Комментарий к Закону Республики Казахстан «О третейских судах» / Ответственный редактор И.П.Грешников. - Алматы, 2009

Международный третейский суд «IUS»
  
Комментарий к Закону Республики Казахстан
«О третейских судах»
(постатейный)
  

Алматы 2009

 

 

Ответственный редактор:

Грешников И.П. – кандидат юридических наук, доцент, заместитель председателя Международного третейского суда «IUS»  

Комментарий к Закону Республики Казахстан «О третейских судах» / Ответственный редактор И.П.Грешников. – Алматы, 2009.

 

 

Данное издание представляет собой постатейный научно-практический комментарий к Закону Республики Казахстан «О третейских судах». Комментарий создан учеными и специалистами-практиками в области третейского (арбитражного) разбирательства, которые являются арбитрами ряда казахстанских и зарубежных постоянно действующих третейских судов и международных коммерческих арбитражей. Авторы принимали участие в разработке проектов казахстанских и российских нормативных правовых актов, касающихся третейского разбирательства, привлекались официальными органами РК в качестве специалистов, проводивших научную экспертизу комментируемого Закона о третейских судах.

Книга включает в себя комментарий Закона о третейских судах и приложения к нему – тексты нормативных правовых актов Республики Казахстан, регулирующих третейское (арбитражное) разбирательство, а также Регламент Международного третейского суда «IUS».

Содержание статей Закона о третейских судах раскрывается на примерах из практики казахстанских и зарубежных третейских судов, широко используется судебная практика государственных судов РК по вопросам признания и приведения в исполнение решений третейских судов.

 Комментарий адресован судьям государственных и третейских (арбитражных) судов, юристам, предпринимателям, преподавателям и студентам юридических вузов, всем, кто интересуется вопросами разрешения гражданско-правовых (экономических) споров казахстанскими третейскими судами.

 

© Коллектив авторов, 2009

© Юридический центр «IUS», Алматы, 2009

 

 

Содержание

 

 

 

Предисловие  

I. Комментарий к Закону Республики Казахстан «О третейских судах» от 28 декабря 2004 года  

II. Нормативные акты Республики Казахстан, регулирующие третейское (арбитражное) разбирательство (не приводятся)

 

Светлой памяти

Максима Петровича Грешникова,

арбитра Международного третейского суда «IUS», посвящается

 

  

 Авторы

Грешников И.П. – кандидат юридических наук, доцент, заместитель председателя Международного третейского суда «IUS» (г. Алматы, г. Санкт-Петербург) – статьи 1 -10, 22-23, 25-29, 32;

Грешников М.П. – арбитр Международного третейского суда «IUS» (г. Алматы) – статьи 17-18 (в соавторстве с Грешниковым П.Я.);  

Грешников П.Я. – кандидат юридических наук, профессор, председатель казахстанского арбитражного института Международного третейского суда «IUS» (г. Алматы) – статьи 19-21, 24, 30-31, 33-48;

Скворцов О.Ю. – доктор юридических наук, профессор юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета – статьи 11-16.

 

 

Предисловие

 

Третейский суд (коммерческий арбитраж) становится одним из основных способов разрешения споров, разногласий и конфликтов, возникающих преимущественно из договорных и иных гражданско-правовых отношений. Большое число экономических споров, как в республике, так и в мире, рассматриваются именно третейскими (арбитражными) судами.

За годы развития третейского разбирательства в Казахстане сформировалось ядро третейских (арбитражных) судов, которые стали признанными центрами разрешения экономических споров, в их числе Международный третейский суд «IUS», рассматривающий споры с 1993 года.

 Международный третейский суд «IUS» состоит из казахстанского и российского арбитражных институтов. Казахстанский арбитражный институт образован в г. Алматы. Российский арбитражный институт учрежден в г. Санкт-Петербурге. Суд в своей деятельности руководствуется единым регламентом и имеет единый орган управления.

