям, топливным элементам.

В секторе утилизации отходов - Создание инфраструктуры для вторичной переработки.

И наконец, горизонт третий - «Зеленая экономика»:

Полное решение проблем в сфере использования водных ресурсов.

Сельское хозяйство превратилось в отрасль, обеспечивающую в долгосрочной перспективе высокий уровень доходов благодаря созданию новых ценных производств.

В стране в полной мере задействован потенциал ресурсов для получения ветровой и солнечной энергии с использованием газовой инфраструктуры.

В Казахстане построены экономика и промышленность с многооборотным использованием продукции.

Важно отметить то, что переход будет носить эволюционный характер, будет постепенным и выверенным.

 

Уважаемые дамы и господа!

 

Выдвинутая Президентом нашей страны Нурсултаном Назарбаевым Программа партнерства «Зеленый мост» (ППЗМ) будет являться практическим механизмом перехода Казахстана к «зеленой экономике».

ППЗМ одобрена всеми государствами на 66-й сессии ГА ООН на Конференции Организации Объединенных Наций по устойчивому развитию в качестве межрегиональной инициативы по устойчивому развитию. ППЗМ вошла в итоговый документ всемирного саммита по устойчивому развитию RIO+20 «Будущее, которого мы хотим».

25 июня 2014 года Первым Заместителем Премьер-Министра страны утверждена Дорожная карта по дальнейшему продвижению Программы Партнерства «Зеленый мост» на период 2014-2016 годы.

Инициатива Республики Казахстан по ППЗМ направлена на развитие взаимодействия в соответствии с резолюциями и рекомендациями Йоханнесбургского плана действий, Пномпеньской региональной платформы по устойчивому развитию Азиатско-Тихоокеанского региона, Повестки дня на XXI век, Целей развития тысячелетия, и других документов ООН, глобальных, международных и региональных соглашений, а также Конференций министров по окружающей среде и развитию в Азиатско-тихоокеанском регионе, Конференций министров «Окружающая среда для Европы».

Основной целью ППЗМ является содействие Партнерству стран Европы, Азии и Тихого океан для перехода от традиционных моделей развития к концепциям «зеленого» роста.

В основе ППЗМ положены принципы открытости, толерантности, обеспечивающие содействие политическим диалогам по вопросам многостороннего партнерства, и продвижению «зеленых» стратегий, которые будут содействовать сохранению экосистем.

На сегодняшний день участницами ППЗМ являются 14 стран (Казахстан, Россия, Кыргызстан, Грузия, Германия, Монголия, Беларусь, Черногория, Латвийская Республика, Албания, Финляндия, Венгрия, Болгария, Швеция), а также присоединившаяся в марте 2015 года Ассоциация «Финский Водный Форум».

В итоге реализации ППЗМ будут созданы:

Широкая политическая и международная правовая основа для перехода от природоразрушительных экономик к созданию взаимно поддерживающих эколого-экономических систем;

Новые рамки управления, устраняющие существующие краткосрочные и фрагментарные подходы, в интересах устойчивого развития;

Новые механизмы для разумного и долгосрочного использования природных ресурсов, сохранения и восстановления жизненно важных экосистем;

Условия для более эффективного использования мирового позитивного опыта и потенциала, укрепления вопросов безопасности.

В целом идеи ППЗМ дали старт тренду развития инновационной экономики и перспективам экологизации всех сфер общества.

На этом позвольте завершить свой доклад.

Благодарю за внимание!

 

 

Нужна ли Зеленая экономика Казахстану: плюсы и минусы Концепции

 

Елюбаев Жумагельды Сакенович

Управляющий правовой советник

Евразийского подразделения корпорации «Шеврон»,

член Международного Совета при Верховном Суде РК,

Президент Казахстанской ассоциации юристов нефтегазовой отрасли,

член Управляющего совета «Kazakhstan Bar Association»,

доктор юридических наук, член-корреспондент Петровской

академии наук и искусств (Санкт-Петербург, Россия),

профессор юридического факультета КазНУ им. аль-Фараби

 

Одним из наиболее серьезных вызовов для человечества в XXI веке является глобальное потепление климата. Так, согласно оценкам экспертов за последние 150 лет средняя температура на планете выросла на 0,77%. Мало ли это или много, оставим в качестве предмета полемики для специалистов. Тем не менее, официально, правительствами многих стран признается, что главной причиной этих изменений стал резкий рост концентрации парниковых газов в атмосфере из-за антропогенных выбросов.

