Конституционная безопасность Республики Казахстан и проблемы ее обеспечения (Караев Алипаша Агаханович, к.ю.н., профессор Высшей Школы Права «АДИЛЕТ» Каспийского университета)

Конституционная безопасность Республики Казахстан и проблемы ее обеспечения

 

Караев Алипаша Агаханович,

к.ю.н., профессор Высшей Школы Права «АДИЛЕТ»

Каспийского университета

 

Аннотация: В статье анализируется понятие и содержание конституционной безопасности на современном этапе. Практика показывает, что обеспечить защиту и эффективную реализацию принципов правового государства в условиях низкой правовой и политической культуры, противостояния интересов различных социальных групп, без эффективных механизмов, обеспечивающих своевременное выявление угроз конституционного развития весьма проблематично.

Автор на основе рассмотрения понятия конституционной безопасности анализируют его состав. Особое внимание в статье обращается на содержание внутренних и внешних угроз, способных нарушить режим конституционной безопасности.

Ключевые слова: Конституция, конституционный строй, конституционная безопасность, национальная безопасность, экономическая безопасность, конституционно-правовые риски и угрозы, конституционализм.

 

Проблема научного исследования обеспечения конституционной безопасности, прежде всего, связана с экономическим и духовно-нравственным кризисом, охватившим практически все страны мира, а также ростом внутренних и внешних противоречий различного характера, что заставляет страны молодой демократии искать более эффективные инструменты защиты конституционного строя и обеспечения национального суверенитета.

Для современного Казахстана, в котором недостаточно развиты идеи конституционализма, обеспечение конституционной безопасности является важнейшим условием дальнейшего утверждения его суверенитета, интеграции в мировое пространство и построение поликратической модели правления.

Анализ юридической литературы показывает, что понятие «безопасность» представляет собой довольно сложное и многосоставное явление, имеющее междисциплинарный характер. Своим содержанием оно охватывает юридические, экономические, экологические, международные, военные, политические, информационные и иные аспекты.

Не затрагивая иных составляющих понятия «безопасность», попытаемся в данной статье рассмотреть конституционно-правовые аспекты проблемы, определить его содержание и субъектный состав, обозначить угрозы и риски дальнейшего конституционного развития.

Так, Закон РК «О Национальной безопасности» [1] среди приоритетных направлений называет реализацию основополагающих принципов деятельности Республики, закрепленных в ее Конституции. Это - обеспечение прав и свобод личности, сохранение общественного согласия и политической стабильности, экономическое развитие, формирование казахстанского патриотизма, незыблемость конституционного строя и др.

Таким образом, в системе правовых средств обеспечения безопасности, главную роль выполняет Конституция РК, которая вносит строгую упорядоченность в систему политико-властных отношений, определяет взаимоотношения между государством и личностью, создает необходимую правовую среду для становления и развития идей конституционализма.

Кроме того Конституция обладает значительной социальной ценностью, поскольку регулирует взаимосвязи между различными социальными группами, закрепляет основы социально-экономического строя, правовое положение личности, принципы равенства и толерантности, справедливости и недопустимости ущемления в правах. Названные начала являются не просто фундаментальной основой конституционализма, но и важнейшими конституционно закрепленными социальными ценностями. Именно поэтому изучение проблем конституционной безопасности представляется важным направлением науки конституционного права.

Прежде всего, отметим, что в современной науке сложились разные подходы. Так, по мнению А. Езерова «конституционная безопасность - это состояние конституционных правоотношений, складывающихся в процессе целенаправленной деятельности, результатом которой является достижение состояния оптимального функционирования и развития гражданского общества, правового государства и их структурных компонентов, и характеризующееся способностью противостоять угрозам, представляющим опасность для конституционного строя» [2].

По мнению Эбзеева Б.С. «это чрезвычайно многомерное понятие, охватывающие буквально все стороны общественной жизни, множество относительно самостоятельных подсистем, образующих конституционный строй России» [3].

Никитяева В.В., изучая понятие и содержание рассматриваемого института и подчеркивая его тесную связь с «национальной безопасностью», обращает внимание на необходимость выделения категории «конституционная безопасность» в качестве самостоятельного института конституционно-правовых отношений [4].

По мнению Патрушева Н.П. «обеспечение безопасности, равно как и защита конституционного строя, является неотъемлемой частью деятельности государства» [5].

Хрулева В.В. замечает, что «вопросам обеспечения конституционной безопасности уделяется все большее внимание, с одной стороны, растущим количеством соответствующих нормативных актов, с другой стороны, повышенным интересом к данной проблематике как юристов, так и представителей иных наук - экономистов, социологов, политологов, историков» [6].

