Нуртай Сабильянов: Какой смысл субсидировать обычные компании, коих в Казахстане тысячи?

Нуртай Сабильянов: Какой смысл субсидировать обычные компании, коих в Казахстане тысячи?

 

Государство развивает предпринимательство, создает инфраструктуру, а вот как дальше там работают наши предприниматели, приносят ли они доход в бюджет и пользу обществу – неизвестно. Почему в программе участвуют недобросовестные субъекты предпринимательства, которые не развивают производство, становятся убыточными, не уплачивают налоги, бездействуют? На эти и другие вопросы найдете ответ в интервью парламентария, члена Комитета по финансам и бюджету Мажилиса Нуртая Сабильянова для Zakon.kz.

 

- Нуртай Салихулы, хотелось бы поговорить с вами об освоении бюджетных средств, каков их объем, на что они расходуются, есть ли отдача и польза от них нашему обществу и так далее. С чего начнем?

- Мне хотелось бы начать с реализации программы «Дорожная карта бизнеса-2020». Касательно трансфертов по этой программе, в 2015 году из республиканского бюджета регионам на реализацию программы «Дорожная карта бизнеса-2020» было выделено почти 53 миллиарда тенге трансфертов, в том числе на поддержку частного предпринимательства – около 35 миллиардов, на развитие индустриальной инфраструктуры – 18 миллиардов.

Как видим, со стороны государства для развития предпринимательства инфраструктура создается, а вот как дальше там работают наши предприниматели, приносят ли доход в бюджет и пользу обществу – неизвестно, необходимый мониторинг по результатам деятельности субъектов предпринимательства в условиях созданной инфраструктуры не проводится.

Неосвоение по трансфертам составило почти два миллиарда тенге из-за неосвоенных средств, направленных на индустриальную инфраструктуру. При этом, на развитие конкретных индустриальных зон государство в прошлом году направило примерно 7 миллиардов тенге. Возникает вопрос, оправдываются ли расходы на индустриальные зоны для развития производства и в целом для экономики страны, какова отдача от расходования средств на них? У нас есть подобный опыт, когда с 2003 по 2015 год на инфраструктуру специальных экономических зон государство выделило без малого 238 миллиардов тенге, в том числе 93,6 миллиардов - из Национального фонда. Однако за этот период мы не увидели значительных результатов от этих СЭЗ для экономики Казахстана и пополнения государственного бюджета. В настоящее время государственные объекты инфраструктуры СЭЗ передаются в уставный капитал АО «KAZNEX INVEST».

- Не повторят ли индустриальные зоны судьбу специальных экономических зон?

-Этот вопрос меня самого настораживает, поэтому, считаю, использование бюджетных денег на такие цели должно усиленно контролироваться.

– Какова картина по субсидированию субъектов предпринимательства?

- В предыдущие годы по Программе «Дорожная карта бизнеса-2020» субсидировались предприятия оптово-розничной торговли, гостиничного бизнеса, отдыха и развлечений, а также субъекты предпринимательства, имеющие проблемные кредиты, которые не уплачивали налоги в бюджет, не открывали рабочих мест.

Если в 2014 году по программе было выдано субсидий субъектам предпринимательства более 20 миллиардов тенге и основную часть налоговых поступлений обеспечили сто субъектов предпринимательства, или три процента от 3647 субъектов предпринимательства, то в 2015-м 4424 субъекта предпринимательства получили субсидии на сумму 26,7 миллиардов тенге. Среди них 1700, или 40 процентов субъектов предпринимательства непроизводственной сферы, занимающиеся оптово-розничной торговлей, операциями с недвижимым имуществом, предоставляющие услуги по организации проживания, отдыха и развлечений, в сфере образования и другие.

Участники программы обеспечили налоговые поступления: КПН - 23 миллиарда тенге и ИПН – 16,7 миллиардов. Основную их часть дали 200 субъектов предпринимательства, что стставляет четыре процента от просубсидированных участников.

– Повлияли ли эти субсидии на открытие дополнительных рабочих мест, повышение зарплаты и так далее?

– К сожалению, как показал анализ, получение субсидий не повлияло ни на значительное увеличение налоговых поступлений, ни на открытие дополнительных рабочих мест, ни на рост заработной платы. Значит, бюджетные деньги были неэффективно использованы. Спрашивается, какой смысл субсидировать обычные компании, каких в Казахстане тысячи? Почему в программе участвуют недобросовестные субъекты предпринимательства, которые не развивают производство, становятся убыточными, не уплачивают налоги, бездействуют?!

Также вызывает сомнение необходимость затрат по сервисной поддержке и бизнес школам в рамках программы «Дорожная карта бизнеса-2020».

– Кто оператор?

– Национальная Палата Предпринимателей «Атамекен». Более 35 тысячам граждан оказаны сервисные услуги, на реализацию которых израсходованы 1,6 миллиардов тенге, а открыли ли они свое дело – не анализируется. В связи с этим, считаю, необходимо исключить из программы «Дорожная карта бизнеса-2020» субсидирование субъектов предпринимательства, занятых в непроизводственной сфере, то есть занимающихся оптово-розничной торговлей, арендой и эксплуатацией недвижимости, гостиничным бизнесом, в сфере отдыха и развлечений.

