О состоянии законности в сфере недропользования (Сагатов А.А., Начальник отдела по надзору за законностью применения природоохранного законодательства Департамента по надзору за законностью в социально-экономической сфере ГП РК)
О состоянии законности в сфере недропользования
Сагатов
Аманкалий Аманжанович
Начальник отдела по надзору за законностью применения
природоохранного законодательства Департамента по надзору за
законностью в социально-экономической сфере
Генеральной Прокуратуры Республики Казахстан
XII международная Атырауская правовая конференция «Актуальные вопросы и анализ практики применения законодательства в нефтегазовой отрасли Республики Казахстан» (г. Атырау, 25 апреля 2014 г.)
Имеющиеся запасы полезных ископаемых относят нашу республику к разряду крупнейших добывающих государств мира.
Огромные природные богатства Казахстана в настоящее время активно конвертируются в экономические блага.
К сожалению, далеко не всегда при этом интересы государства стоят на первом месте.
Это придает стратегическое значение вопросу обеспечения законности в сфере недропользования.
Генеральный Прокурор Республики Казахстан своим приказом № 60 от 01.10.2010 года приоритетным направлением для прокуроров по надзору за законностью социально-экономической сфере определил выявление и пресечение фактов незаконного предоставления права пользования природными ресурсами, а также адекватное возмещение ущерба, причиненного окружающей среде в результате противоправных действий.
Таким образом, в сфере недропользования актуальными для прокуроров являются вопросы как эффективного государственного управления ресурсами полезных ископаемых, так и его рационального использования физическими и юридическими лицами.
Выявленные факты позволяют говорить о наличии в нашем государстве теневого рынка практически по всем видам полезных ископаемых, начиная от нефти и заканчивая широко распространенным песком и глиноземом.
Наряду с этим, деятельность уполномоченных органов, на которых возложено управление этой сферой, не в полной мере обеспечивает соблюдение интересов государства.
Приведу статистику проведенной работы прокуроров в сфере недропользования.
За период 2012-2013 годы прокурорами по Республике проведено 243 проверки, по результатам которых выявлено 1 734 нарушений законности, устранено – 1 335.
Для устранения нарушений законности прокуроры внесли 239 представлений об устранении нарушений законности, 6 протестов, по которым отменены и изменены 25 незаконных актов, к различным видам ответственности привлечено 534 лица (к дисциплинарной – 70, административной – 462, материальной – 2), возбуждено 9 уголовных дел.
Также в анализируемом периоде судами удовлетворены 16 исков органов прокуратуры на сумму свыше 2,52 млрд. тенге. По мерам прокурорского надзора взыскано в доход государства свыше 6,7 млрд. тенге.
О состоянии законности в сфере государственного управления в сфере недропользования.
Как показала анализ, наиболее проблемным государственным органом в сфере недропользования с точки зрения соблюдения законности в 2012-2013 годы являлся Комитет геологии и недропользования Министерства индустрии и новых технологий.
В ходе проверок в Комитете геологии и недропользовании выявлено множество нарушений законности при проведении государственных закупок работ по изучению недр. Только в производство Генеральной прокуратуры поступило 9 обращений по указанному вопросу. Большая часть из них оказалась обоснованной.
Комитетом финансового контроля в 2012 году выявлен избирательный подход конкурсной комиссии Комитета геологии и недропользования к потенциальным поставщикам по 42 лотам на общую сумму 5,082 млрд. тенге.
Аналогичные нарушения органами прокуратуры и финансового контроля выявлялись и в 2011 году.
По представлению Генеральной прокуратурой заместитель председателя Комитета геологии и недропользования был уволен из государственной службы по отрицательным мотивам и с применением норм Закона Республики Казахстан «О борьбе с коррупцией».
В Министерстве индустрии и новых технологий установлены нарушения, связанные с освобождением одного из подрядчиков от возмещения исторических затрат на сумму 1,8 млн. долларов США в результате изменения контрактных условий.
Следует отметить, что изменения подписаны, несмотря на явное нарушение экономических интересов Республики Казахстан, а также на ранее принятые подрядчиком обязательства.
В связи с приведением контрактных условий в первоначальное положение, а также возмещению государству сумм исторических затрат в полном объеме в возбуждении уголовного дела было отказано.
Очевидно, что правонарушениям, способствуют нормы, позволяющие осуществлять различное толкование, правоприменение.