Данное издание является проектом Международного третейского суда «IUS»[1]. Это первое научно-практическое издание и постатейный комментарий Закона о третейских судах, увидевший свет в Казахстане. Одна из целей его подготовки и публикации - прежде всего привлечь большее внимание юридического сообщества к такому действенному средству разрешения споров, как третейский суд, а также оказать всестороннюю помощь и содействие третейским (арбитражным) судам, сторонам в организации самого процесса разрешения споров.

***

Закон Республики Казахстан «О третейских судах» от 28 декабря 2004 года (далее – Закон о третейских судах; Закон) вступил в силу 17 января 2005 года в день его официального опубликования. Основой казахстанскому Закону о третейских судах послужил российский Федеральный закон от 24 июля 2002 года «О третейских судах в Российской Федерации». Закон о третейских судах наряду с Законом РК «О международном коммерческом арбитраже», а также с Законом «О внесении изменений и дополнений в ГПК РК» были приняты парламентом республики в один день и служат основой современного казахстанского законодательства об альтернативных способах разрешения экономических споров участников гражданского оборота. Таким образом, законодательная база для дальнейшего развития третейского (арбитражного) судопроизводства в Казахстане заложена. Сегодня, особенно после разъяснений, данных Конституционным Советом Республики Казахстан в нормативном постановлении № 1 от 7 февраля 2008 года[2], даже скептикам очевидно, что казахстанские третейские суды и арбитражи являются важными институтами, которые параллельно с государственными судами осуществляют правосудие.

Настоящее издание продолжает серию публикаций по вопросам теории и практики третейского (арбитражного) судопроизводства, издаваемую Международным третейским судом «IUS». Первый сборник этой серии – «Третейский суд: законодательство, теория и практика» - вышел в свет в 2000 году, второй – «Международный коммерческий арбитраж» - издан в 2002 году. Данная книга третья, она включает в себя непосредственно комментарий Закона о третейских судах, а также приложения: тексты нормативных правовых актов Республики Казахстан, регулирующих третейское (арбитражное) разбирательство и Регламент Международного третейского суда «IUS».

Содержание статей Закона о третейских судах раскрывается на примерах из практики казахстанских и зарубежных третейских судов, широко используется судебная практика государственных судов РК по вопросам признания и приведения в исполнение решений третейских судов.

Авторский коллектив комментария представляет собой творческий союз известных специалистов в области третейского (арбитражного) разбирательства, являющихся арбитрами ряда постоянно действующих третейских судов и международных коммерческих арбитражей, авторов многочисленных публикаций, в том числе монографий, посвященных третейскому судопроизводству. Авторы принимали участие в разработке проектов казахстанских и российских нормативных правовых актов, касающихся третейского разбирательства, привлекались официальными органами РК в качестве специалистов, проводивших научную экспертизу комментируемого Закона о третейских судах.

 

Отв. редактор –

кандидат юридических наук, доцент

Игорь Грешников

 

 

 

Комментарий

 

 Закон РК «О третейских судах» от 28 декабря 2004 года

 

Настоящий Закон регулирует порядок образования, деятельности, а также исполнения решений третейских судов в Республике Казахстан

 

 1. Преамбула Закона РК «О третейских судах» от 28 декабря 2004 года (далее - Закон) относит к его ведению вопросы образования, деятельности, а также исполнения решений третейских судов в Республике Казахстан. Следовательно, деятельность иностранных третейских или арбитражных судов на территории Республики Казахстан, а также деятельность казахстанских международных коммерческих арбитражей данный закон не регламентирует.

 Казахстанский третейский суд разрешает споры исключительно между резидентами Республики Казахстан.

 Споры с иностранными участниками хозяйственной деятельности на территории РК рассматриваются международным коммерческим арбитражем, деятельность которого регулируется Законом РК «О международном коммерческом арбитраже» от 28 декабря 2004 года.

 2. Международный коммерческий арбитраж или международный третейский суд[3] есть способ разрешения споров между сторонами из различных стран. Рассмотрение споров с иностранными участниками делает любой третейский суд международным, даже если третейский или арбитражный суд так себя не именует и его название не содержит слова «международный».