Мировое сообщество приняло ряд соглашений о сотрудничестве в снижении воздействия на климатическую систему. В частности, была принята Рамочная Конвенция ООН об изменении климата1, Киотский протокол2. В декабре прошлого года в Париже было подписано новое международное климатическое соглашение3, который, как отметил модератор конференции, Министр иностранных дел Франции Лоран Фабиус, является «амбициозным и сбалансированным» планом и «историческим поворотным пунктом» на пути снижения темпов глобального потепления.

Основной целью этого международного документа является недопущение роста глобальной температуры более чем на 2 градуса Цельсия, чтобы избежать катастрофических последствий. Соглашение предусматривает намерение стран снизить выбросы парниковых газов и стимулировать внедрение новых технологий, чтобы направить мировую экономику на низкоуглеродный путь развития. Благородные цели, но как достичь всего этого, остается большим вопросом для всего мирового сообщества.

В настоящее время в обществе и бизнес-среде все чаще употребляется выражение «зеленая экономика». Проблемы, пути развития, инновационные подходы регулярно обсуждаются на всемирных, международных экономических, экологических, инвестиционных форумах. Однако суть понятия «зеленая экономика» понимается по-разному.

_____________________

1 Рамочная Конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата (Framework Convention on Climate Change, UN FCCC) - соглашение об общих принципах действия стран по проблеме изменения климата, подписанное более чем 190 странами мира. Конвенция была торжественно принята на «Саммите Земли» в Рио-де-Жанейро в 1992 году и вступила в силу 21 марта 1994 года.

2 Киотский протокол - международное соглашение, принятое в Киото (Япония) в декабре 1997 года в дополнение к Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Оно обязывает развитые страны и страны с переходной экономикой сократить или стабилизировать выбросы парниковых газов. На 18-ой Конференции Сторон-подписантов, которая состоялась в столице Катара, Дохе, в 2012 году, делегаты договорились о продлении действия Киотского протокола до 2020 года.

3 Парижское соглашение - соглашение в рамках Рамочной Конвенции ООН об изменении климата, регулирующее меры по снижению углекислого газа в атмосфере с 2020 года. Соглашение было подготовлено в ходе Конференции по климату в Париже и принято консенсусом 12 декабря 2015 года.

 

Анализируя различные научные взгляды и мнения практиков, выделим главные. Согласно одной точки зрения, «зеленая экономика» - это новые отрасли экономики, которые способствуют улучшению окружающей природной среды. По другой - это новые технологии, которые призваны помогать и приносить пользу природе. Третьи полагают, что это переход на новый этап развития, целью которого является создание экологически чистой продукции.4 Наверное, правы все, но как совместить все это в одно единое понятие, чтобы на комплексной и научно-практической основе реализовать планы развития страны на принципах «зеленой экономики»?

В этой связи перед Казахстаном, как и перед всем миром, стоят новые вызовы. Этим определяется необходимость модернизации промышленности, целью которой должно быть, помимо экономического роста, улучшение условий жизни населения и обеспечение благоприятных условий для будущих поколений.

По мнению экспертов Программы ООН по окружающей среде, «зеленая экономика» определяется как экономика, которая повышает благосостояние людей и обеспечивает социальную справедливость, и при этом существенно снижает риски для окружающей среды и ее деградации. Для такой экономики характерны следующие черты:

• эффективное использование природных ресурсов;

• сохранение и увеличение природного капитала;

• уменьшение загрязнения;

• низкие углеродные выбросы;

• предотвращение утраты экосистемных услуг и биоразнообразия;

• радикальное повышение энергоэффективности;

• рост доходов, занятости и здоровья людей.

Ими предлагается мобилизовать и перестроить глобальную экономику в направлении увеличения инвестиций в чистые технологии и природоохранную инфраструктуру, стимулировать экологизацию экономики, минимизацию использования невозобновляемых полезных ископаемых для производства электроэнергии, осуществления энергосберегающей деятельности.

Сейчас, многие страны пытаются реализовать антикризисные программы на основе учетов принципов «зеленой экономики». Как это делается, попробуем рассмотреть на примере Казахстана.

Так, в нашей стране специальным Указом Президента РК № 577 от 30 мая 2013 года утверждена «Концепция по переходу Республики Казахстан к зеленой экономике».

