Досье на проект Закона Республики Казахстан «О валютном регулировании и валютном контроле» (июнь 2016 года)

Досье на проект Закона Республики Казахстан
«О валютном регулировании и валютном контроле»
(июнь 2016 года)

ПРОЕКТ

 

Концепция проекта Закона Республики Казахстан

«О валютном регулировании и валютном контроле»

 

1. Название законопроекта.

«О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - законопроект)

 

2. Обоснование необходимости разработки законопроекта.

Разработка концепции законопроекта осуществлена в рамках Послания Президента Республики Казахстан Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Казахстанский путь - 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее», Концепции развития финансового сектора Республики Казахстан до 2030 года и Концептуального плана законотворческой работы на 2016-2021 годы (шестой созыв Парламента Республики Казахстан).

До 2020 года ожидается завершение переходного периода после вступления Республики Казахстан во Всемирную торговую организацию (далее - ВТО), что предполагает необходимость подготовки законодательной базы в сфере валютного регулирования для иностранных организаций, которые реализуют коммерческое присутствие на внутреннем рынке Казахстана посредством учреждения филиала или представительства. В частности, это требует адаптации валютного законодательства путем изменения подходов к определению резидентства.

Так, понятие резидентства для филиалов и представительств в валютном законодательстве не соответствует понятию резидентства в налоговом законодательстве Республики Казахстан, которое практически уравнивает такие филиалы и представительства с резидентами. В то время как действующее валютное законодательство предоставляет филиалам и представительствам иностранных юридических лиц, зарегистрированным в Казахстане, как нерезидентам более благоприятный режим функционирования по сравнению с юридическими лицами-резидентами. Не попадая под режимы валютного регулирования и валютный контроль, такие филиалы и представительства могут осуществлять операции c резидентами в иностранной валюте на территории Республики Казахстан, переводить средства за рубеж и обратно без раскрытия информации об осуществленных трансграничных переводах.

С точки зрения международных принципов статистики, зарегистрированные по законам республики филиалы и представительства иностранных юридических лиц, ведущие на территории республики деятельность, обеспечивающую получение дохода, исходя из принципа экономического интереса, также должны считаться резидентами.

Установленное Законом Республики Казахстан «О валютном регулировании и валютном контроле» понятие резидентства используется также в банковском законодательстве и законодательстве по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма (ПОД/ФТ). Поэтому двойственный подход к иностранным филиалам и представительствам в законодательстве республики, в условиях ВТО и фактического отсутствия ограничений в допуске филиалов нерезидентских организаций ко всем сегментам внутреннего рынка, создает для филиалов иностранных организаций значимые конкурентные преимущества на рынке Казахстана. Это также затрудняет статистический учет и мониторинг за деятельностью таких субъектов и формирует условия для применения различных схем увода денежных потоков от контроля со стороны казахстанских регулирующих органов.

Кроме того, в связи с вступлением в ВТО Казахстаном приняты специфические обязательства по предоставлению доступа на рынок финансовых услуг филиалов иностранных банков и страховых организаций после переходного периода. Вместе с тем, поскольку по действующему валютному законодательству филиалы иностранных банков или страховых (перестраховочных) организаций, находящиеся на территории Республики Казахстан, признаются нерезидентами, операции резидентов c ними будут классифицироваться как валютные операции с соответствующим распространением требований валютного законодательства на такие операции (в том числе по режимам регистрации и уведомления). Указанное не отвечает требованиям ВТО по предоставлению равных условий иностранным поставщикам для оказания финансовых услуг на территории Казахстана.

Таким образом, в целях устранения двойственного подхода в законодательстве Республики Казахстан к филиалам и представительствам нерезидентов в Казахстане в данном законопроекте будет пересмотрено понятие «резидент». Как следствие, с учетом специфики деятельности филиалов и представительств нерезидентов в Республике Казахстан потребуется пересмотр действующих норм валютного законодательства в отношении режимов валютного регулирования: валютного мониторинга филиалов и представительств нерезидентов, действующих на территории Республики Казахстан, регистрации валютных операций и уведомления o валютных операциях.

Одним из актуальных вопросов на сегодняшний день является вопрос определения подходов к регулированию валютных правоотношений в рамках специальных экономических зон, создаваемых на территории Казахстана в целях привлечения международных инвестиций, инновационного развития и продвижения внешней торговли. Это, прежде всего, Международный финансовый центр «Астана» (МФЦА) и Международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос» (МЦПС «Хоргос»).

