В Казахстане зарегистрировано всего 12 беспилотных авиасистем (А.Сыздыкбаев)
В Казахстане зарегистрировано всего 12 беспилотных авиасистем
Сейчас в законодательстве РК рассматривается вопрос о введении обязательного лицензирования на использование беспилотных летательных аппаратов.
Сегодня на учете госорганов Казахстана состоят 12 беспилотных авиационных систем (БАС). Из них 8 квадрокоптеров и 4 беспилотных летательных аппарата самолетного типа. Об этом редакции Kazpravda.kz сообщили в Комитете гражданской авиации МИР РК.
Квадрокоптер, или по-другому беспилотник, - одна из последних технологических новинок на мировом рынке. Интерес нашей редакции к квадрокоптерам был обусловлен их универсальными качествами и возможностью использования в различных сферах человеческой деятельности. Оснащенные видеокамерой беспилотные летательные аппараты могут использоваться для самых разнообразных целей - в работе служб по чрезвычайным ситуациям, полиции, предприятий сельского хозяйства, в лесничестве и рыболовстве, а также для упрощения работы средств массовой информации. В нашей стране, по словам представителей отечественных интернет-магазинов, несмотря на возрастающий интерес в мировом социуме к этому технологическому новшеству, снизился объем продаж квадрокоптеров.
Тем не менее определенный интерес к дронам в нашей стране наблюдается. Особенной популярностью пользуется услуга видеосъемки с беспилотника - в частности, в столице немало видеооператоров занимаются обзорной фото- и видеосъемкой с воздуха. И их услугами пользуются как СМИ, так и физические лица, желающие заснять свою свадьбу или другое мероприятие с воздуха.
Режиссер Роман Рустемов занимается съемкой с беспилотника уже на протяжении пяти лет. По его словам, съемка с квадрокоптера является не самым простым делом, как может показаться на первый взгляд, и требует специфических опыта и сноровки.
«Для качественной съемки с квадрокоптера у человека, управляющего дроном, должен быть очень большой стаж, - рассказывает он. - Управлять дроном сложнее, чем сесть за руль. Машина едет вперед-назад и влево-вправо. У квадрокоптера добавляются еще четыре оси движения - вверх и вниз и вокруг своей оси - вправо и влево. Помимо этого, отдельно нужно управлять камерой, которая также поворачивается вправо-влево и вверх-вниз».
Режиссер уверен, что квадрокоптер - очень полезный атрибут в видеосъемке и позволяет существенно расширить ареал возможностей этой деятельности. По его словам, с общего плана, снимаемого квадрокоптером, начинается фактически любой видеоролик, съемка художественных фильмов в том числе.
«Квадрокоптер развивает немалую скорость - до 70 км/час, и разгоняется моментально, как болиды в Формуле-1. Изначально, наиболее популярная гонконгская фирма-производитель DGI изготавливала квадрокоптеры для работников пожарной службы. Ведь там, где не может пройти человек, эта компактная вещь может пролететь. Это очень умный аппарат, в нем заложена функция определения места взлета, при помощи гугл-карты ему можно задавать координаты необходимого места съемки. Если на заданном месте есть препятствие, он будет садиться. Если разряжена батарея - он вернется к вам обратно. Я считаю, что столь прогрессивную технологию можно использовать в самых различных сферах, вплоть до выпаса скота», - комментирует Роман.
Напомним, СМИ в 2015 году со ссылкой на пользователя соцсети опубликовали информацию о пастухе в Жамбылской области, который использовал беспилотник для выпаса овец. Позже автор фотографий признался, что это была всего лишь выдумка.
Столь широкие возможности беспилотника по определению не могут не вызвать государственный интерес. С целью узнать, прописано ли как-то использование БПЛА в отечественном законодательстве, мы обратились за консультацией к юристу Даурену Рахаделову.
По его словам, определение «беспилотный летательный аппарат» относится к воздушным судам и должно рассматриваться аналогичным, с точки зрения закона, образом.
«Пунктом 2
Заметим, что в развитых европейских и азиатских странах квадрокоптер используется для доставки пиццы. Резонным становится вопрос может ли беспилотник использоваться в отечественной сфере услуг, например, в обозримом будущем, заменить доставщика пиццы?
По мнению большинства представителей ведущих столичных производителей фаст-фуда, это вряд ли произойдет.
«Квадрокоптер - хорошая и полезная вещь. Однако, по моему мнению, в сфере сервиса она пока неактуальна с точки зрения безопасности. Она может упасть на голову клиента или не вернуться вовсе», - считает менеджер одной из столичных пиццерий.
С ним согласен менеджер службы доставки другой пиццерии Александр. Он назвал услуги БПЛА не рентабельными.
«Квадрокоптер - вещь не дешевая сама по себе. Кроме того, ему требуется человек, который будет им управлять. Учитывая спрос на нашу продукцию, нам бы потребовался целый авиационный батальон. Поэтому, доставщики фаст-фуда обойдутся дешевле», - говорит Александр.
А вот по словам PR-менеджера еще одной столичной компании по производству и доставке фаст-фуда на дом, их руководство не против рассмотрения такой возможности, но только после утверждения соответствующих поправок в законодательстве.
«После утверждения законодательной базы по движению и управлению объектами малой авиации, к коим относятся беспилотные и дистанционно управляемые квадрокоптеры (дроны), а также, после решения проблем полетов на дальние расстояния и грузоподъемности, мы с удовольствием рассмотрим возможность использования данного вида транспорта для решения некоторых логистических проблем», - сообщили в пресс-службе компании.
Еще совсем недавно подобные возможности использования техники были красивой составляющей фантастических сюжетов. А сегодня квадракоптером в Казахстане сложно кого-то удивить. Насколько далеко может зайти использование беспилотников, если дать полную волю фантазии? Будут ли их использовать крупные державы в военных целях или они будут эксплуатироваться только в мирных целях? Первая женщина-фантаст в Казахстане Нарбинь Кенжегулова немного опасается столь прогрессивного развития технологий. По ее мнению, темп роста технического оснащения в целом несоразмерен общему развитию человечества, что может привести к непредвиденным ситуациям.
«Считаю, что даже сами разработчики не могут учесть всех последствий своего изобретения. Любое научное и технологическое открытие в итоге часто используется людьми не в благих целях. Поэтому сложно сказать, куда нас может увести столь продвинутая технология. По моему мнению, человеческая цивилизация еще слишком юная. Если проводить аналогии между возрастом человеческой цивилизации в целом и возрастом среднестатистического человека, то он, думаю, будет равняться 15-16 годам. То есть, наша цивилизация - это своего рода подросток, который не всегда понимает, что нужно делать с имеющимися возможностями. Наша цивилизация должна значительно повзрослеть, и только тогда мы поймем цену всех этих открытий», - рассуждает писательница.
В данный момент Комитет гражданской авиации прорабатывает вопрос по внесению изменений и дополнений в
Азамат Сыздыкбаев