Эффективные средства (Г. Джанбекова, помощник прокурора г. Алматы по надзору за применением законодательства о несовершеннолетних)

Эффективные средства

 

Г. Джанбекова,

помощник прокурора г. Алматы

по надзору за применением

законодательства

о несовершеннолетних

 

По данным международных организаций в мире насчитывается порядка 260 млн. трудящихся детей. Трудные жизненные ситуации, выход из которых не представляется большинству граждан возможным (потеря работы, жилья, бедность, алкоголизм и т.д.), вынуждают их детей самостоятельно зарабатывать на жизнь.

На сегодня в Казахстане создана достаточная правовая база для борьбы с незаконной эксплуатацией детского труда. Ст. 24 Конституции определяет право на свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессий. Трудовой кодекс регулирует трудовые отношения, непосредственно определяет законодательную основу для защиты прав и интересов детей как сторон трудовых отношений, устанавливает гарантии прав и свобод в сфере труда, а также запреты и ограничения в отношении детского труда.

В первую очередь необходимо отметить, что кодексом определен в качестве одного из принципов трудового законодательства принцип запрещения дискриминации, принудительного труда и наихудших форм детского труда.

С другой стороны, ст. 25 Трудового кодекса запрещает нарушение принципов равенства при заключении трудового договора, в том числе по критерию несовершеннолетия. Минимальный возраст для приема на работу в общем случае определен в Трудовом кодексе - 16 лет. Однако с письменного согласия одного из родителей или законного представителя трудовой договор может быть заключен с гражданами, достигшими 15 лет, в случаях получения ими среднего образования в общеобразовательном учебном заведении. При этом установлены исключения для учащихся, достигших 14-летнего возраста, для выполнения работы в свободное от учебы время и лиц, не достигших 14-летнего возраста, занятых в творческой сфере без ущерба здоровью и нравственному развитию.

В обоих случаях трудовой договор подписывается одним из родителей или законным представителем, а выполняемая несовершеннолетним работа не должна причинять вреда их здоровью и нарушать процесс их обучения.

Наряду с этим в Трудовой кодекс включен ряд положений, направленных на охрану труда несовершеннолетних. Предусмотрены запреты в отношении привлечения труда лиц моложе 18 лет на следующие виды работ;

- тяжелая работа, работа с вредными (особо вредными) и опасными условиями труда в соответствии с перечнем, утвержденным Министерством труда и социальной защиты населения, в который включены 33 вида производств, 78 видов профессий и работ;

- работа, выполнение которой может причинить вред их здоровью или нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных развлекательных заведениях, производство, перевозка и торговля алкогольной продукцией, табачными изделиями, наркотическими средствами, психотропными веществами и прекурсорами);

- в ночное время (с 22.00 до 06.00);

- сверхурочная работа;

- работа при суммированном учете рабочего времени;

- работа вахтовым методом.

Также установлен запрет на переноску и передвижение работниками моложе 18 лет тяжестей, превышающих установленные предельные нормы.

Трудовое законодательство РК устанавливает обязанность для работодателей заключать трудовые договоры с несовершеннолетними только после обязательного предварительного медицинского осмотра. В отношении лиц в возрасте от 14 до 18 лет принимаются также требования по сокращенному рабочему времени:

- для работников в возрасте от 16 до 18 лет - не более 36 часов в неделю;

- для работников в возрасте от 14 до 16 лет - не более 24 часов в неделю.

Для учащихся организаций образования, совмещающих в течение учебного года учебу с работой, в возрасте от 14 до 16 лет - 2,5 часа в день, в возрасте от 16 до 18 лет - 3,5 часа в день.

В Законе «О правах ребенка в Республике Казахстан» определено понятие экономической эксплуатации ребенка. Оно подразумевает наихудшие формы детского труда, в том числе торговлю несовершеннолетними, вовлечение их в преступную деятельность или в совершение антиобщественных действий, занятие проституцией, производство порнографических снимков или участие несовершеннолетних в зрелищных мероприятиях порнографического характера, а также труд, совершаемый детьми младше установленного минимального возраста для приема на работу.

