Практика применения антимонопольного законодательства (Рысбекова Ж.К., Доцент кафедры гражданского, экологического и природоресурсного права Евразииского Национального Университета им. Л.Н.Гумилева, к.ю.н.)

Практика применения антимонопольного законодательства

 

Рысбекова Жанар Касымбековна  

Доцент кафедры гражданского,

экологического и природоресурсного права

Евразииского Национального Университета

им. Л.Н.Гумилева, к.ю.н.

 

VIII международная Атырауская правовая конференция «Актуальные вопросы и анализ практики применения законодательства в нефтегазовой отрасли Республики Казахстан» (г. Атырау, 9 апреля 2010 г.)

 

Переход к рыночной экономике в нашей стране привел не только к возникновению и развитию частного предпринимательства, равенству форм собственности, но и в значительной степени сказался на правовой стороне государственной и общественности жизни страны, в частности, как возникновение антимонопольного права.

С развитием рыночной экономики и предпринимательства перед казахстанским обществом остро встал вопрос о свободе предпринимательства и равной, справедливой конкуренции частных структур. И, несмотря на то, что с момента создания независимости страны и ее перехода на путь рыночных отношений прошло почти 20 лет, сфера антимонопольного регулирования все еще является одной из сфер, требующих пристального и должного внимания. Уровень экономической развитости страны зачастую зависит от процветающего сектора частного бизнеса, равной и добросовестной конкуренции и отсутствия предвзятого, субъективного отношения государственных органов к отдельным предпринимателям.

Являясь залогом устойчивого экономического развития, конкуренция стимулирует производство отечественных товаров, заполняет рынки новыми рабочими местами, позволяет вести гибкую ценовую политику, приемлемую для потребителей, обеспечивает развитие научно-технического прогресса и оптимальное распределение ресурсов.

В целях развития законодательной базы в области антимонопольного регулирования в 1991 г. Верховным Советом Казахской ССР принят Закон «О развитии конкуренции и ограничении монополистической деятельности», в 1998 г. Парламентом Республики Казахстан приняты Законы «О естественных монополиях и регулируемых рынках» и «О недобросовестной конкуренции». На сегодняшний день два из вышеуказанных законодательных акта признаны утратившими силу и сегодня законодательную основу антимонопольного права составляют Закон «О естественных монополиях и регулируемых рынках» и принятый в 2008 году новый Закон «О конкуренции». Помимо этих Законов неотъемлемую часть нормативно-правовой базы в области антимонопольного регулирования играют иные подзаконные акты, как постановления Правительства РК, приказы Агентства РК по защите конкуренции, и, безусловно, международные соглашения, регулирующие данную отрасль. К основным подзаконным нормативно-правовым актам в области антимонопольного регулирования относятся:

1) постановление Правительства РК «Об утверждении Договора о проведении согласованной антимонопольной политики»;

2) постановление Правительства РК «О дополнительных мерах по государственному регулированию цен и тарифов на услуги предприятий-монополистов»;

3) постановление Правительства РК «Об утверждении Правил упрощенного государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий малой мощности»;

4) постановление Правительства РК «Об утверждении Комплекса мер по совершенствованию тарифной политики в сферах естественных монополий»;

5) постановление Правительства «Об утверждении Правил ценообразования на регулируемых рынках»;

6) приказ Агентства РК о защите конкуренции «О некоторых вопросах рассмотрения ходатайств о даче согласия на экономическую концентрацию»;

7) приказ Агентства РК о защите конкуренции «Об утверждении Методики по проведению анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке финансовых услуг»;

8) приказ Агентства РК о защите конкуренции «Об утверждении методики по проведению анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке».

Появление и развитие антимонопольного законодательства в нашей республике обусловлено необходимостью создания прочной юридической базы для реализации комплекса мер по регулированию монополистической деятельности, поощрения конкуренции и закреплению механизмов, позволяющих регламентировать деятельность субъектов естественных монополий. Антимонопольное регулирование включает в себя весь комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством. Такое законодательство призвано регулировать отношения между субъектами предпринимательской деятельности всех сфер экономики и между субъектами и государственными органами.

Практическое значение имеет проблема эффективности реализации норм антимонопольного законодательства в сложившихся условиях.

