Предпринимательский кодекс РК как акт публично-правового регулирования (Абдрахманова С. Ж., ведущий научный сотрудник отдела гражданского, гражданско-процессуального законодательства и исполнительного производства Института законодательства РК, магистр юриспруденции)

Предпринимательский кодекс Республики Казахстан как акт публично-правового регулирования

 

Абдрахманова Сайма Жангельдиновна

ведущий научный сотрудник

отдела гражданского, гражданско-процессуального

законодательства и исполнительного производства

Института законодательства Республики Казахстан,

магистр юриспруденции

 

В условиях нарастающего кризиса состояние развития предпринимательства - один из основных инструментов его преодоления. Этим объясняется постоянное пристальное внимание государства к предпринимательству. За период независимости в Казахстане создан огромный массив правовой базы, регулирующий предпринимательскую деятельность, на уровне Конституции Республики Казахстан, законодательных актов, а также подзаконных актов.

Как один из способов совершенствования правового регулирования предпринимательства со стороны государства актуализирован вопрос разработки Предпринимательского кодекса.

В отношении идеи Предпринимательского кодекса в обществе существуют определенные стереотипы, которые все продолжают распространяться.

На начальном этапе разработки данного акта вопрос о разработке Предпринимательского кодекса вызывал шквал критики, поскольку представители правовой науки, государственной власти, предпринимательского сообщества ассоциировали с данным актом давний спор, который возник еще в 1960 годы и был связан с зарождением теории хозяйственного права[1], проблемой дуализма частного права[2].

На том этапе критика со стороны казахстанских цивилистов была обоснована. Первый вариант концепции и текста Предпринимательского кодекса мог создать проблему дуализма частного права, поскольку предметы регулирования Предпринимательского кодекса и Гражданского кодекса совпадали[3]. И М.К. Сулейменов как один из разработчиков Гражданского кодекса Республики Казахстан не мог оставить без внимания эту идею.

Дуализм частного права является данью историческим традициям. В начале 20 века Г.Ф. Шершеневич отмечал, что основная историческая причина возникновения торгового права - это сословное расчленение средневекового общества[4]. В 18-19 веках происходило создание Коммерческого кодекса Франции, Предпринимательского кодекса Австрии, Торгового уложения Германии наряду с формированием Гражданских кодексов. Обе разновидности кодексов регулируют частные отношения и существуют по настоящее время.

В целях разрешения проблемы дуализма частного права и размежевания границ между Гражданским и Предпринимательским кодексами в пункте 2 статьи 1 Предпринимательского кодекса закреплена норма, предусматривающая, что товарно-денежные и иные основанные на равенстве участников имущественные отношения, а также связанные с имущественными личные неимущественные отношения регулируются гражданским законодательством Республики Казахстан.

В 2003 году Украина приняла Хозяйственный кодекс, действующий наряду с Гражданским кодексом. Хозяйственный кодекс Украины объединяет в себе нормы, регулирующие как горизонтальные отношения, основанные на равенстве участников, так и вертикальные отношения, основанные на субординации их участников.

В дальнейшем при работе над Предпринимательским кодексом выработаны собственные подходы консолидации законодательства в сфере предпринимательства и изученный международный опыт имел сравнительно-правовой характер и был ценен только в познавательном значении.

Подходы к Предпринимательскому кодексу обозначены в поручениях Главы государства. В Указе Президента Республики Казахстан от 27 февраля 2014 года № 757 «О кардинальных мерах по улучшению условий для предпринимательской деятельности в Республике Казахстан» поручено консолидировать в кодексе нормы законодательных актов о государственном регулировании предпринимательской деятельности. На открытии третьей сессии Парламента пятого созыва Глава государства поручил закрепить в Предпринимательском кодексе базовые принципы деятельности казахстанских предпринимателей и их взаимодействия с государством. Это должна быть «конституция казахстанского бизнеса».

На сегодняшний день в Казахстане принят Предпринимательский кодекс, который вступает в силу с 1 января 2016 года. Кодекс включает в себя 7 разделов, 31 главу, 324 статьи. Наряду с кодексом принят сопутствующий закон, направленный на приведение норм отдельных законов Республики Казахстан в соответствие с Предпринимательским кодексом, которым вносятся изменения и дополнения в 11 кодексов и 99 законов [5].