_____________________

4 Я.Л. Овчинников, Е.С Пермякова, И.Н. Сычева. Перспективы развития зеленой экономики в России. Интернет-сайт: www.konf.x-pdf.ru. 29 марта 2016 года.

 

Этот документ основывается на Стратегии «Казахстан - 2050»5, которая ставит ориентиры на построение устойчивой и эффективной модели экономики, основанной на переходе страны на «зеленый» путь развития. Основными приоритетными задачами Концепции по «зеленой экономике» являются:

• повышение эффективности использования ресурсов (водных, земельных, биологических и др.) и управления ими;

• модернизация существующей и строительство новой инфраструктуры (например, планируется к 2030 году построить 55% зданий и 40% электростанций, исходя из общего объема активов страны);

• повышение благополучия населения и качества окружающей среды через рентабельные пути смягчения давления на окружающую среду;

• повышение национальной безопасности, в том числе водной безопасности.

Указывается, что для реализации планов, предусмотренных в Концепции до 2050 года, ежегодно в среднем потребуется 3-4 млрд. долларов США. Наибольший ежегодный объем инвестиций будет эквивалентен 1,8% ВВП6 страны в период с 2020 по 2024 годы, а среднем до 2050 года инвестиции составят около 1% ВВП страны. При этом основная часть инвестиций будет привлечена за счет средств частных инвесторов, в том числе иностранных.

Выполнима ли «зеленая экономика» в Казахстане?

Этот злободневный и справедливый вопрос возникает потому, что «зеленая экономика» должна быть ориентирована на улучшение качества окружающей среды посредством уменьшения выбросов вредных веществ, снижения отходов производства и потребления. Такой подход подразумевает внедрение новых технологий, включающих более экономичное и щадящее использование ресурсов, чтобы значительно уменьшить нагрузку на экологические системы.

Как быть Казахстану, да и другим развивающимся странам, в условиях охватившего экономического и финансового кризиса, высокой степени инфляции и девальвации национальной валюты, возрастающего показателя обеднения населения, роста безработицы, сокращения внешних инвестиций в экономику...?

Сегодня, речь идет о выживании в широком смысле этого слова, а не о развитии современных постиндустриальных технологий. Сохранение и поддержание нынешнего уровня производства во всех сферах экономики является практически единственным шансом для поддержания существующего уровня состояния экономики и благополучия населения, если хотите, то и обеспечения национальной безопасности страны.

____________________

5 Послание Президента Республики Казахстан - Лидера нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия 2050»: новый политический курс состоявшегося государства» от 14 декабря 2012 года.

6 Валовый внутренний продукт (Gross Domestic Product) общепринятое сокращение - ВВП (англ. GDP), макроэкономический показатель, отражающий рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг (то есть предназначенных для непосредственного употребления), произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления, вне зависимости от национальной принадлежности использованных факторов производства. Впервые, это понятие было предложено в 1934 году Саймоном Кузнецом. ВВП страны может быть выражен как в национальной валюте, и при необходимости справочно пересчитан по биржевому курсу в иностранную валюту, так и может быть представлен по паритету покупательной способности (ППС) для более точных международных сравнений.

 

Так, эксперты отмечают, что пока ни одной стране не удалось в полной мере соединять трудно сочетаемые условия - поддержание экологических стандартов и одновременно выход на новые точки роста национальных экономик7. Это действительно так, трудно с этим не согласиться.

В чем же плюсы и минусы Концепции по переходу Республики Казахстан к «зеленой экономике»?

Общим плюсом является то, что Казахстан, как субъект международных отношений и как страна, интегрированная в мировую экономику, подписала и ратифицировала многие международные правовые акты по вопросам охраны окружающей среды, добровольно взяв на себя обязательства по выполнению требований этих актов.

Как положительный факт необходимо признать и принятие Концепции по «зеленой экономике», предусматривающий этапы и конкретные задачи по переходу к менее безопасным видам хозяйственной деятельности, позволяющим снижать нагрузку на природную среду. Планы - это всегда хороший ориентир в будущее, лучше их иметь, чем не иметь, поскольку их наличие всегда подталкивают к действиям и достижению определенных результатов. Нет планов - нет и действий.

Но сегодня хотелось бы поговорить о том, какие же минусы есть в этом важном для страны документе. Возможно, даже не о минусах, а о трудностях выполнения задач, предусмотренных в Концепции и о том, насколько обоснованы поставленные задачи.

