Аспекты применения квалификационных требований при проведении государственных закупок (Б.К.Нурланов, Судья СМЭС города Астаны)
Аспекты применения квалификационных требований при проведении государственных закупок
Нурланов Б.К.
Судья СМЭС города Астаны
Как известно,
При осуществлении указанной деятельности по проведению государственных закупок, заказчиками при подготовке проектов договоров о государственных закупках, в его приложениях (технической спецификации), устанавливаются определенные квалификационные требования к потенциальным поставщикам, таким например как доступ к государственным секретам, доступ к работе с определенными информационно-техническими системами и т.д.
В соответствие с положениями
1) обладать правоспособностью (для юридических лиц), гражданской дееспособностью (для физических лиц);
2) являться платежеспособным, не иметь налоговой задолженности;
3) не подлежать процедуре банкротства либо ликвидации;
4) обладать соответствующими материальными и трудовыми ресурсами, достаточными для исполнения обязательств по договору о государственных закупках товаров, работ, услуг;
5) наличие опыта работы.
При этом требование подпункта 5) настоящего пункта о наличии опыта работы, устанавливается в соответствии с критериями, определяемыми правилами осуществления государственных закупок.
Одновременно с изложенным, законодатель определяет, что не допускается установление квалификационных требований, указанных в подпункте 4) пункта 1 настоящей статьи, которые: 1) ограничивают и необоснованно усложняют участие потенциальных поставщиков в государственных закупках; 2) непосредственно не вытекают из необходимости выполнения обязательств по договору о государственных закупках товаров, работ, услуг. (
Квалификационные требования, установленные пунктом 1 настоящей статьи, распространяются также на физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, и юридических лиц, которых потенциальный поставщик предусматривает привлечь в качестве субподрядчиков по выполнению работ либо соисполнителей по оказанию услуг, являющихся предметом проводимых государственных закупок.
Потенциальный поставщик, который предусматривает привлечение субподрядчиков (соисполнителей) работ либо услуг, должен представить организатору государственных закупок документы, подтверждающие соответствие привлекаемых субподрядчиков (соисполнителей) работ либо услуг квалификационным требованиям, установленным пунктом 1 настоящей статьи.
Наряду с указанными положениями, по предъявлению квалификационных требований имеются подлежащие учету изъятия, а именно, квалификационные требования не распространяются на случаи осуществления государственных закупок, предусмотренные
Обращая внимание на нормы
Аналогичные нормы отражены и в НП ВС РК по указанным вопросам.
Помимо прочего, подлежат учету и изъятия в части недопустимости предъявления квалификационных требований по государственным закупкам способом запроса ценовых предложений признанных несостоявшимися, государственным закупкам товаров через товарные биржи, а также по исчерпывающему перечню, указанному в
В судебной практике встречаются иски о признании поставщиков недобросовестными участниками государственных закупок, с которыми заключены договора о государственных закупках способом запроса ценовых предложений.
При этом, предметом договора является обслуживание и эксплуатация электронной пропускной системы в государственном органе «Услуги по сопровождению электронных карточек».
В технической спецификации указаны квалификационные требования, в том числе, доступ к государственным секретам, необходимое оборудование и материалы для исполнения обязательств по договору; доступ к системе контроля и управления доступом в здание (государственного учреждения) (СКУД), разработчиком и прежним эксплуатантом которого является третье лицо, не предоставившее такой доступ потенциальному поставщику.
При этом как усматривается, заказчиком не были приняты во внимание требования нормы
Таким образом видно, изначально закупки были проведены с нарушением указанных положений способом запроса ценовых предложений, тогда как подлежали проведению способом из одного источника путем прямого заключения договора.
Действительно, согласно
Вместе с тем, учитывая, что конкурс был объявлен и проведен с нарушениями закона, поставщик изначально был лишен реальной возможности его исполнения, поскольку соответствующего доступа в программному продукту у него не было, соответственно законных оснований для признания такого поставщика недобросовестным участником государственных закупок не имеется.