 При этом необходимо понимать, что один и тот же арбитраж или третейский суд:

а) есть международный третейский суд или международный коммерческий арбитраж, если он рассмотрел спор, где хотя бы одна из сторон являлась нерезидентом Республики Казахстан, в этом случае его деятельность регламентируется нормами Закона РК «О международном коммерческом арбитраже», а его решение будет решением международного коммерческого арбитража;

б) есть третейский суд, если он рассмотрел спор, где сторонами являлись казахстанские лица, в этом случае на его деятельность распространяются нормы Закона РК «О третейских судах», а его решение рассматривается как решение внутреннего третейского суда.

Казахстанское законодательство определенно не разграничивает международный коммерческий арбитраж и третейский суд как разные органы или способы разрешения споров, но «классифицирует» споры, процедуру и арбитражные решения в зависимости от того, есть ли «иностранный элемент» или же стороны спора являются исключительно резидентами Казахстана. Это свидетельствует о том, что разделение арбитража на международный арбитраж и внутренний третейский суд – искусственное и во многом надуманное. Цель подобного подхода – максимально ограничить компетенцию третейских судов по разрешению споров между казахстанскими юридическими и физическими лицами (резидентами), то есть исключить из ведения местных третейских судов определенные категории дел, а также сделать рассмотрение споров менее эффективным, например, посредством процедур обжалования решений третейских судов.

Благодаря действию ряда международных конвенций, подписанных и ратифицированных Республикой Казахстан[4], в отношении споров с нерезидентами, разрешаемых в порядке третейского судопроизводства, ситуация вполне приемлемая, поскольку действует специальный Закон «О международном коммерческом арбитраже», разработанный на основе Типового закона ЮНСИТРАЛ «О международном коммерческом арбитраже» от 21 июня 1985 года.

3. Отметим, что третейский суд - это орган, рассматривающий, прежде всего, предпринимательские или торговые споры в самом широком понимании этого слова. В условиях формирования глобального рынка делить торговлю, а вместе с ней арбитраж или третейский суд на «внутренние» и «внешние» - это по крайне мере анахронизм. Возможно, поэтому во многих странах действует один закон об арбитраже и деления на международный и внутренний (или местный) арбитраж не существует. Например, в Великобритании действует единый Арбитражный акт 1996 года, в Индии - закон «Об арбитраже и посредничестве» 1996 года, в Швеции - закон «Об арбитраже» 1999 года, с 1 июля 2006 года в Австрии вступил силу новый единый акт об арбитраже, который является 4 разделом ГПК Австрии. .

 

Статья 1. Сфера действия настоящего Закона

Настоящий Закон применяется в отношении споров, возникших из гражданско-правовых договоров, заключенных физическими и юридическими лицами, если иное не установлено законодательными актами Республики Казахстан.

 

 1. Исходя из буквального толкования первой статьи, если иное не установлено законодательными актами Республики Казахстан, то казахстанские третейские суды могут принимать к своему рассмотрению лишь споры, вытекающие из гражданско-правовых договоров.

Таким образом, на первый взгляд, внедоговорные споры, вытекающие из гражданских или частноправовых отношений, например споры, возникшие из причинения вреда (деликты), подведомственны только официальным, то есть государственным судам РК. Однако прежде, чем делать однозначный и окончательный вывод, необходимо рассмотреть вопрос комплексно и обратиться к другим законодательным актам РК. Так, в частности, статья 9 Гражданского кодекса Республики Казахстан определяет, что «защита гражданских прав осуществляется судом, арбитражным судом или третейским судом путем: признания прав; восстановления положения, существовавшего до нарушения права; пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре; взыскания убытков, неустойки; признания сделки недействительной; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношений; признания недействительным или не подлежащим применению не соответствующего законодательству акта органа государственного управления или местного представительного либо исполнительного органа; взыскания штрафа с государственного органа или должностного лица за воспрепятствование гражданину или юридическому лицу в приобретении или осуществлении права, а также иными способами, предусмотренными законодательными актами».