Так, в Конституционном законе Республики Казахстан «О Международном финансовом центре «Астана» прямо предусмотрено, что условия и порядок проведения валютных операций, связанных с оказанием финансовых и профессиональных услуг на территории Центра, устанавливаются Советом по управлению Центром и режимы валютного регулирования, установленные Законом Республики Казахстан «О валютном регулировании и валютном контроле», не распространяются на валютные операции, проводимые участниками Центра на его территории.

Также, проектом Концепции к проекту Закона Республики Казахстан «Об особой экономической зоне - Международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос» предусматривается введение особого порядка валютного регулирования в части упрощения расчетов между резидентами, а также между резидентами и нерезидентами по сделкам, заключаемым и исполняемым при их совершении на территории данного центра.

Вместе c тем, действующий Закон Республики Казахстан «О валютном регулировании и валютном контроле» не содержит оговорок об исключениях норм и требований валютного законодательства для специальных экономических зон. Таким образом, наблюдается правовой пробел в части регулирования валютных операций, проводимых в специальных экономических зонах.

В связи с этим, законопроектом предполагается закрепление понятия «специальной зоны» для целей валютного законодательства и положений, предусматривающих особый порядок валютного регулирования на их территории.

Необходимость пересмотра подходов к установленным действующим законом режимам валютного регулирования не ограничивается их адаптацией к резидентскому статусу филиалов иностранных организаций и функционированию специальных международных зон.

Существующие режимы валютного регулирования - регистрации валютных операций, уведомления о валютных операциях и o счетах в иностранных банках, требования экспортно-импортного валютного контроля - были определены в период реализации перехода к полной конвертируемости тенге по текущим и капитальным операциям в рамках либерализации валютного режима в Республике Казахстан. Приоритетной задачей валютного регулирования и валютного контроля стало создание информационной базы по валютным операциям и потокам капитала и ведение на основе этой базы аналитического мониторинга за валютными операциями.

Продолжающиеся с середины 2007 года кризисные явления на мировых финансовых и товарных рынках стали прочно ассоциироваться с международной мобильностью капитала. Трансграничные потоки капитала признаются ключевым элементом финансовой нестабильности - массивный приток капитала может привести к завышению обменного курса (или, как минимум, к его существенной переоценке, которая вносит существенные помехи в процесс управления экономикой), или способствовать росту ценовых пузырей в стоимости активов и усилить финансовую нестабильность и риск возникновения кризиса.

В контексте рисков, которые потоки капитала несут для экономической и финансовой стабильности, как в отдельных странах, так и в глобальном масштабе, актуальность вновь приобретают вопросы контроля движения капитала (capital control). В тоже время, согласно позиции Международного Валютного Фонда (далее - МВФ), представленной 2012 году, управление потоками капитала, направленное на лучшую абсорбцию потоков капитала и получение связанных c этим преимуществ, должно осуществляться посредством проведения сильной макроэкономической политики, углубления финансовых рынков, усиления финансового регулирования и надзора, и улучшения институциональной структуры. Таким образом, вопрос должен заключаться не столько в административном контроле движения капитала, сколько в четком понимании его природы (причин возникновения, каналов влияния), базирующемся на адекватной статистике и классификации трансграничных операций.

Финансовые и банковские кризисы последних лет способствуют усилению риска оттока капитала из страны либо в ненаблюдаемую экономику. Существующая сложная классификация валютных операций движения капитала требует от органов и агентов валютного контроля (Национальный Банк Республики Казахстан и банки второго уровня) индивидуального подхода к каждому валютному договору. С учетом постоянного роста объемов и расширения спектра трансграничных операций, размывания разграничения между текущими операциями и операциями движения капитала, такой подход не позволяет обеспечить полноценный охват всех видов трансграничных операций и замедляет процедуры осуществления контроля агентами валютного контроля.

В связи с этим, целесообразно оптимизировать режимы валютного регулирования посредством более полного охвата валютных операций за счет включения в статистический мониторинг всех крупных трансграничных платежей без разграничения на текущие и капитальные операции с тем, чтобы классификация операций по видам и категориям для целей регуляторного анализа осуществлялась не агентами валютного контроля, a органом валютного регулирования. Пороговое значение для определения крупных платежей, на которые будут распространяться требования статического мониторинга трансграничных операций, должно быть определено на уровне, позволяющем включить в охват только те текущие операции, которые с большой вероятностью могут включать гибридные элементы в виде инвестиционных обязательств и других видов операций движения капитала.

С учетом развития и расширения сферы конверсионных операций с иностранной валютой актуальным вопрос является адаптация к новым условиям регулирования деятельности организованного рынка обмена валют, в том числе в контексте усиления мер ПОД/ФТ.