За вовлечение детей в наихудшие формы детского труда предусмотрены уголовная и административная ответственность. В частности, УК устанавливает ответственность за нарушение работодателем или должностным лицом трудового законодательства в части привлечения несовершеннолетних к работам, на которых запрещается применение труда работников, не достигших 18-летнего возраста (ст. 153).

Наряду с этим за допуск работодателем к работе несовершеннолетнего лица без заключения трудового договора, невыполнение работодателем установленной квоты рабочих мест несовершеннолетних выпускников интернатных организаций; невыполнение родителями или другими законными представителями обязанностей по воспитанию и обучению несовершеннолетних детей установлена административная ответственность.

Работа прокуроров сопровождается проведением праворазъяснительных мероприятий, «круглых столов» и межведомственных совещаний с участием заинтересованных органов.

В 2015 году по вопросам детского труда проведено более 200 праворазъяснительных мероприятий (лекции, совещания, «круглые столы», семинары).

В свою очередь, прокуратурой г. Алматы на постоянной основе проводится работа, направленная на защиту трудовых прав несовершеннолетних, в том числе на недопущение вовлечения в труд, опасный для их жизни и здоровья.

Одним из эффективных средств профилактики незаконного использования детского труда является работа 25 постоянно действующих межведомственных мобильных групп, созданных прокурором г. Алматы с целью оперативной защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Так, мобильной группой по Алатаускому району установлены факты нарушения конституционных прав несовершеннолетних на получение общеобязательного среднего образования, в частности, выявлены не охваченные средним общим образованием в государственных учебных заведениях, которые вовлекались родителями в трудовую деятельность.

Только после вмешательства органов прокуратуры эти дети приняты в учреждения образования, прокуроры подарили детям школьные принадлежности, которые понадобятся им в процессе обучения.

В основном эксплуатация детского труда проявляется в городе в виде вовлечения детей в попрошайничество. Так, за 2015 г. в Центр адаптации несовершеннолетних доставлен 71 несовершеннолетний, занимавшийся попрошайничеством. Из них 27 - жители Алматинской и Южно-Казахстанской областей, 42 ребенка из Узбекистана и двое - граждане Кыргызстана.

За первый квартал 2016 года в ЦАН помещено 33 несовершеннолетних, занимавшихся попрошайничеством. Из них семеро ребят из Алматинской и Южно-Казахстанской областей, 23 - из Узбекистана, трое - граждане Таджикистана.

В летний период 2016 года отдыхом в лагерях планируется охватить 3689 детей из малообеспеченных, многодетных семей, детей-сирот. Пришкольные лагеря будут работать с 1 по 4 классы в 188 школах с охватом 27 134 детей.

Одним из методов предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних является своевременное выявление лиц, подлежащих профилактическому воздействию с дальнейшим проведением индивидуальной работы. Так, на сегодняшний день мобильными группами выявлено 983 неблагополучных семьи, уклоняющихся от воспитания и обучения 1165 детей.

21 апреля т.г. Генеральным прокурором РК и Уполномоченным по правам ребенка заключен меморандум о взаимном сотрудничестве по вопросам защиты прав несовершеннолетних. В рамках меморандума будут консолидированы усилия, направленные на решение злободневных вопросов в сфере защиты прав и интересов детей, выявлению системных проблем и выработке комплексных мер по их решению.

Необходимо подчеркнуть, что защита прав несовершеннолетних является одним из приоритетных направлений деятельности органов прокуроры. Так, в 2015 году в Алматы проведена 61 проверка, выявлено 2839 нарушений законности, по актам прокурорского реагирования защищены права 10 359 детей, к дисциплинарной ответственности привлечено 291 лицо, к административной - 89, к материальной - 29.