Это значит, что пунктом 1 статьи 9 ГК РК установлено исключение - иное правило, которое определяет третейский суд в качестве органа судебной защиты гражданских прав юридических и физических лиц, без ограничения его компетенции по предмету обращения. Кроме того, ГК РК – законодательный акт, обладающий большей юридической силой, чем Закон РК «О третейских судах».

Следовательно, казахстанские третейские суды могут рассматривать как договорные, так и внедоговорные частноправовые споры, в том числе имущественные споры, вытекающие из брачно-семейных, земельных, трудовых и некоторых иных отношений, носящих гражданско-правовой характер. К примеру, споры по поводу раздела имущества между супругами, споры, касающиеся договоров по использованию земельных участков, урегулирования имущественных претензий между работником и работодателем и т.п. Единственным непременным условием рассмотрения спора третейским судом является наличие согласия обращающихся сторон.

2. Однако определенную часть гражданско-правовых споров, а также «дела особого производства» третейские суды не рассматривают. Существует монополия судов Республики Казахстан на рассмотрение некоторых категорий дел - так называемая исключительная компетенция казахстанских государственных судов. В частности, дела, связанные с правом на недвижимое имущество, находящееся в Республике Казахстан; дела по искам к перевозчикам, вытекающим из договоров перевозки (см. подпункты 1, 2 пункта 1 статьи 417 ГПК РК), дела о банкротстве юридических лиц и граждан - индивидуальных предпринимателей разрешаются исключительно судами РК.

Помимо того, публично-правовые споры, например: жалобы на постановления органов или должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях; заявления на решения и действия (бездействие) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений, организаций, должностных лиц и государственных служащих; заявления об оспаривании законности нормативных правовых актов и другие не могут быть предметом третейского разбирательства и рассматриваются только казахстанскими государственными судами (см. подпункт 4 пункта 1 статьи 417 ГПК РК).

 

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

1) третейское соглашение - письменное соглашение сторон договора о передаче возникшего или могущего возникнуть спора на рассмотрение в третейский суд;

2) третейский суд - постоянно действующий третейский суд или третейский суд, образованный сторонами для решения конкретного спора (далее - третейский суд для разрешения конкретного спора);

3) третейское разбирательство - процесс рассмотрения спора в третейском суде и принятия решения третейским судом;

4) регламент третейского суда - порядок организации деятельности постоянно действующего третейского суда;

5) третейский судья - физическое лицо, избранное сторонами или назначенное в согласованном сторонами порядке в соответствии с нормами настоящего Закона для разрешения спора в третейском суде;

6) компетентный суд - суд судебной системы Республики Казахстан, который в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Республики Казахстан уполномочен рассматривать дело о споре между сторонами соответствующего договора по первой инстанции;

7) обычаи делового оборота - сложившиеся и широко применяемые в области гражданско-правовых договоров правила поведения независимо от того, зафиксированы ли они в каком-либо документе.

 

 Комментируемая статья дает определения ряду основных понятий, используемых в Законе, и отражает стремление законодателя, с одной стороны, раскрыть содержание ключевых понятий, а с другой - унифицировать терминологию. Многие термины имеют устоявшиеся в юриспруденции значения, то есть должны пониматься и применяться одинаково во всех нормативных актах, так или иначе регулирующих деятельность третейских судов. Однако термин «компетентный суд» был «создан» специально для законодательства о третейских судах и был воспринят Законом Республики Казахстан «О третейских судах» из соответствующего закона Российской Федерации.

 Наша задача - разобрать содержащиеся в статье 2 Закона термины более подробно, имея в виду цели их практического применения.

 

1. Третейское или арбитражное соглашение - это выраженное в письменной форме соглашение сторон о передаче их спора (-ов) на разрешение определенного третейского суда.

Третейское соглашение обеспечивает стороны эффективным средством разрешения частноправовых споров, как будущих, так и уже возникших.