Во-первых, широкомасштабные намерения, вытекающие из Концепции, такие как - устойчивое использование водных ресурсов (при их крайней недостаточности), развитие устойчивого и высокопроизводительного сельского хозяйства (при крайней недостаточности инвестиций и отсутствия налаженного сельхозпроизводства и государственных дотаций), развития электроэнергетики (при отсутствии предпосылок к активному развитию сферы возобновляемых и нетрадиционных источников энергии), системы управления отходами (при отсутствии эффективного управления), снижения загрязнения воздуха и сохранения экосистем (при сохранении уровня использования невозобновляемых источников энергии и низком уровне утилизации выбрасываемых в атмосферу вредных веществ), вряд ли будут в полной мере реализованы. Отчасти по причине неэффективного администрирования, слабости контроля и проверки исполнения природоохранных мероприятий на всех этапах деятельности природопользователя, ориентрированности контролирующих органов на пополнение бюджета в большой степени, чем на улучшение состояния природной среды.

В-вторых, сейчас, государство заинтересовано в большой степени в поддержании существующего уровня добычи углеводородного сырья и в ее росте, особенно, после начала добычи на Кашаганском нефтяном месторождении, а также расширения производства на Тенгизском и Карачаганакском месторождениях. Даже при использовании передовых технологий на этих месторождениях, нагрузка на окружающую среду возрастет. К тому же на многих старых и низкорентабельных месторождениях нефти и газа до сих пор в значительной степени применяют прежние технологии, поскольку для внедрения чистых технологий у них нет финансовых возможностей. В стране активно используется уголь для выработки электроэнергии и тепловой энергии, и этот источник планируется использовать для этих целей еще не один десяток лет.

_______________________

7 Л. Тайкина. Выполнима ли зеленая экономика в Казахстане. Интернет-сайт - http:radiotochka.kz, 29 марта 2016 года.

 

Отсюда вопрос, как достичь поставленных целей в Концепции, в частности, достижения европейского уровня выбросов в атмосферу, а также внедрения европейских стандартов по размещению, хранению и утилизации отходов производства.

В-третьих, в Концепции много уделено внимания привлечению инвестиций в сферу внедрения возобновляемых источников энергии (ВИЭ)8. Так, например, в Концепции планируется, что чуть более 90 млрд. долларов США или 3/4 от общего объема инвестиций за весь период до 2050 года пойдут на реализацию мероприятий по энергоэффективности и развитию возобновляемых источников энергии, а также созданию газовой инфраструктуры. В документе также указывается, что в среднем до 2050 года ежегодная доля инвестиций в «зеленую экономику» составит около 1% ВВП. Возникает справедливый вопрос, откуда ожидаются такие объемы инвестиции при существующем, не очень привлекательном, инвестиционном климате, наличии серьезных недостатков и проблем в сфере государственного управления, системной коррупции, высоком уровне вмешательства уполномоченных государственных органов в деятельность бизнес-структур. Этот перечень имеющихся проблем в сферах государственного управления и экономики можно продолжить, но суть в том, что в настоящее время, к сожалению, нет даже предпосылок к изменению такой ситуации. Приведу один лишь пример, в подтверждение своих выводов. Одна из известных транснациональных энергетических компаний по согласованию с Правительством РК планировала построить в Казахстане ветроэлектростанцию. Реализуя проект, корпорация потратила несколько миллионов долларов США на аренду земельного участка, изучение «розы ветров», разработку сметно-технической и проектной документации, на привлечение людских ресурсов. В итоге, после долгих переговоров с уполномоченными и квазигосударственными органами, корпорация вынуждена была отказаться от проекта и внесения в страну инвестиций только потому, что потенциальный покупатель электроэнергии, определенный уполномоченным органом не обладал соответствующим уровнем платежеспособности для обеспечения долгосрочной покупки электроэнергии. Другой причиной было то, что утвержденный фиксированный тариф для ВЭС не обеспечивал порядок индексации тарифа, который надлежащим образом учитывал бы как валютные, так и инфляционные риски. Поэтому условия фиксированного тарифа не были приемлемыми для инвестора с коммерческой точки зрения. Между тем, Правительство РК, уполномоченные органы, власть региона должны были бы быть заинтересованы в этом проекте, который прямо подпадает под программу «зеленой экономки». Известно, что ни один инвестор не принесет в страну капитал, без его надежной защиты и без возможности получить прибыль от своей деятельности.