Профессор Бондарь Н.С., анализируя этимологическое значение данного понятия, отмечает, что «безопасность - это отсутствие опасности, состояние стабильности и защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз» [7].

Ряд ученых, проблемы обеспечения конституционной безопасности изучают во взаимосвязи с конституционно-правовыми рисками и их влиянием на правовые процессы [8].

Фомин А.А. суть юридической безопасности сводит «к защите граждан, отдельных групп и социальных слоев, массовых объединений людей и населения в целом от этих негативных последствий» [9]. К их числу автор относит «несовершенство действующего законодательства (противоречивость и неэффективность правовых норм, их экономическая необеспеченность); отсутствие необходимых законодательных актов; несоответствие закона праву; нестабильность законодательства; нарушение единства правового пространства страны; нигилистическое отношение к праву в обществе и др.». Можно заметить, что все приведенные А. А. Фоминым факторы риска непосредственно связаны с правотворчеством или правоприменением, что оправданно в рамках рассмотрения проблем именно правовой безопасности.

Опираясь на разнообразные мнения ученых и собственный научный поиск, мы приходим к выводу, что конституционную безопасность необходимо рассматривать не только как исторически конкретную систему общественных отношений, основанных на легитимной Конституции и правовых законах. В то же время мы рассматриваем ее и как динамичный конституционный процесс, обеспечивающий легитимность и эффективность власти на протяжении неопределенно длительного периода времени, экономическую безопасность и суверенитет, а также правовую защищенность личности от произвола власти. Содержанием конституционной безопасности всегда выступает правовая защищенность интересов личности и государства.

Главной целью обеспечения конституционной безопасности является превентивное выявление угроз конституционного развития, наличие эффективного правового механизма разрешения политических кризисов и минимизация противоречий между ветвями власти, защита национального суверенитета и интересов гражданского общества.

Анализ юридической литературы показывает, что механизм конституционной безопасности имеет многосоставной характер и наряду с организационно-правовыми гарантиями - такими как конституционный контроль, конституционная ответственность, конституционное правосознание и др., включает в себя систему институтов власти, которые в установленном порядке наделены властными полномочиями по обеспечению верховенства Конституции и защите интересов личности.

Среди объектов конституционной безопасности особое значение имеют основы конституционного строя, форма государства, правовой статус личности, государственный суверенитет, принцип разделения власти и системы сдержек и противовесов, политическая и социально-экономическая политика государства и др.

Основным субъектом обеспечения конституционной безопасности выступает государство и его институты. Причем в институциональном аспекте все субъекты представляют собой структурную часть механизма государства, каждый из которых в пределах своих возможностей реализует контрольно-надзорные функции по поддержанию режима конституционной стабильности.

Среди субъектов конституционной безопасности приоритетное положение занимает Президент Республики Казахстан, обладающий особым конституционным статусом, широкими дискреционными полномочиями, правовым иммунитетом и конституционными гарантиями деятельности.

В соответствии с Конституцией РК «Президент Республики Казахстан является главой государства, его высшим должностным лицом, определяющим основные направления внутренней и внешней политики государства и представляющим Казахстан внутри страны и в международных отношениях». В соответствии с конституционным законодательством он принимает все необходимые меры по обеспечению конституционной безопасности, охране прав и свобод граждан, защите суверенитета государства, ее независимости и территориальной целостности и росту экономического потенциала. Как верховный арбитр и гарант политического мира он «обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие всех ветвей власти и их ответственность перед народом» [10].

Современный опыт конституционализма свидетельствует, что не менее важная роль в механизме конституционной безопасности принадлежит высшим представительным органам власти - парламентам, которые обладают достаточно широкими возможностями по обеспечению принципов конституционализма в процессе обсуждения и принятия законодательных актов. Парламентский контроль, как разновидность государственного контроля является неотъемлемой частью системы современных демократических систем, регулирует процессы подготовки, обсуждения, принятия и исполнения законов.

Достаточно мощным инструментом защиты национальных интересов и контроля над деятельностью исполнительной власти служит институт интерпелляции. Контрольные функции реализуются в рамках участия в формировании органов власти, проведении парламентских слушаний и расследований по наиболее актуальным вопросам государственной жизни. Парламентский контроль весьма разнообразен, степень эффективности которого во многом определяется формой правления, политическим режимом и фактором многопартийности.

Парламент Республики Казахстан с учетом запросов практики должен постоянно совершенствовать действующее законодательство, работая на опережение, и в превентивном порядке принимать необходимые законы, направленные на минимизацию и нейтрализацию возможных угроз конституционного развития. Нуждаются в совершенствовании и механизмы экспертизы законопроектов, вопросы взаимодействия ветвей власти при принятии социальных законов и др.