Предпринимательский кодекс Казахстана - это кодифицированный акт, регулирующий сферу предпринимательства, который не создает дуализма частного права, как это исторически сложилось в ряде европейских стран, а акт публично-правового характера, поскольку в нем консолидированы законы о государственном регулировании предпринимательской деятельности в целом.

Основная идея Предпринимательского кодекса, которая проходит по всему тексту кодекса, затронута профессором Ю.А. Тихомировым специалистом в области конституционного и административного права 15 октября 2015 года в ходе международной научно-практической конференции в рамках Х ежегодных научных чтений памяти проф. С.Н. Братуся на тему «Право и экономическая деятельность: современные вызовы»: «20 лет назад вошли в оборот термины «Государство вмешивается», «Государство - это зло». Почему государство вмешивается в экономику? Или вы хотите слабое государство? Слабая власть приводит к хаосу. Лозунг государство вмешивается бессмысленный. Нужно разработать новые аспекты экономической функции государства. Субъектами экономической деятельности являются и государство, и бизнес, и общественные объединения. У каждого свой профиль деятельности.».

Также Ю.А. Тихомировым было отмечено, что долгое время публичное право действовало в рамках репрессивных мер: уголовное право, административное право.

После перехода к рыночной экономике ситуация изменилась и теперь делается акцент только на цивилистические регуляторы. Произошел своеобразный реванш гражданского права.

Публичное же право в нашем сознании, по-прежнему, ассоциируется с репрессивными мерами, представленными в лице Уголовного кодекса и Кодекса «Об административных правонарушениях».

Но на самом деле национальное законодательство ушло далеко от репрессивных мер и стремится через публично-правовые нормы стимулировать социально-экономические сферы жизни общества. Разработанные в свое время законы «О частном предпринимательстве», «Об инвестициях», «О государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности» и др. содержат в себе публичные нормы, которые направлены на стимулирование определенных отраслей экономики.

Для принятия Предпринимательского кодекса не было создано научной правовой теории, однако как, ранее отмечено, существовали научные взгляды, которые высказывались против идеи Предпринимательского кодекса, порождающей проблему дуализма частного права[6].

Тем не менее, обоснованность его необходимости обусловлена сложившимися социально-экономическими условиями, происходящими интеграционными процессами, когда рынки товаров, работ и услуг становятся открытыми для участников иностранных государств, когда в борьбе за потребителя стираются границы и используется разнообразие способов и методов для устранения конкуренции.

В этой части Предпринимательский кодекс становится тем инструментом, когда методы гражданско-правового регулирования не способны оказать влияние на комплексное развитие законодательства в сфере предпринимательства.

Гражданское право регулируют частноправовые отношения и основано на принципах равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав.

Цели и задачи гражданского права важны в регулировании имущественных отношений с участием отдельных субъектов, но они не рассматривают всю систему в целом. И какое бы совершенное гражданское законодательство не разработало государство, высокий уровень развития экономики, в том числе предпринимательства, не может быть достигнут без присутствия публичности.

Нормы по стимулированию и поддержке, выстраиванию партнерских отношений между государством и предпринимательством направлены на целостное правовое регулирование общественных отношений в сфере предпринимательства. Однако данные нормы рассредоточены в различных нормативных правовых актах. В этой связи Предпринимательский кодекс как акт публично-правового регулирования призван сконцентрировать концептуальные положения путем определения предмета регулирования, систематизации в одном акте единых принципов взаимодействия субъектов предпринимательства и государства, установления форм и средств государственного регулирования предпринимательства и государственной поддержки.

Предметом регулирования кодекса установлены общественные отношения, возникающие в связи с взаимодействием субъектов предпринимательства и государства, в том числе государственным регулированием и поддержкой предпринимательства.