Как показал проведенный анализ, таких норм в сфере пользования недрами предостаточно.
Так, Министерством индустрии и новых технологий при заключении в 2012 году 4 контрактов не учитывались положения модельных контрактов, предусматривающие обязанность недропользователей по производству отчислений на социально-экономическое развитие региона в региональные бюджеты.
Как показала проверка, в контрактах, содержатся обязательства недропользователей по перечислению анализируемых денежных средств в пользу государственных предприятий, общественных фондов и различных социальных проектов.
Как следствие, создаются условия для различного рода злоупотреблений при распределении указанных средств со стороны должностных лиц местных исполнительных органов и недропользователей.
По данному вопросу Правительством принято решение о введении практики по перечислению средств указанной категории строго в бюджеты регионов.
Одним из инструментов эффективного управления недропользованием должны были стать социально – предпринимательские корпорации.
Согласно меморандуму об основных принципах деятельности, целями создания СПК являлось оказание содействия экономическому развитию областей посредством реализации собственных и совместных проектов по разведке, добыче и переработке полезных ископаемых.
Установлено, что поставленные перед СПК цели не достигаются. Напротив, в отдельных случаях их деятельность противоречит интересам государства и влечет причинение миллиардного ущерба.
Выявлены случаи занижения стоимости права недропользования и долей СПК в совместно создаваемых с инвесторами проектах либо выхода СПК из проектов путем продажи своих долей по неадекватно низким ценам без должного обоснования и анализа.
Генеральной прокуратурой перед Правительством обозначались проблемы, связанные с отсутствием правовой регламентации вопросов участия СПК в совместно создаваемых предприятиях.
Правительством Республики Казахстан принята Концепция развития СПК (далее – Концепция), которой на 1-м этапе (в 2013 – 2014 годы)
Концепцией определены несколько важных аспектов, а именно: в сфере недропользования СПК участвуют в проектах только правом недропользования; доля СПК должна определяться после проведения независимой рыночной оценки и др.
Таким образом, предложения Генеральной прокуратуры нашли свою реализацию.
В прошлом году Генеральной прокуратурой проводилась проверка соблюдения законности при ликвидации и консервации газовых и самоизливающихся нефтяных скважин в зоне затопления Каспийским морем и на суше.
Данная проверка были инициирована в связи с ухудшением состояния Каспийского моря.
ТОО «Казэкопроект» отмечает рост минимального содержания нефтепродуктов в пробах воды Каспийского моря (с 0,01мг/дм3 в 2010-2011 годах до 0,03мг/дм3 в 2012 году).
Проверка показала, что данному обстоятельству способствуют нагонно - сгонные явления с разливами морской воды на десятки километров в глубь суши, а в отдельных случаях до 50 км.
При этом при отступлении (сгоне) воды происходит загрязнение Каспия нефтепродуктами из прибрежных месторождений, в том числе из самоизливающихся нефтяных скважин.
Установлено, что работы по обследованию состояния нефтяных скважин, в том числе и в зоне затопления морем проводились Комитетом геологии и недропользования только в 2003, 2004, 2010 годах, а с 2011 года данная работа вообще не проводится.
Вместе с тем, необходимость проведения обследования и ликвидации аварийных скважин подтверждается выявленными прокурорами разливами нефти площадью свыше 3, 5 тыс. кв.м. на 38 нефтяных скважинах из 262 обследованных по Республике.
При этом на 24 скважинах обнаружено самоизливание нефти, которое имело место в 2010 году, и продолжалось до 2013 года.
Лишь только после прокурорского вмешательства самоизливание нефти и газа из скважин уполномоченными органами и организациями устранено.
Как показала проверка, исчислить нанесенный водной среде Каспийского моря ущерб не представляется возможным по причине отсутствия сведений об объемах углеводородов попавших в море.
Таким образом, не исключается, что ущерб от данного типа загрязнений может исчисляться в сотнях миллионов тенге.
По инициативе Генеральной прокуратуры в настоящее время Правительством прорабатываются вопросы полномасштабного полевого обследования состояния нефтяных скважин в нефтепромысловых районах.
Состояние законности в деятельности недропользователей.
Наиболее проблемным в сфере недропользования является широкое распространение корпоративной коррупции непосредственно у недропользователей и их подрядных организаций.
Одним из признаков ее распространения является неправомерное осуществление закупок у аффилиированных подрядных организаций.