В-четвертых, перед всеми нами стоит вопрос, во сколько же обойдется стране переход на «зеленую экономику»? Мировая практика показывает, что сегодня стоимость энергии, получаемой от ВИЭ (энергия солнца, ветра, воды и т.д.) значительно выше стоимости энергии, получаемой, к примеру, из угля или природного газа. По всей видимости, именно из-за этого фактора, хотя наверное есть и другие обстоятельства, которые стали причиной того, что первая десятка крупнейших компаний Евросоюза (ЕС) публично выступила против энергостратегии ЕС, принятой по известной концепции «зеленой экономики».

__________________

8 Возобновляемая или регенеративная энергия («Зеленая энергия») - энергия из источников, которые, по человеческим масштабам, являются неисчерпаемыми. Основной принцип использования возобновляемой энергии заключается в её извлечении из постоянно происходящих в окружающей среде процессов и предоставлении для технического применения. Возобновляемую энергию получают из природных ресурсов, таких как: солнечный свет, водные потоки, ветер, приливы и геотермальная теплота, которые являются возобновляемыми (пополняются естественным путем). Интернет-сайт: www.wikipedia.org. 29 марта 2016 год.

 

Так, только за четыре года ее выполнения ЕС потерял 51 гигаватт энергомощностей9. Вот, еще пример. 9 февраля 2016 года пятью голосами против четырех Верховный Суд США своим решением приостановил оглашенный Президентом США Бараком Обамой в августе прошлого года так называемый «План чистой энергии», который предусматривал сокращение выбросов углекислого газа электростанциями до 2030 года, а также распределение квот по сокращению выбросов между штатами. Администрация Президента США выразила свое несогласие с этим судебным решением Верховного Суда США. Вне зависимости, кто там «победит», этот случай наглядно показывает существующий конфликт по поводу «зеленой экономики», даже в стране, имеющей «первую экономику мира».

В-пятых, неготовность государственных органов в реализации Концепции. Везде формальность: планы, программы, директивы, инструкции, совещания и только..., не дающих ощутимых результатов. Именно поэтому Концепция о переходе в Республике Казахстан к «зеленой экономике» остается декларативным документом, и видимо, еще долго будет иметь такой статус.

Все вышеописанное, а также анализ состояния нынешней экономической ситуации позволяет задать резонный вопрос, время ли «зеленеть» нашей стране?

__________________

9 Л. Тайкина. Выполнима ли зеленая экономика в Казахстане. Интернет-сайт - http:radiotochka.kz, 29 марта 2016 года.

 

 

Погоня за зайцами: наблюдения и размышления в смутные времена

 

Тёрл Харлан

Заместитель генерального менеджера

договорно-правового отдела СП «Тенгизшевройл»

 

Введение

 

Доброе утро, друзья и коллеги. Меня зовут Терл Харлан. Я - Заместитель генерального менеджера Договорно-правового отдела Тенгизшевройла. Будучи американским юристом, прикомандированным Шевроном к ТШО, я вот уже почти три года живу в Атырау. Позвольте поприветствовать всех участников сегодняшнего форума. Для меня большая честь выступить перед столь представительной аудиторией. Я бы хотел поблагодарить лично Вас, Жумагельды Сакенович, и наших коллег из Казахстанской ассоциации юристов нефтегазовой отрасли, и, естественно, Самата Хакимовича, а также коллектив Договорно-правового отдела. Все вы проделали огромную работу в рамках подготовки нынешней юридической конференции, важность которой трудно переоценить.

 

Дискуссия

 

Название моего выступления навеяно русской поговоркой: «за двумя зайцами погонишься, ни одно не поймаешь». Иными словами, не стоит разбрасываться, когда берешься за какое-нибудь дело. Мне кажется, мы все сталкиваемся с этой проблемой в нашей переполненной до краев жизни. По дороге на работу мы слушаем музыку через наушники; мы говорим по телефону с одним и одновременно посылаем другому текстовое сообщение; мы даже притворяемся, что слушаем наших собеседников, а сами стараемся незаметно проверить электронную почту. Но надо признаться, что практически невозможно достичь хороших результатов, выполняя одновременно несколько дел. Именно поэтому поговорка служит нам всем напоминанием - сосредоточившись на чем-нибудь одном, мы более эффективно справляемся с поставленной задачей и в результате можем, в конечном счете, успешно расширить круг нашей деятельности.


вверх   |   документ постранично