Регулирование антимонопольной деятельности (Кусаинов А. А., руководитель казахстанской практики в области антимонопольного права международной юридической фирмы «Dentons», член Управляющего Совета КазБар)

                                                                                                                        Развитие конкуренции

 

Интервью с руководителем казахстанской

практики в области антимонопольного права

международной юридической фирмы «Dentons», членом Управляющего Совета КазБар

Кусаиновым Акылбеком Аскарбековичем

 

1. Как мы знаем, в Плане нации - 100 конкретных шагов, которые объясняют, что необходимо сделать для реализации пяти институциональных реформ, а также в последнем послании Президента Н.А Назарбаева отдельное внимание уделяется вопросам конкуренции и, в частности, работе антимонопольной службы. Как Вы думаете, с чем это связано, и почему необходимо изменить концепцию работы антимонопольной службы и привести ее в соответствие со стандартами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), как это предусмотрено в 53 шаге?

Не секрет, что время мировых перемен ставит каждое государство перед выбором - или реформы, или деградация и отставание. Наша страна выбрала первый путь - путь реформ, и ставит перед собой амбициозные задачи войти в 30-ку развитых стран. Для этого, среди прочего, очень важно создать условия для свободной и здоровой конкуренции, условия для эффективного функционирования товарных рынков, свободного перемещения товаров и свободы предпринимательства. Эффективный рынок со здоровой конкуренцией, предполагает развитие и защиту конкуренции, переход на рыночные условия (включая рыночное ценообразование), конкуренцию сильных, а также поддержку эффективных компаний, которые смогут конкурировать как в рамках ЕАЭС, так и в рамках ВТО.

В свою очередь в реализации вышеуказанных целей главную роль играет Комитет по регулированию естественных монополий и защите конкуренции. Развитие и защита здоровой конкуренции и есть основная цель антимонопольного органа. Поэтому ставить перед ним цели по защите законных прав и интересов потребителей, как это было прежде, было не совсем правильным.

Вместе с тем, как было отмечено Главой государства, в качестве базовых ориентиров нашего пути в число 30-ти развитых стран мира, необходимо использовать индикаторы стран ОЭСР. Поэтому, стремление нашей страны приблизиться к стандартам стран ОЭСР вполне объяснимо, ведь это стандарты той самой «тридцатки» развитых стран, на которые приходится около 60 процентов мирового ВВП. Однако для полного соответствия нашей страны стандартам ОЭСР, необходимо также изменить концепцию работы антимонопольного органа и привести ее к стандартам ОЭСР. Если антимонопольный орган: 1) будет освобожден от несвойственных ему функции (т.е. защита прав и интересов потребителей); 2) будет иметь основной целью защиту и развитие конкуренции; 3) будет независимым от других государственных органов, тогда повыситься его эффективность и соответствующие стандарты ОЭСР будут соблюдены.

Иными словами, если предложенный Главой государства 53 шаг будет реализован, то у нас будет независимый орган, который будет сосредоточен исключительно на защите и развитии конкуренции. Это в свою очередь позволит повысить эффективность рынка. Наверное, в этой связи Глава государства в своем последнем послании и поручил Правительству выработать конкретные предложения по усилению антимонопольной деятельности, развитию здоровой конкуренции и своевременно подчеркнул необходимость принятия отдельного закона об антимонопольном органе, с четкой регламентацией его статуса и порядка работы.

В этой связи хотелось бы отметить, что регулирование антимонопольной деятельности является достаточно сложным процессом, требующим глубоких знаний в этой области и соответствующего опыта. Необходимо активизировать работу по подготовке и повышению квалификации кадров в этой области. Коллегией коммерческих юристов КазБар с нашим участием уже начата работа по чтению лекций и проведению спецкурсов в некоторых юридических вузах. Необходимо также дать возможность руководителям данного ведомства и его специалистам наработать опыт, и в этой связи частые смены руководства, ротация кадров являются контрпродуктивными.

 

2. Скажите, пожалуйста, что делается и планируется для реализации плана Нации и послания Президента в рамках развития конкуренции и в целом в области антимонопольного права? Какие конкретные шаги были предприняты за последнее время?

Хотелось бы обратить Ваше внимание на то, что 22 сентября 2015 года в Москве в рамках международной «Недели конкуренции в России» состоялось 43-е заседание Межгосударственного совета по антимонопольной политике (МСАП). В работе МСАП приняли участие представители конкурентных ведомств Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Таджикистана, а также Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) и Некоммерческого партнерства «Содействие развитию конкуренции в странах СНГ. Являясь членом НП «Содействие развитию конкуренции в странах СНГ, я также принял участие в этом заседании.

В ходе МСАП Председатель КРЕМ и ЗК РК рассказал о направлениях развития конкурентной политики в Казахстане. Как мы понимаем, реализация соответствующего пункта Плана нации предусматривается в два этапа. На первом этапе предполагалось разработать предложения по внесению изменений и дополнений в нормы конкурентного законодательства и принять Предпринимательский кодекс. Отрадно отметить, что некоторые предложенные нами в рамках рабочей группы изменения и дополнения, нашли понимание и внесены в Предпринимательский кодекс. Тем не менее, многие предложения, в силу очень сжатых сроков предоставленных для принятия Предпринимательского кодекса, так и остались на стадии обсуждения и, соответственно, все еще вызывают вопросы у субъектов рынка. Мы надеемся, что предложения субъектов рынка и экспертов будут обсуждены и приняты в рамках работы новой рабочей группы, в которой мы по приглашению КРЕМ и ЗК РК продолжим нашу начатую работу.