Как правило, недропользователи с иностранным участием стараются осуществлять закупки у нерезидентов из того же государства.
Генеральной прокуратурой в данном направлении в настоящее время проводятся проверки с целью обеспечения законности в сфере закупок товаров, работ и услуг у недропользователей.
При этом мы полагаем, что в данной сфере необходимо создать эффективную контролирующую службу и ввести действенные санкции, поскольку объемы закупок для проведения операций по недропользованию в отдельных случаях превышают объемы закупок государственного бюджета.
Изложенные меры позволят исключить незаконный отток капитала и защитить интересы казахстанского товаропроизводителя.
Не смотря на высокий размер штрафов за незаконное сжигание газа, данные нарушения продолжают иметь место.
В 4-м квартале 2012 года нами выявлен факт незаконного сжигания 13,6 млн. м3 газа без экологического разрешения в ТОО «Казахойл Актобе».
Данное нарушение стало возможным ввиду длительной нереализации Программы по утилизации газа.
Отмечаем, что данный факт был выявлен прокурорами при внезапной проверке месторождения.
Судебные решения состоялись в пользу органов прокуратуры.
В настоящее время взыскивается свыше 9 млрд. тенге в доход государства.
Также в 2013 году прокурорами выявлены факты сжигания 15 млн. куб. метров попутного газа АО «СНПС Актобемунайгаз» без разрешения.
По расчетам специалистов размер взысканий, подлежащих уплате СНПС по указанному факту в доход государства, составил свыше 10,3 млрд. тенге (сумма ущерба - 5,3 млрд. тенге, административного штрафа - 2,5 млрд. тенге, сверхнормативной налоговой платы - 2,5 млрд. тенге).
Претензии прокуроров о возмещении указанных сумм признаны обоснованными состоявшимися судебными актами.
В настоящее время в доход государства с СНПС взыскано 812 млн. тенге, оставшаяся сумма на стадии взыскания.
В АО «Эмбамунайгаз» при проверке соблюдения законности при ликвидации и консервации газовых и самоизливающихся нефтяных скважин выявлено 33 факта разлива нефти на месторождениях недропользователя с причинением ущерба государству, исчисленного косвенным методом на сумму свыше 470 млн. тенге.
Кроме того, имеются факты не исполнения контрактных обязательств по обеспечению надлежащего технического состояния всех расположенных на контрактной территории скважин, в том числе и ранее законсервированных.
Надзор органов прокуратуры направлен не только на проведение проверок и привлечение виновных лиц к ответственности, но и на приведение законодательства в соответствие с условиями направленными на поддержку работы недропользователей.
Нами проанализирована ситуация, связанная с использованием Экибастузского угля в рамках Таможенного союза.
Установлено, что Экибастузское месторождение каменного угля с запасами в 3 млрд. тонн разрабатывается компанией ТОО «Богатырь Комир».
На угле ТОО «Богатырь Комир» работают 12 электростанций Казахстана, и 6 электростанций Российской Федерации.
Уголь Экибастузского региона составляет 26 % от всего объема железнодорожных перевозок АО «НК «ҚТЖ».
Как показал анализ, уголь Экибастузского бассейна относится к низкокалорийным энергетическим углям с высоким процентным содержанием зольности.
Несмотря на это, Правительством Республики Казахстан в 2010 году был утвержден технологический регламент, которым с 2016 года установлено требование о необходимости соответствия угля 38 % зольности, а с 2020 года - 29,5%.
Практически реализовать указанные требования к Экибастузскому углю не представится возможным, поскольку среднее значение по зольности Экибастузского угля составляет 43% при отсутствии в отрасли возможностей для его обогащения, работа 12 электростанций Республики, а также иных потребителей рассчитана на существующие характеристики Экибастузского угля, а их модернизация требует значительных капиталовложений.
Российская сторона в лице Министерства энергетики Российской Федерации считает нецелесообразным включение в проект Единого регламента требований по ограничению зольности углей.
Таким образом, действия Министерства индустрии и новых технологий Республики Казахстан поставят под угрозу закрытия крупнейшее месторождение угля с подтвержденными запасами в 3 млрд. тонн и могут повлечь неполучение Казахстаном ежегодных налоговых отчислений на 11 млрд. тенге.
По письму Генеральной прокуратуры Правительством были внесены изменения в Технический регламент, которыми данные требования были исключены.