Для классификации товаров (Шаншарбек Есбаганбетов, председатель СМЭС Мангистауской области)

Для классификации товаров

 

Шаншарбек Есбаганбетов,

председатель СМЭС

Мангистауской области

 

Введенные в таможенное законодательство РК изменения существенно меняют судебную практику.

Согласно п. 3 ст. 52 Кодекса Таможенного союза и п. 3 ст. 78 Таможенного кодекса РК в случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации по форме, определенной Правительством РК.

Согласно требованиям ст. 78 Таможенного кодекса РК, если при таможенном декларировании товаров декларант неверно заявил в таможенной декларации коды товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, то должностное лицо таможенного органа в течение одного рабочего дня письменно запрашивает у него дополнительные документы, необходимые для классификации товаров. Таможенный орган не позднее пяти календарных дней выносит решение по классификации товаров по форме, определенной Правительством РК.

Форма утверждена постановлением Правительства РК от 8 сентября 2010 года № 912. В ней перечислены основания изменения классификации товара:

- грузовая таможенная декларация;

- представленные товаросопроводительные документы;

- заключения эксперта таможенной лаборатории или отдела (отделения) или отдела (отделения) экспертизы;

- акт (справки) о результатах исследований аккредитованной испытательной лаборатории, осуществляющей независимую экспертизу товаров. Данный перечень является исчерпывающим.

После выпуска товаров таможенный контроль производится в формах и порядке, установленных гл. гл. 21 и 24 Таможенного кодекса РК. Согласно п. 4 ст. 211 ТК РК таможенная проверка производится путем сопоставления сведений, содержащихся в документах, предоставленных при помещении товара под таможенную процедуру, и иных сведений, имеющихся у таможенного органа, с данными бухгалтерского учета и отчетности по счетам. При этом согласно пп. 2 п. 3 ст. 211 ТК РК проверяются достоверность сведений, заявленных в таможенной декларации и иных документах, представленных при таможенном декларировании, повлиявших на принятие решения о выпуске товаров.

Однако нередки случаи, когда выпустив товары без каких-либо претензий, спустя три-четыре года таможенный орган осуществляет камеральную проверку и выявляет нарушение таможенного законодательства по классификации товаров.

Законодательство предоставляет таможенным органам возможность проводить такую проверку через определенное время после выпуска товаров. Камеральные и внеплановые выездные таможенные проверки осуществляются без ограничений по периодичности их проведения.

Однако в таких случаях таможенными органами не проводится экспертиза по классификации товаров, не выявляется недостоверность сведений, заявленных при таможенном декларировании четыре года назад, так как законодательством недостаточно урегулирован порядок проведения таможенных проверок после выпуска товаров.

Суды до настоящего времени в таких случаях в основном исходили из того, что таможенный орган не имел права изменить классификацию товара, не выявив нарушений в предоставленных документах, не установив факт нарушения заявителем таможенного законодательства при таможенном декларировании товаров.

Следует отметить, что в таможенное законодательство РК, начиная с 2014 года, введены изменения (ст. ст. 220, 221, 221-1 Кодекса РК «О таможенном деле»), согласно которым по результатам камеральной таможенной проверки таможенный орган направляет уведомление о нарушении таможенного законодательства. Неисполнение уведомления об устранении нарушений влечет выставление уведомления о погашении задолженности по таможенным платежам, налогам и пеням. Вышеуказанные внесенные изменения в таможенное законодательство существенно меняют судебную практику.

Так, ранее предполагалось, что для выставления уведомления о погашении задолженности необходимо провести выездную таможенную проверку. Если таможенный орган после выпуска товара выставлял уведомление о погашении задолженности на основе камеральной таможенной проверки, без проведения выездной таможенной проверки, то такие действия являлись спорными, поскольку таможенными органами не были проведены экспертизы по классификации товаров, не выявлена недостоверность сведений, заявленных при таможенном декларировании несколько лет назад.

Теперь вышеуказанные внесенные изменения существенно меняют судебную практику, поскольку в законе прямо предписано, что неисполнение уведомления по результатам камеральной таможенной проверки влечет выставление уведомления о погашении задолженности по таможенным платежам, налогам и пеням.

Соответственно, для выставления уведомления о погашении задолженности не требуется наличия выездной проверки, то есть таможенный орган может по своему усмотрению изменить (отменить) первоначальный код товара и вынести решение о классификации данного товара по другому коду, не выявляя недостоверность сведений, заявленных при таможенном декларировании несколько лет назад. Однако все еще остается вопрос, насколько такие действия таможенного органа являются обоснованными.

Далее, в некоторых случаях таможенным органом по результатам камеральной проверки не направляется декларанту уведомление об устранении нарушений таможенного законодательства, однако суды считают, что данное упущение таможенного органа не влияет на результаты таможенных проверок и потому не влечет отмены уведомления о погашении задолженности по таможенным платежам, налогам и пеням, в связи с чем такие иски, в основном, оставляются без удовлетворения. Но здесь возникает вопрос, можно ли оценить указанные нарушения существенными и вынести решение об удовлетворении иска, который требует своего разрешения.