Несмотря на принятие нового Закона «О конкуренции», вступившего в силу с 2009 года, и направленного на более эффективное развитие конкуренции и ограничении монополии на казахстанских рынках, практика прошлого года показывает, что уровень конкуренции в Казахстане еще достаточно на низком уровне, о чем свидетельствуют факты олигополизированности рынков, в частности в сферах железнодорожной, авиаперевозок, нефтегазовой, топливно-энергетической, телекоммуникационной, фармацевтической отрасли, а также сферы с государственным участием.

Так, к примеру, нефтегазовая сектор страны монополизирован тремя холдинговыми компаниями: КазМунайГаз, ПетроКазахстан и Гелиос, которые в совокупности владеют 65% рыночной доли.

 Рынок цементной продукции олигополизирован пятью отечественными заводами, в результате чего буквально в прошлом году мы наблюдали одновременный и высокий рост цен на цемент, что свидетельствует об антиконкурентных согласованных действиях между пятеркой лидеров производства цемента.

В сфере финансовых рынков наблюдается высокий уровень аффилиированности банковских и финансовых групп для создания льготных условий кредитования.

Проблему также представляет рынок продовольственных товаров. Можно наблюдать такие проблемы как несовершенство законодательства РК в сфере торговли, присутствие на рынках огромного количества спекулянтов, потребительское недоверие к отечественным производителям, монополия на импорт отдельных продовольственных товаров.

Еще одной из проблем развития конкуренции в стране является значительное присутствие государства в экономике, в частности большая доля государства в наиболее экономически привлекательных видах бизнеса, причем бизнеса не только стратегически важного характера, но и не относящегося к таковым. Можно утверждать, что доля государства с каждым годом неуклонно растет.

Помимо вышеизложенного необходимо отметить, что монополия или олигополия могут являться не только результатом согласованных действий отдельных доминирующих компаний. Нередко при анализе норм законодательных и нормативно-правовых актов страны можно найти нормы, непосредственно создающие благоприятные условия не только для коррупции, но и монополии. К сожалению, порой лоббирование интересов отдельных компаний со стороны отечественных парламентариев превалирует над интересами общества и государства, в результате чего на сегодняшний день мы имеет довольно уровень конкуренции в стране.

Одним из таких примеров можно привести нормы Закона РК «О государственных закупках», которые предусматривают возможность закупа государственными органами из одного источника товаров (услуг) у подведомственных им предприятий, что является также своего рода монополией, поскольку в большинстве случаев стоимость услуг или товаров подведомственных государственных предприятий значительно превышает цену аналогичных услуг частного сектора. При этом, количество подведомственных госпредприятий совершенно не соответствует качеству производимых товаров и услуг, зачастую такие организации попросту дублируют функции иных органов либо вовсе имеют непонятные, раздутые функции, результаты которых учитываются только на бухгалтерском балансе и ежегодных отчетах, а на практике себя должным образом не проявляют. И самое неприятное в данном случае, это даже не ограничение конкуренции и монополизация рынка сектора государственных закупок, а то, что подобные подведомственные предприятия требуют огромных затрат на свое содержание из государственного бюджета.

В связи с чем, полагается необходимым оптимизировать государственные услуги и функции, а также услуги, оказываемые государственными компаниями, а непрофильные функции передать частному, более конкурентоспособному сектору. В результате можно добиться не только повышения и развития конкуренции, но и значительно минимизировать нерациональное использование бюджетных средств.

Таким образом, хотелось бы отметить, что в результате монополизации рынка и регулировании монопольных тарифов отдельными группами компаний замедляется рост экономического развития страны, сдерживается рост инвестиционной активности населения и его финансовой грамотности.

И, несмотря на то, что компании монополисты и олигополисты включены в Реестр доминантов и их тарифообразование регулируется Агентством РК по защите конкуренции, проблема отсутствия высокого уровня конкуренции все же остается.

Вместе с этим, конкурентоспособность предприятий зависит не только от законодательных норм и действий антимонопольного органа, но, прежде всего обеспечивается посредством качества и приемлемой для потребителя цены товаров или услуг. Именно благодаря качеству, низким ценам и инновационным технологиям такие страны, как Япония и Германия смогли в свое время преодолеть экономический кризис и выйти на международную арену в качестве одних из самых успешных и развитых стран мира.  

Планомерное и эффективное решение вышеуказанных проблемных вопросов в сфере антимонопольного права позволит нашей стране экономически развиваться гораздо быстрее, чем это происходит на сегодняшнем этапе, обеспечить население качественными и доступными товарами и услугами, частным компаниям выйти на международный рынок и конкурировать уже на транснациональном уровне.