Законно ли электронно-анонимное обвинение? (Н.Нуралинов, Председатель районного суда №2 Кокпектинского района)
Законно ли электронно-анонимное обвинение?
Н.Нуралинов
Председатель районного суда №2
Кокпектинского района
Недавно прочитал в газете, что восточно-казахстанские полицейские решили идти в ногу со временем и призвали граждан сообщать о мелких правонарушениях и нарушениях ПДД посредством популярного мессенджера WhatsApp на сотовый номер Центра оперативного управления ДВД ВКО. Безусловно, задумка интересная с точки зрения профилактики правонарушений, однако, какова правовая сторона этого новшества и законно ли использовать отправленную кем-то фотографию или видеозапись в качестве единственного доказательства виновности лица в совершении административного правонарушения? По этому поводу хотелось бы внести ясность.
Для примера можно взять следующий случай: кто-то снял на свой смартфон видео, как водитель транспортного средства проехал на запрещающий сигнал светофора и отправил его по WhatsApp в полицию. При этом, как это бывает зачастую, отправитель данного видео не указал своих данных, то есть остался анонимным. Полицейский составил протокол об административном правонарушении по
Как следует из КоАП (
Как видно из перечисленных поводов, указанный в 1 пункте в нашем случае не применим, поскольку правонарушение обнаружил не сам полицейский, а подходит 3 пункт – сообщение или заявление от физических лиц. Вот здесь возникает вопрос, можно ли считать отправленное электронное сообщение от анонимного источника – сообщением от физического лица, как указано в законе?
Ответ на этот вопрос содержится в
Так, в части 1 вышеназванной статьи указано, что доказательствами по административному делу являются законно полученные фактические данные, на основе которых в установленном КоАП порядке судья или орган (должностное лицо), устанавливает наличие или отсутствие противоправного деяния, совершение или несовершение этого деяния лицом, в отношении которого ведется административное производство, виновность либо невиновность данного лица, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Далее в части 3 указано, что фактические данные должны быть признаны недопустимыми в качестве доказательств, если они получены с нарушениями требований настоящего Кодекса, которые путем лишения или стеснения гарантированных законом прав участников производства или нарушением иных правил процесса повлияли или могли повлиять на достоверность полученных фактических данных, в том числе:
1) с применением насилия, угрозы, обмана, а равно иных незаконных действий; 2) с использованием заблуждения лица, участвующего в процессе, относительно своих прав и обязанностей, возникшего вследствие неразъяснения, неполного или неправильного ему их разъяснения;
3) в связи с проведением процессуального действия лицом, не имеющим права осуществлять производство по данному делу;
4) в связи с участием в процессуальном действии лица, подлежащего отводу; 5) с нарушением порядка производства процессуального действия; 6) от неизвестного источника; 7) с применением в ходе доказывания методов, противоречащих современным научным знаниям.
Исходя из вышеуказанного требования закона, анонимное сообщение о факте совершения правонарушения приравнивается к полученному от неизвестного источника, а, следовательно, в последующем должно признаваться судом недопустимым доказательством, влекущем, в свою очередь, прекращение возбужденного таким образом дела.
В связи с чем, сотрудникам полиции, в случаях получения сообщений посредством гаджетов, необходимо требовать от лиц, их направивших, устное или письменное заявление об увиденном факте правонарушения, с обязательным указанием даты, времени и места съемки, а также своих анкетных данных. Такие данные необходимы для привлечения данного лица в качестве свидетеля в случаях рассмотрения дела в судах.