 Третейское соглашение основывается на нескольких фундаментальных принципах гражданского, или частного права, прежде всего - это автономия сторон, автономия их воли, а также принцип свободы договора. Как высказывался английский адвокат Домке: «третейское соглашение - это больше, чем просто формулировка или просто пункт договора, это - Дух самого договора».

Подробное и продуманное третейское соглашение или арбитражная оговорка в контракте дают сторонам уверенность в обеспеченности своих прав, говорят о высокой предпринимательской и общеправовой культуре партнеров по бизнесу.

Существуют два основных типа третейского соглашения.

 1) Соглашение сторон о передаче спора на разрешение третейского суда (арбитража), или же третейская запись. Необходимость в подобном соглашении возникает в случаях, когда спор уже возник и стороны составляют документ о передаче уже существующего спора в третейский суд (арбитраж) и/или об условиях такой передачи.

 2) Третейская (арбитражная) оговорка в договоре. Обычно это - отдельный пункт договора, устанавливающий порядок разрешения возможных или будущих споров[5]. Стороны еще на этапе заключения договора приходят к согласию о том, что любой спор, который может возникнуть, будет передан на разрешение в определенный третейский суд.

Третейское соглашение определяет границы юрисдикции третейского суда и все существенные условия разрешения спора третейским судом, в том числе процедуру рассмотрения спора и применимое к спору материальное право. Однако в Казахстане, в силу статьи 6 Закона «О третейских судах», применимым является только право Республики Казахстан[6].

 2. Термины «третейский суд», «арбитражный суд», «арбитраж» – синонимы. Однако необходимо помнить, что в некоторых странах СНГ, например в Российской Федерации, еще сохраняется государственный арбитраж – арбитражные суды, что, с нашей точки зрения, неверно по определению. Арбитраж – это частный суд, сформированный сторонами, разрешающий преимущественно коммерческие споры, и он по своей сути не может быть государственным. Отдельный специализированный государственный суд, осуществляющий правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматривающий споры с участием организаций, может называться по-разному: экономический, хозяйственный суд. Так, в Казахстане действует система межрайонных экономических судов, в Республике Беларусь существует система хозяйственных судов и действует Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь. Не стоит забывать о традиционных, исторических названиях подобных органов - коммерческие или торговые суды. Словом, государственные суды, разрешающие экономические споры, имеют несколько вариантов наименований, которые правильно и адекватно отражают их суть, то есть термин «арбитраж» к ним неприменим. Поэтому далее при употреблении терминов «третейский суд», «арбитражный суд», «арбитраж» и связанных с ними будет иметься в виду коммерческий арбитраж.

Институт арбитражного, или третейского, судопроизводства известен с давних времен. Вот уже несколько тысяч лет человечество обращается к этому эффективному средству разрешения споров, и можно с известной долей уверенности утверждать, что исторически он предшествует государственному суду.

Интересно отметить, что одним из первых европейских нормативных актов, касающихся третейских судов, был декрет французского правительства от 16 августа 1790 года, объявивший третейский суд (arbitrage) наиболее разумным средством разрешения споров между гражданами, вследствие чего предписывалось не издавать никаких постановлений, которые бы умаляли значение третейского суда и действительность его решений. Приведенное положение было заимствовано законодательством России и определяло ее правовую политику в отношении третейского суда в период с 1831 по 1864 годы. На территории России и Казахстана основанием этому являлись нормы статей 1367- 1400 Устава гражданского судопроизводства от 20 ноября 1864 года.

Третейский суд номинально существовал и в советский период истории нашего общего государства. Нормативной базой третейского судопроизводства были положения ГПК РСФСР 1922 года, статья 338 ГПК Казахской ССР от 28 декабря 1963 года. Однако, по ряду объективных причин, фактически, вплоть до начала 1990-х годов данный институт не действовал.