Из определения предмета кодекса видим, что в нем соединены казалось бы не совместимые вещи: взаимодействие и государственное регулирование. Общественные отношения, возникающих между предпринимателями и государство, определяются посредством введения термина «взаимодействие». Взаимодействие направлено на выстраивание партнерских отношений между государством и предпринимательством, не меняя правовую природу отношений, которые складываются между государством и предпринимательством. Это, по-прежнему, публичные отношения. При этом введение этого термина преследовало цель по выстраиванию публичных отношений, направленных на развитие предпринимательства и общества в целом, изменению правосознания субъектов правоотношений и со стороны предпринимательства, и со стороны государства. Публичные отношения в сфере предпринимательства - это не только отношения репрессивного характера, публичные правоотношения в сфере предпринимательства, в том числе государственное регулирование, могут носить стимулирующий, поддерживающий характер для предпринимателей. Кодекс содержит в себе очень гибкие механизмы, направленные на выстраивание партнерских отношений между государством и предпринимательством.

Установленный предмет регулирования кодекса явился основой определения содержания Предпринимательского кодекса.

Предпринимательский кодекс объединяет в себе законы «О крестьянском или фермерском хозяйстве», «О частном предпринимательстве», «Об инвестициях», «О государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности», «О конкуренции», «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан»[7]. Следует отметить, что при консолидации законов «Об инвестициях», «О государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности», «О конкуренции» сохранена определенная «автономия» данных отраслей законодательства в кодексе[8]. По тексту Предпринимательского кодекса, а также в законодательстве Республики Казахстан применены категории законодательство в области защиты конкуренции, в области инвестиций, в области государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности, которые являясь составными частями законодательства в сфере предпринимательства, сохраняют самостоятельность на уровне отраслей законодательства (законодательство в области защиты конкуренции, в области инвестиций, в области государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности), регулирующих соответствующие группы отношений.

В кодексе закреплен самостоятельный раздел, посвященный вопросам взаимодействия субъектов предпринимательства и государства. Это взаимодействие будет осуществляться посредством закрепления и реализации таких институтов как участие субъектов предпринимательства в нормотворчестве, государственно-частное партнерство, социальная ответственность, государственное регулирование, государственная поддержка предпринимательства.

В Предпринимательском кодексе систематизируются формы и средства госрегулирования предпринимательства, такие как экономическая конкуренция, разрешения и уведомления, техническое регулирование, государственное регулирование цен, обязательное страхование, государственный контроль и надзор.

Немного остановимся на положениях о государственном контроле и надзоре.

В кодекс консолидирован Закон «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан». Указанный закон распространяет свое действие на таких проверяемых субъектов, как физические и юридические лица, в том числе на государственные органы, филиалы и представительства юридических лиц. Однако, преимущественным образом его нормы применяются к субъектам предпринимательства. По этой причине Закон «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан» консолидирован в Предпринимательский кодекс, где сохранены положения по категориям проверяемых субъектов (пункт 1 статьи 132). Для этой цели в пункте 12 статьи 129 кодекса применена юридическая конструкция, предусматривающая, что в случаях, прямо предусмотренных законами Республики Казахстан, положения настоящей главы (Глава 13. Государственный контроль и надзор) применяются к отношениям, урегулированным этими законами, что позволяет при осуществлении государственного контроля и надзора применять нормы кодекса к общественным отношениям, не относящимся к сфере предпринимательства.

К примеру, это относится к общественным отношениям, регулируемым Законом «О нотариате».

Регулирование государственной поддержки частного предпринимательства осуществлено посредством закрепления основных направлений данной поддержки: малое и среднее предпринимательство, агропромышленный комплекс и несельскохозяйственные виды предпринимательской деятельности в сельской местности, индустриально-инновационная деятельность, специальные экономические зоны, инвестиционная деятельность, предпринимательство отечественных производителей товаров. Кодекс не ограничивает возможные направления государственной поддержки частного предпринимательства, предусматривая установление законодательством Республики Казахстан иных направлений.

В кодексе систематизированы имеющиеся формы и средства защиты прав субъектов предпринимательства. Отражены все возможные способы внесудебного и досудебного урегулирования споров. Закреплены положения по правовому положению уполномоченного по защите прав предпринимателей, инвестиционного омбудсмана. Одной из форм защиты прав субъектов предпринимательства предусмотрено обжалование субъектами предпринимательства действий и актов государственных органов.