В механизме защиты конституционного строя задействованы также Конституционный Совет Республики Казахстан, суды и органы прокуратуры, выполняющие правозащитные функции в государстве. Активная деятельность названных органов призвана снизить угрозы, связанные с защитой прав личности. По всей видимости, требуется научный анализ проблем эффективности действующей модели конституционного контроля и вопросов привлечения к конституционной ответственности должностных лиц государства за нарушение норм Конституции.

В научном анализе проблем обеспечения устойчивого развития Республики Казахстан важное место занимает рассмотрение конституционно-правовых угроз, их видов и содержании. Изучение конституционного законодательства и соответствующей юридической литературы позволяет сделать вывод о том, что угрозы конституционно-правового развития подразделяются на внутренние и внешние.

К внутренним угрозам, способным повлиять на режим конституционной стабильности относятся:

1) монократический характер казахстанской государственности, опирающийся на харизматическую концепцию власти, и ее чрезмерная концентрация;

2) отсутствие эффективного правового механизма ее ротации;

3) несбалансированность системы сдержек и противовесов;

4) неразвитость института конституционной ответственности высших должностных лиц государства за принятие неправовых решений;

5) несовершенство действующих законов; правовые коллизии и пробелы;

6) разрыв между юридической и фактической Конституцией;

7) социальная пассивность общества и неверие граждан в силу закона;

8) низкий уровень доверия граждан к судебной системе;

9) монопартийность представительных органов власти всех уровней;

10) несовершенство избирательного законодательства;

11) отсутствие выборности местных исполнительных органов и неразвитость системы местного самоуправления;

12) отсутствие в механизме государственной власти эффективного органа конституционного контроля, способного защитить конституционные права и свободы граждан;

13) неразвитость института референдума как формы коммуникации между государством и обществом;

14) отсутствие правовых гарантий оппозиционной деятельности и конструктивного национального диалога между государством и всеми политическими партиями и общественными объединениями др.

Среди угроз общего характера, оказывающих негативное воздействие на конституционные правоотношения, необходимо выделить экономический кризис; снижение ВВП, дальнейший рост внешнего совокупного долга; инфляционные процессы, нестабильность национальной валюты и как следствие этого, социальное расслоение общества, рост национального и религиозного экстремизма, ухудшение криминогенной ситуации и др.

Профессор Эбзеев Б.С. также относит к таким угрозам «отсутствие механизма реализации принятых нормативных правовых актов и ответственности за их неисполнение; организованная преступность (прежде всего транснациональная) во всех ее формах; неконтролируемая деятельность некоторых общественных объединений, создание политических партий и других общественных объединений, преследующих сепаратистские, антиконституционные цели и др. [11].

Таким образом, конституционные угрозы необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности с политическими и социально-экономическими процессами, происходящими в обществе. Нерешенность проблем, неминуемо возникающих в ходе этих процессов, формирует благоприятную почву для дестабилизации ситуации. Поэтому нужны не только точечные конституционные корректировки, направленные на минимизацию рисков и снятие возможных противоречий, но и эффективная государственная программа, направленная на обеспечение экономической безопасности личности, общества и государства.

В качестве внешних угроз необходимо выделить:

1) миграционные процессы;

2) рост международного терроризма и экстремизма;

3) слабость оборонного и военного потенциала страны;

4) санкционная политика ЕС и США в отношении России, влияющая и на экономику Казахстана;

5) зависимость экономики и бюджета от цен на энергоносители и др.

Мировой опыт конституционного развития показывает, что всесторонняя реализация конституционного потенциала, устойчивое формирование демократического правового государства невозможны без обеспечения легитимности власти и конституционной безопасности, являющихся залогом построения сильного, независимого государства.

Ключевым критерием в создании стабильного государства является ротация власти демократическим выборным путем. Действующий конституционный механизм передачи президентских полномочий, закрепленный в ст. 48 Конституции РК, на наш взгляд, клонирует монархические модели, представляясь нам неправовым. Мы убеждены, что он вполне может и должен быть откорректирован с учетом существующих в современном мире лучших республиканских моделей.

Существуют проблемы и в действенности механизмов ротации составов Парламента и Правительства. Нет четких правовых критериев отбора кандидатов и на политические должности.

Огромная работа предстоит и в направлении формирования позитивного имиджа судов и судей, повышения доверия граждан к судебной системе, внедрению альтернативных процедур рассмотрения и разрешения правовых конфликтов и споров. Актуальны также и вопросы развития электронного правосудия как инструмента дальнейшего развития информационной функции современного государства.

Не менее важной задачей является учреждение в механизме государственного власти независимого органа конституционного контроля – Конституционного Суда, способного принимать независимые и результативные решения, направленные на реализацию идей правового государства.