После обретения Казахстаном независимости был принят Закон Республики Казахстан «О порядке разрешения хозяйственных споров арбитражными судами РК» 1992 года, статья 134 которого относилась к деятельности третейских судов. Становление рыночных отношений заставило сначала предпринимателей, а затем и законодателя все чаще обращаться к этому традиционному и, несомненно, полезному институту. Ныне действуют нормы ГПК РК 1999 года, специальное законодательство, а также, в отношении международного третейского (арбитражного) суда – ряд международных конвенций и договоров.

Однако, несмотря на всю безусловную актуальность принятого закона о третейских судах, отметим, что в нем фактически не раскрыто содержание понятия «третейский суд». Термин «третейский суд» определяется через словосочетание «третейский суд» путем перечисления видов данного института: «постоянно действующий третейский суд» и «третейский суд для разрешения конкретного спора», что противоречит логике. Подобное «определение» есть способ ухода от выполнения возложенной на законодателя миссии. Попытаемся по ходу комментирования максимально, насколько это вообще возможно, нивелировать это упущение.

Итак, применительно к комментируемому Закону понятие третейский суд имеет два ключевых значения.

 I. Третейский суд есть частный суд, разрешающий гражданско-правовые и смежные с ними споры.

 Для передачи спора в третейский суд необходимо заключить об этом письменное соглашение (более подробно о третейском (арбитражном) соглашении см. выше).

Данное определение отражает основные характеристики третейского суда.

а) Третейский суд есть орган, осуществляющий правосудие путем разрешения спора и вынесения решения о праве.

Третейский суд, согласно пункту 1 статьи 9 ГК РК, защищает гражданские права и уже в силу этого является институтом частного права.

Решение третейского суда носит для сторон обязательный характер и подлежит безусловному исполнению. Если решение третейского суда в установленный срок не исполнено добровольно, то оно подлежит принудительному исполнению (см. статьи 33, 45, 46 Закона).

В отличие от адвокатских бюро, юридических фирм, нотариальных контор и других организаций, третейские суды не оказывают юридических услуг, а их деятельность нельзя рассматривать в качестве коммерческой или предпринимательской. Это важно для целей налогообложения, а также для классификации организаций, основным видом деятельности которых является третейское судопроизводство.

Исходя из смысла термина «третейский», это - суд третьего лица или третьих лиц, то есть посреднический суд, принимающий обязательное для спорящих сторон решение.

Субъекты гражданского оборота, стороны какого-либо правоотношения наделяют третейский суд полномочиями разрешать их спор путем заключения письменного соглашения о передаче спора в конкретный постоянно действующий третейский суд – институциональный арбитраж либо формируют арбитраж ad hoc;

б) третейский суд есть частный суд, не входящий в государственную судебную систему и организационно с ней не связанный, с упрощенной формой судопроизводства, действующий на основе собственного регламента, положения или правил, определенных спорящими сторонами;

в) третейский суд разрешает гражданские и иные споры, носящие частноправовой характер[7].

 

II. Третейский суд – это состав суда, коллегия третейских судей (арбитров), избранных или назначенных для разрешения конкретного спора.

Как и во всем мире, в Республике Казахстан могут создаваться третейские суды двух видов: постоянно действующие и для разрешения конкретного спора – арбитраж ad hoc.

3. Третейское разбирательство – согласно Закону это «процесс рассмотрения спора в третейском суде и принятия решения третейским судом».

В международной практике началом третейского разбирательства, как правило, является момент обращения стороны с соответствующей просьбой или предъявление иска. Возможные исключения из этого негласного правила должны быть предусмотрены законодательством, регламентом постоянно действующего третейского суда либо соглашением сторон.

Казахстанский законодатель установил, что «третейский суд, приняв исковое заявление, выносит определение о возбуждении третейского разбирательства» (пункт 1 статьи 23 Закона). Завершается третейское разбирательство также достаточно традиционно - путем вынесения третейским судом решения по существу либо путем вынесения определения о прекращении третейского разбирательства в случаях, предусмотренных статьей 42 Закона. Таким образом, формализованы как момент начала, так и момент окончания третейского разбирательства.