- А программа оздоровления конкурентоспособных предприятий работает?

– Имеете в виду Программу посткризисного восстановления? Да, Министерством финансов субсидированы 55 компаний, из них более половины - 32 компании занимаются оптово-розничной торговлей, арендой недвижимости, гостиничным бизнесом, в сфере отдыха-развлечений. С 2011 по 2015 год из республиканского бюджета были выделены 57,8 миллиардов тенге.

В прошлом году им было выдано субсидий на 15,8 миллиардов тенге. Всего участниками программы было уплачено: КПН – 2,3 миллиарда тенге, ИПН – 1,7 миллиардов. В итоге ни в 2014-м, ни в 2015-м большого увеличения налоговых поступлений в бюджет и увеличения рабочих мест по ним не было. Тем не менее, в бюджете этого года для них снова предусмотрены безвозмездные средства в размере 9,5 миллиардов тенге. Чем эти обычные 32 компании непроизводственной сферы заслужили безвозмездные, безвозвратные деньги из бюджета? К сожалению, иногда безвозмездное предоставление бюджетных средств приводит к иждивенческому настроению предпринимателей. Исходя из данных о реализации этой программы, можно говорить о неэффективном расходовании бюджетных средств.

– В последнее время нападкам подвергается деятельность Фонда «Самрук Казына». Что там происходит?

- Вы знаете, на пленарном заседании Мажилиса Парламента на мой вопрос о получении дивидендов от вложенных государством в уставный капитал «Самрук Казыны» пяти триллионов тенге, управляющий директор Фонда Елена Бахмутова информировала лишь о положительных показателях отчета и получении фондом чистой прибыли в сумме 304 миллиардов тенге, что на 30 процентов превышает результаты прошлого года. Но детальное изучение консолидированной финансовой отчетности «Самрук Казыны» показало, из чего у него сложилось увеличение прибыли.

Во-первых, прибыль 683 миллиарда тенге Фондом получена за счет курсовой разницы, то есть из-за резкого повышения курса доллара США (деньги находились в банках до и после перехода к свободно плавающему курсу тенге). Во-вторых, прибыль в сумме 261 миллиарда тенге получена от продажи акций предприятия KMG International. В-третьих, прибыль 149 миллиардов тенге получена Фондом от совместных предприятий и ассоциированных компаний.

- Можете сказать, сколько составляют убытки?

- Это не секрет. Убытки от операционной деятельности в прошлом году составили свыше 480 миллиардов тенге, в том числе 292 миллиарда по статье «Обесценивание». Как известно, эта статья является одним из показателей неэффективного менеджмента, так как обесценивание происходит в основном из-за завышения цен при приобретении основных средств на различных тендерах, а также из-за штрафов и пени, связанных с лжепредпринимательством. Так, обесценивание основных средств и нематериальных активов составило 132 миллиарда тенге, обесценивание Налога на добавленную стоимость к возмещению составило 54 миллиарда и по другим позициям – 106 миллиардов тенге. Хотелось бы, чтобы Счетный комитет при проверке Фонда обратил внимание именно на эту статью.

Сокращение иных расходов в минувшем году составило 187 миллиардов тенге, которое в основном произошло из-за уменьшения уплаты рентного налога и таможенной пошлины в связи с резким падением цены на нефть. Общие и административные расходы Фонда «Самрук Казына» по сравнению с прошлым годом увеличились на 24 миллиарда тенге и составили 380 миллиардов.

Расходы на зарплату и консультационные расходы увеличились на 12 миллиардов. К слову, в административных расходах также содержатся расходы на зарплату привлеченным иностранным работникам, помогающих реализовать Программу Трансформации Фонда. Таким образом, вся прибыльность Фонда «Самрук Казына», о которой бодро сообщила Елена Бахмутова в Мажилисе, образовалась за счет снижения налогов и положительной курсовой разницы, но никак не за счет эффективного менеджмента «Самрук Казыны».

Хотелось бы отметить, что по состоянию на 31 декабря 2015 года в кредитных учреждениях находилось два триллиона 158 миллиардов тенге Фонда, в том числе на банковских депозитах – триллион 800 миллиардов. Поэтому, считаю, необходимо прекратить пополнение уставного капитала Фонда «Самрук Казына» за счет средств республиканского бюджета.

Также, думаю, при распределении чистого дохода Фонда не менее 70 процентов должно направляться в виде дивидендов в республиканский бюджет, а не 12-15 процентов, как это было в прежние времена. К примеру, по итогам 2014 года получен чистый доход 271 миллиард тенге, а выплаченные в 2015 году дивиденды составили 34 миллиарда, что составляет 13 процентов.

Кроме того, дивиденды, выплаченные на госпакет акций совместными предприятиями и ассоциированными компаниями Фонда «Самрук Казына», должны перечисляться напрямую в республиканский бюджет. В связи с этим, необходимо разработать систему эффективной деятельности субъектов квазигосударственного сектора.

 

Торгын Нурсеитова