В кодексе систематизированы и закреплены принципы взаимодействия субъектов предпринимательства и государства. Некоторые из принципов, как законность, равенство субъектов, носят общеправовое значение, но в кодексе их раскрытие осуществляется через призму предпринимательства.

Среди принципов одними из новых являются принципы участия субъектов частного предпринимательства в нормотворчестве, стимулирования социальной ответственности предпринимательства, ограниченного участия государства в предпринимательской деятельности, саморегулирования.

Хотелось бы остановиться на таком принципе как стимулирование социальной ответственности предпринимательства.

С принятием Предпринимательского кодекса предпринимательство как правовой институт, как социальное явление, как субъект отношений поднято на высокий уровень и определен как равноправный партнер государства, к примеру:

в кодексе вводится принцип, которым государство ограничивает свое участие в предпринимательской деятельности;

субъекты частного предпринимательства наделяются правом участия в нормотворчестве;

в кодексе закрепляется целый блок по государственной поддержке частного предпринимательства в различных направлениях деятельности.

Однако в целях установления равновесия между предпринимательством и обществом вводится институт социальной ответственности, который не носит обязательный характер.

Социальная ответственность - это та доля осознанной ответственности предпринимательства перед обществом, которая реализуется предпринимателями путем развития социальной, экологической и иных сфер.

Применимость социальной ответственности будет лакмусовой бумажкой, отражающей уровень правовой культуры и правового сознания предпринимательства. Поскольку государство, определяя предпринимателя как равноправного участника с собой, ждет от него большего, чем просто активное участие в деле защиты и представления своих интересов, но и усиление ответственности в защите общественных интересов в целом.

На протяжении всего законотворческого процесса работа над Предпринимательским кодексом была построена в форме открытого диалога, где каждый заинтересованный имел возможность выразить свое мнение и представить предложения. Принятый Предпринимательский кодекс - это акт совместной работы государства и общества, поскольку в нем нашли свое отражение многие из представленных предложений и рекомендаций.

С вступлением в силу Предпринимательского кодекса будет создаваться правоприменительная практика, которая высветит новые его грани и позволит сделать дальнейшие выводы.

 


[1]Авторами концепции хозяйственного права являются академики В.К. Мамутов, В.В. Лаптев (Лаптев В.В. Понятие и система советского хозяйственного права//Советское государство и право. 1959. №7.).

[2] Принятие наряду с гражданскими также торговых кодексов получило название дуализма частного права.

[3] Сулейменов М.К. Пути совершенствования законодательства о предпринимательстве (о проекте Предпринимательского кодекса)//Материалы международной научно-практической конференции  21 сентября 2012 года. - Астана: ГУ «Институт законодательства Республики Казахстан», 2012.  - 290 с.

[4] Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. Т.I: Введение. Торговые деятели. - М.: «Статут», 2003. - 480 с. - С.80.

[5] Предпринимательский кодекс Республики Казахстан от 29 октября  2015 года// Казахстанская правда от 03.11.2015 года №210 (28086).

[6] Предпринимательский кодекс как орудие развала правовой системы Казахстана: Сб.статей./Отв. ред. М.К. Сулейменов. - Алматы, 2011. - 228 с.

[7] Эти законы консолидированы, поскольку они содержат нормы, предусматривающие государственное регулирование предпринимательской деятельности. Регулирование отраслевых видов предпринимательской деятельности (в сфере промышленности, недропользования, транспорта, торговли, государственного регулирования отдельных видов акцизной продукции и т.д.) будет сохранено на уровне специальных законов.

[8] К примеру, при кодификации Трудового кодекса РК от 15 мая 2007 года, включенные в него Законы «О коллективных договорах», «О коллективных трудовых спорах и забастовках», «О труде в Республике Казахстан», «О социальном партнерстве в Республике Казахстан», «О безопасности и охране труда» составили единую отрасль трудового законодательства, соответствующую самостоятельной отрасли права.