Важной составной частью системы конституционной безопасности является развитость институтов гражданского общества, наличие реальной многопартийности, а также институциональных механизмов защиты прав и свобод граждан.

Практика показывает, что монопартийность, несовершенство действующих законов, правовые коллизии и пробелы, инфляционные процессы, нестабильность национальной валюты в целом являются серьезными факторами, создающими угрозу правовой, экономической и политической безопасности Республики Казахстан.

Кроме того, государственная власть должна гарантировать стране экономическое развитие на благо всего народа и его социальную защищенность, обеспечивать территориальную целостность Республики Казахстан, интегрировать государственные и общественные структуры в те или иные институты прогрессивного развития. При этом, обеспечение государством экономического суверенитета и безопасности, бесспорно, выступает надежной гарантией национального суверенитета.

Анализ конституционного законодательства и проводимой социально-экономической политики показывает, что в Казахстане задачи по построению сильного, независимого государства возложены, главным образом, на Главу государства. Парламент, Правительство и иные государственные органы, действуют лишь в пределах своих конституционных полномочий. Данный подход, с одной стороны оправдан и характерен для стран, не так давно вставших на путь демократии и суверенного развития, но с другой – вызывает множество споров и суждений из-за отсутствия других самостоятельных центров власти, способных принимать самостоятельные решения и нести ответственность перед обществом.

Основу конституционной безопасности должны составлять общепризнанные нормы и принципы международного права, ратифицированные Республикой Казахстан: (уважение суверенитета и территориальной целостности, политические механизмы разрешения конфликтов, взаимовыгодное сотрудничество между государствами и др.).

Несовершенство законодательного процесса, рост коррупции, инфляционные процессы, нестабильность национальной валюты, безусловно, являются факторами, создающими угрозу правовой, экономической и социальной безопасности Республики Казахстан.

Первостепенными, по нашему убеждению, остаются проблемы обеспечения юридической и фактической Конституции, полноценной реализации ее потенциала, а также проблемы общественной восприимчивости ее гуманистического содержания. При помощи Конституции происходит регулирование широкого круга общественных отношений, обеспечивается непрерывность и преемственность конституционного процесса, поддерживается бережное отношение к национальным ценностям и традициям.

Необходимость совершенствования институциональных, правовых и организационных механизмов минимизации рисков конституционного развития объективно обусловлена задачами построения в Казахстане демократического, правового и социального государства, где высшими ценностями является человек, его права и свободы.

Государство не должно лишь декларировать конституционные идеи, но обязано создавать предпосылки реализации положений своего Основного закона, своевременно принимать нормативные акты, способных вдохнуть в «спящие» нормы Конституции реальную правовую жизнь.

Очевидно также, что новые реалии, особенно в свете последних казахстанских событий, связанных с преступными проявлениями террористического и экстремистского характера, требуют от государства принятия новых законов, направленных на выявление и предотвращение угроз конституционной безопасности, на формирование устойчивых демократических традиций, связанных с совершенствованием правовых, политических и экономических условий дальнейшего развития Республики Казахстан.

 

 

Список использованных источников

 

1. Закон РК «О Национальной безопасности» от 6 января 2012 г. http://online.zakon.kz

2. А. Езеров. Объект и содержание конституционной безопасности // Конституционное право. Журнал юридическая наука. - № 1 (1) 2011.

3. Б.С. Эбзеев. Конституционная безопасность России и проблемы ее обеспечения // http://isfic.info/ebzeev/konprav.

4. В.В. Никитяева. Конституционная безопасность как условие эффективности реализации основ конституционного строя. // Журнал. Вестник Воронежского института МВД РФ, №4. - 2007. - С. 2-4.

5. Н.П.Патрушев. Особенности современных вызовов и угроз национальной безопасности

России / Н.П. Патрушев // Журнал Российского права.- 2007.- №7.- С. 3.

6. В.В. Хрулева. Безопасность как конституционная категория. // Журнал. Вестник Воронежского института МВД РФ. - №4. 2009.- С.3-5.

7. Н. С. Бондарь. Конституционный Суд России - гарант конституционной безопасности личности, общества, государства // http://www.concourt.am/hr/ccl/vestnik /4.22-2003.

8. В. В. Киреев. Категория риска в Российской конституционно-правовой науке // Журнал. Проблемы права №2(40) 2013. -С.31-35.

9. А. Езеров. Объект и содержание конституционной безопасности // Конституционное право. Журнал юридическая наука. -№ 1 (1) - 2011.

10. «О Президенте РК» Конституционный закон РК от 26 декабря 1995 года. http://online.zakon.kz

11. Эбзеев Б.С. Конституционная безопасность России и проблемы ее обеспечения // http://isfic.info/ebzeev/konprav