На втором этапе предполагается дополнительное внесение изменений и дополнений в антимонопольное законодательство. Такие изменения будут подготовлены на основании обзора законодательства в области конкурентного права и политики Казахстана, результаты которого были презентованы в конце октября в Париже, где прошло заседание Глобального форума по конкуренции ОЭСР. Предполагается, что рекомендации, которые будут подготовлены по итогам экспертного обзора, лягут в основу процесса реформирования антимонопольной службы и ее приведения в соответствие со стандартами ОЭСР.

На основании изложенного, можно сделать вывод, что реализация послания Президента, будет осуществляться путем повышения эффективности рынка и создания условии для свободной и здоровой конкуренции, переходом на рыночное ценообразование, выработки конкретных предложений по усилению роли антимонопольного органа, с четкой регламентацией его статуса и порядка работы.

 

3. Какие нововведения ожидают предпринимателей после вступления с силу нового Предпринимательского кодекса? В каких условиях субъектам рынка предстоит осуществлять деятельность в 2016 году?

Как Вы правильно отметили, с 2016 года деятельность антимонопольного органа и субъектов рынка будет регламентировать новый Предпринимательский кодекс. Пользуясь, случаем, хотелось бы обратить Ваше внимание на основные изменения:

·          С 1 января 2016 года Реестр доминантов будет вестись только в отношении субъектов регулируемого рынка. Субъекты малого бизнеса, скорее всего, будут исключены из данного Реестра. Вместе с тем ожидается полная отмена Реестра с 1 января 2017 года;

·          Распространение запретов в отношении антиконкурентных соглашений на соглашения, которые заключаются в устной форме. Предыдущая редакция Закона «О Конкуренции» допускала двоякое толкование;

·          Доминирующее положение субъекта рынка теперь будет устанавливаться только при превышении установленных пороговых значений одновременно с учетом наличия обстоятельств, подтверждающих решающее влияние на рынок;

·          Вводится институт согласительной комиссии при антимонопольном органе по рассмотрению материалов дел о нарушениях в сфере конкуренции (т.е. до принятия антимонопольным органом окончательного решения);

·          С 1 января 2017 года ожидается полная отмена ценового регулирования с заменой на инструменты антимонопольного регулирования;

·          Как мы видим, положение о защите прав потребителей исключено из состава квалифицирующих признаков нарушений антимонопольного законодательства. На практике очень долго обсуждался вопрос о том, что ущемление индивидуальных интересов физических лиц, которые не связаны с ограничением конкуренции и предпринимательской деятельностью, не должны относиться к квалифицирующим признакам нарушений антимонопольного законодательства.

Также ожидаются поправки направленные на защиту правил конкуренции, ужесточение ответственности за картельные сговоры, декриминализацию некоторых нарушений антимонопольного законодательства. В дополнение, скорее всего, будут изменены подходы к экономической концентрации.

 

4. Вопросы развития конкуренции это: развитие предпринимательства в Казахстане, улучшение бизнес климата, создание лучших условий для развития предпринимательства, отмена или смягчение административных барьеров. В этой связи, для принятия эффективных норм, несомненно, нужен диалог между государством, уполномоченными органами и бизнес сообществом. Скажите, пожалуйста, есть ли сегодня этот диалог? Приглашаются ли субъекты рынка и эксперты для обсуждения вопросов и законов, которые напрямую затрагивают субъектов рынка?

Как мы не раз уже говорили, в русле общего стремления Правительства Казахстана развивать диалог с участниками рынка, предпринимателями, общественностью с целью оптимизации законодательства во всех сферах экономики, большая работа проводится и антимонопольным органом. В частности, субъекты рынка и профессиональные консультанты сегодня имеют возможность непосредственно влиять на принимаемые нормативно-паровые акты путем публичного обсуждения проектов законов и предоставления замечаний и предложений. Благодаря тому, что новое руководство антимонопольного органа в лице председателя антимонопольного органа г-на С.М. Жумангарина стремится установить диалог с субъектами рынка, и заинтересовано в улучшении законодательства, наши предложения детально обсуждаются в рамках рабочих групп, а также на различных антимонопольных форумах, семинарах и конференциях.

Например, в настоящий момент я являюсь членом рабочей группы по разработке проекта Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам конкуренции» в рамках реализации 53 шага Плана нации по реализации пяти институциональных реформ «Сто конкретных шагов» Главы государства». Мы также, вместе с некоторыми консультантами в сфере антимонопольного регулирования, представителями ассоциации, государственных органов, антимонопольного органа, НПП и общественными деятелями (всего 17 человек), вошли в состав недавно созданного Совета по вопросам защиты конкуренции Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен».

Вышеизложенное свидетельствует о том, что диалог между антимонопольным органом и бизнесом есть. Пусть даже не все наши предложения сразу находят понимание и принимаются, сегодня мы все-таки имеем возможность обсуждать их с антимонопольным органом и тем самым влиять на принимаемые нормативно-паровые акты.