Ответственность ужесточена (Д. Молдабаев, председатель военного суда Акмолинского гарнизона)

Ответственность ужесточена

 

Д. Молдабаев,

председатель военного суда

Акмолинского гарнизона

 

С 1 января 2015 года действует новый Уголовный кодекс Республики Казахстан. Как и УК 1997 года, новый Кодекс содержит отдельную главу «Коррупционные и иные уголовные правонарушения против интересов государственной службы и государственного управления».

Значения используемых в новом УК терминов по коррупционным и должностным преступлениям раскрываются в глоссарии, содержащем термины, которые раньше в УК отсутствовали и определялись Законом РК «О борьбе с коррупцией» и нормативным постановлением Верховного Суда. К примеру, это понятия:

- «организационно-распорядительные функции» - предоставленное в установленном законом порядке право издавать приказы и распоряжения, обязательные для исполнения подчиненными по службе лицами, а также применять меры поощрения и дисциплинарные взыскания в отношении подчиненных;

- «административно-хозяйственные функции» - предоставленное в установленном законом порядке право управления и распоряжения имуществом, находящимся на балансе организации и др.

Кроме того, расширено значение понятия «представитель власти». Теперь это госслужащий, наделенный в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости, в т.ч. сотрудник правоохранительного или специального госоргана, военной полиции, военнослужащий, участвующий в обеспечении общественного порядка.

Также расширена категория лиц, занимающих ответственные государственные должности. Уточнено, что в эту категорию входят депутаты Парламента и судьи, а также лица, занимающие административные государственные должности в корпусе «А».

Глоссарий подробно разъясняет, кто является лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, кто - должностным лицом, и кто - лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций или приравненным к нему лицом.

В новом УК даны четкие определения и таких терминов, как «тяжкие последствия» и «существенный вред». К примеру, к «тяжким последствиям» в результате коррупционных деяний относится причинение крупного или особо крупного ущерба, а к «существенному вреду» - нарушение прав и законных интересов организаций, охраняемых законом интересов общества и государства, а также причинение значительного ущерба. Раньше эти квалифицирующие признаки также содержались в диспозициях коррупционных статей УК, но нигде не разъяснялось, что именно относить к тяжким последствиям, а что - к существенному вреду.

Новый УК усилил ответственность лиц, совершивших коррупционные преступления, в том числе путем введения ряда запретов и ограничений.

Если ранее лишение права занимать определенные должности или осуществлять определенную деятельность применялось на срок до семи лет, то теперь этот вид дополнительного наказания за коррупционные преступления назначается обязательно и пожизненно. Коррупционерам навсегда закрывается путь к работе:

- на государственной службе;

- в судебной системе (судьей);

- в органах местного самоуправления;

- в Национальном банке РК и его ведомствах;

- в государственных организациях и организациях, в уставном капитале которых доля государства составляет более 50 процентов;

- в национальных управляющих холдингах, национальных холдингах, национальных компаниях, национальных институтах развития, акционером которых является государство, их дочерних организациях, более 50 процентов голосующих акций (долей участия) которых принадлежат им;

- в юридических лицах, более 50 процентов голосующих акций (долей участия) которых принадлежат указанным дочерним организациям.

К лицам, совершившим коррупционные преступления, не применяется условное осуждение, а также на них не распространяются положения об освобождении от уголовной ответственности в связи с примирением, установлением поручительства, истечением срока давности преступления и приговора.

Теперь по всем составам коррупционных преступлений санкции статей предусматривают конфискацию имущества.

В отношении осужденных коррупционеров, которые имели государственные награды, специальные, воинские, почетные или иные звания, классный чин, дипломатический ранг или квалификационный класс, новый закон обязывает суды вносить представления об их лишении. Ранее это было правом суда.

Должностных лиц иностранного государства или международной организации новый УК определил в качестве субъектов получения и дачи взятки прямо в диспозиции ст.ст. 366 и 367 УК.

Ни одна санкция за взяточничество ныне не предусматривает такое наказание, как ограничение свободы, которое отбывается осужденным по месту жительства без изоляции от общества. Получение или дача взятки, совершенные преступной группой, стали особо тяжкими преступлениями. Ранее эти составы относились к категории тяжких преступлений.

За получение, дачу взятки и за посредничество в них предусмотрено новое наказание - штраф, кратный сумме взятки. Кратный штраф как альтернативное наказание введен во всех санкциях статей за взяточничество, тогда как ранее по квалифицированным составам применялось только лишение свободы.

К примеру, за получение взятки без квалифицирующих признаков предусмотрен штраф в размере 50-кратной суммы взятки (20-кратный размер за дачу взятки). За получение взятки в значительном размере - штраф в размере 60-кратной суммы взятки (30-кратный - за дачу взятки), в крупном размере - 70-кратный (40-кратный - за дачу взятки), в особо крупном размере - 80-кратный (50-кратный - за дачу взятки).