Третейское разбирательство – это, прежде всего процесс, основная цель которого - по существу разрешить частноправовой спор, а также нормы процедуры или процесса.

4. Регламент третейского суда – это свод правил третейского разбирательства споров в постоянно действующем третейском суде, своего рода процессуальный кодекс. Регламент включает в себя общие положения об организации и деятельности самого третейского суда.

Если организация, порядок деятельности, а также ход третейского разбирательства в постоянно действующем третейском суде определяются регламентом этого суда, то организация и порядок деятельности третейского суда, создаваемого для разрешения конкретного спора, определяются соглашением сторон (часть 2 пункта 3 статьи 5 Закона).

5. Третейский судья (арбитр) – это физическое лицо, избранное или назначенное для разрешения спора в третейском суде. Под физическими лицами понимаются граждане Республики Казахстан, иностранные граждане, лица без гражданства (апатриды). Таким образом, Закон не вводит каких-либо ограничений относительно гражданства или подданства третейского судьи, им может быть любое физическое лицо. При этом необходимо иметь в виду, что казахстанский закон допускает назначение иностранца или апатрида третейским судьей во внутригосударственных спорах, то есть в спорах, где истцами и ответчиками выступают юридические и физические лица, являющиеся резидентами Республики Казахстан.

Выбор третейского судьи осуществляют стороны.

Третейский судья может быть также назначен. Случаи и процедура назначения третейского судьи в постоянно действующих третейских судах определяются их регламентами. Если спор рассматривает третейский суд для разрешения конкретного спора (арбитраж ad hoc), то случаи и процедуру назначения третейского судьи своим соглашением устанавливают стороны. При этом, очевидно, что нормы регламентов и положения соглашений сторон относительно назначения третейских судей должны соответствовать императивным нормам Закона. Так, в частности, Закон (пункт 1 статьи 11) вводит образовательный и возрастной цензы – третейским судьей может быть избрано (назначено) физическое лицо, имеющее высшее образование и достигшее возраста двадцати пяти лет[8].

6. Компетентный судэто суд системы государственных судов Республики Казахстан, в компетенцию которого входят функции содействия[9] и контроля[10] в отношении третейского разбирательства.

В соответствии с правилами о подсудности, установленными статьями 27, 30 ГПК РК:

- если спор возник между гражданами, таковым будет районный суд по месту нахождения постоянно действующего третейского суда, рассматривающего спор, или районный суд по месту проведения третейского разбирательства по конкретному спору (арбитража ad hoc);

- если спор возник между юридическими лицами либо гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, то компетентный суд - это специализированный межрайонный экономический суд, расположенный по месту нахождения постоянно действующего третейского суда, рассматривающего спор, или находящийся по месту проведения третейского суда, разрешающего конкретный спор (арбитраж ad hoc).

Буквально компетентный суд - это «государственный суд, уполномоченный рассматривать дело о споре между сторонами соответствующего договора по первой инстанции» (пункты 6 статьи 2 Закона).

Однако сам термин «компетентный суд» несет порой двусмысленное содержание.

Во-первых, если спор между сторонами рассматривается не государственным, а третейским судом, то последний принимает решение по существу и не имеет ни первой, ни апелляционной инстанций.

Во-вторых, словосочетание «суд, уполномоченный рассматривать дело о споре между сторонами…» никак не поясняется: приходится только предполагать, что имел в виду законодатель.

 В подпункте 6 статьи 2 Закона речь идет о государственном суде, в компетенции которого рассматривать:

- заявления сторон третейского разбирательства по обеспечению иска, поданного в третейский суд (статьи 158, 160 ГПК РК; статья 32 Закона);

- заявления о принудительном исполнении решения третейского суда (статьи 241-1, 241-2, 241-3 ГПК РК; статьи 46-48 Закона);

- заявления об обжаловании решения третейского суда (статьи 331-1, 331-2 ГПК РК; статья 44 Закона) и т.д.

Следовательно, термин «компетентный суд», содержащийся в Законе, не отличается точностью, необходимой в данном случае. Само словосочетание «компетентный суд» вносит некоторую неопределенность. Так, если есть «компетентный» суд, то, следовательно, допускается возможность существования суда «некомпетентного».

Когда мы говорим о суде и не уточняем о каком именно, то прежде всего имеем в виду суд государственный, компетенция которого закреплена законодательством. Поэтому термин «суд», по нашему мнению, не нуждается в дополнительных уточняющих прилагательных. Но если законодатель все же решил уточнить смысл термина, то необходимо и достаточно, указать на принадлежность суда к официальной судебной системе, действующей в стране, и определить его как «государственный суд».

7. Обычай делового оборота это сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано оно в каком-либо документе или нет (статья 5 ГК стран СНГ (модель), статья 5 ГК РФ). Содержащееся в подпункте 7 статьи 2 комментируемого Закона определение обычая делового оборота является усеченным вариантом приведенного определения. Из «казахстанского» определения выпало два существенных признака обычая делового оборота:

- во-первых, обычай это правило, не предусмотренное законодательством;

- во-вторых, обычаи делового оборота применяются не только при разрешении третейскими судами споров, вытекающих из гражданско-правовых договоров, но и при разрешении внедоговорных споров, например при разрешении споров из причинения вреда или трудовых споров.

Следовательно, понятие обычая делового оборота, в Законе «О третейских судах» дано в несколько «сокращенном» варианте. Отметим, что гражданский кодекс Республики Казахстан также не дает понятию «обычая делового оборота» общего легального определения, хотя отсылки к обычаям делового оборота в кодексе есть, например в пункте 2 статьи 392 «Толкование договора».

Сбором, систематизацией и публикацией обычаев делового оборота традиционно занимаются торгово-промышленные палаты. Как правило, под их эгидой выходят сборники обычаев морских портов, обычаев международной торговли и т.п. Известны случаи издания сборников обычаев отдельными хозяйствующими субъектами. Существуют обычаи Актауского, Атырауского морских портов.

Международная торговая палата, расположенная в Париже, публикует Международные правила толкования торговых терминов («Инкотермс», 1990; «Инкотермс», 2000), по существу это - свод торговых обычаев, существенные, базисные условия договора купли-продажи товаров (в Казахстане, России, некоторых других странах СНГ – условия договора поставки). «Инкотермс» применяют как в международной, так и во внутренней торговле.

При принятии решения третейские суды могут руководствоваться «Инкотермс» в случае, если стороны включили базисные условия поставки - торговые термины в свой договор либо сделали соответствующие отсылки.

Обычаи делового оборота - это один из источников гражданского права. Третейский суд при вынесении решения основывается не только на законодательстве и положениях договора, но и учитывает обычаи делового оборота.

 

Статья 3. Законодательство Республики Казахстан о третейских судах

1. Законодательство Республики Казахстан о третейских судах основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

1. Законодательство Республики Казахстан о третейских (арбитражных) судах состоит из соответствующих норм ГПК РК, ГК РК, Закона Республики Казахстан от 28 декабря 2004 года №22-III ЗРК «О третейских судах», из ратифицированных Казахстаном межгосударственных соглашений и конвенций, нормативных постановлений Верховного суда РК, а также из норм других нормативных правовых актов Республики Казахстан.

 Закон Республики Казахстан от 28 декабря 2004 года №22-III ЗРК «О третейских судах» является специальным законодательным актом, регулирующим порядок образования и деятельности третейских судов, а также процедуру третейского судопроизводства.

 Законом «О третейских судах», наряду с Законом Республики Казахстан от 30 июня 1998 года «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» и нормативным постановлением №10 Верховного суда Республики Казахстан от 23 декабря 2005 года «О применении судами некоторых норм законодательства о принудительном исполнении решений третейских судов» определен порядок исполнения решений казахстанских третейских судов.


вверх   |   документ постранично