Обменные операции, связанные c оборотом наличных денежных средств, являются одним из элементов финансовой системы с высокой степенью риска в контексте ПОД/ФТ. Это определяет повышение требований к прозрачности деятельности работающих с населением обменных пунктов банковских и небанковских организаций (уполномоченных организаций).

В целях принятия мер по стабилизации ситуации на внутреннем валютном рынке, связанной, в том числе c ажиотажным спросом на наличную иностранную валюту, начиная с 2008 года повышались требования к деятельности уполномоченных организаций в части требований к минимальному размеру уставного капитала, оборудования и технической укрепленности помещений небанковских обменных пунктов наравне с банковскими, автоматизации ведения учета проводимых обменных операций, a также был изменен порядок регулирования деятельности уполномоченных организаций.

Небанковские обменные пункты занимали и по-прежнему занимают значительный сегмент рынка наличной иностранной валюты - около 34% в 2009-2010 годах, около 30% в настоящее время. В отдельных приграничных регионах (Южно-Казахстанская, Северо-Казахстанская, Жамбылская области) почти половина от общего количества обменных пунктов принадлежат уполномоченным организациям. При этом, несмотря на повышение требований к их деятельности, количество обменных пунктов небанковских организаций, начиная с 2013 года, увеличивалось.

Вместе с тем, согласно информации, представленной Министерством финансов Республики Казахстан, в 2012-2014 годах около 50% уполномоченных организаций, исключительным видом деятельности которых является организация обменных операций c наличной иностранной валюта, заявили об отсутствии налогооблагаемого дохода.

Учитывая вышеизложенное, увеличение количества обменных пунктов уполномоченных организаций при отсутствии у них налогооблагаемого дохода наталкивает на мысль о недостаточной транспарентности их деятельности.

Современные тенденции по усилению борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма диктуют необходимость повышения прозрачности деятельности небанковских обменных пунктов, работающих исключительно c наличными деньгами, путем усиления требований к ним, приближенных к банковским, в том числе по их учреждению.

Такие меры позволят обеспечить внедрение эффективной системы регулирования и контроля деятельности по организации обменных операций с наличной иностранной валютой, при которой субъекты будут способны выполнять все требования регулятора на должном уровне.

Кроме того, в условиях дефицита инвестиционных инструментов в Казахстане растет интерес к валютному рынку FOREX как у институциональных, так и у частных инвесторов. Вместе с тем, деятельность форекс-компаний на внутреннем валютном рынке Казахстана не урегулирована. В контексте регулирования деятельности на организованном рынке валют целесообразно предусмотреть, что доступ к этому рынку будет обеспечен для форекс-компаний, которые будут являться субъектами финансового рынка Республики Казахстан и которые будут в определенной степени подотчетны регулятору финансового рынка (такой подход применяется в Российской Федерации и Республике Беларусь).

С введением в действие Закона Республики Казахстан 21.07.11 г. № 466-IV «О внесении изменения и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам электронных денег» в Казахстане была создана правовая основа выпуска и использования электронных денег при осуществлении платежей и иных финансовых операций.

В настоящее время данный сегмент рынка платежных услуг динамично развивается. Так, объем операций, проведенных c использованием электронных денег казахстанских эмитентов, увеличился с 4,9 млрд, тенге в 2013 году до 44,5 млрд, тенге в 2015 году (рост более чем в 9 раз).

Казахстанскими потребителями активно приобретаются зарубежные товары и услуги, стоимость которых оплачивается помимо традиционных способов платежей (перечисление денежных средств с платежных карт, c банковских счетов, оплата наложенным платежом через почту), также и при помощи перечисления электронных денег, в том числе выпускаемых иностранными эмитентами.

При этом в целях формирования информационной базы по валютным операциям и трансграничным потокам капитала необходимо совершенствование подходов оценки объемов валютных операций с использованием электронных денег с тем, чтобы наиболее полно охватить и оценить как реальные, так и виртуальные потоки капитала.

Учитывая объем предполагаемых к обновлению норм валютного регулирования и валютного контроля существует необходимость в разработке нового закона. В рамках данной меры предполагается признание утратившим силу Закона Республики Казахстан «О валютном регулировании и валютном контроле» и разработка нового закона по следующим направлениям:

1) в целях совершенствования понятийного аппарата предполагается пересмотреть понятия, установленные действующим Законом Республики Казахстан «О валютном регулировании и валютном контроле» c учетом интеграционных процессов, и закрепить новые понятия, возникающие с развитием специальных экономических зон.

2) по вопросам регулирования конверсионных операций и деятельности организованного рынка обмена валюты в законопроекте предполагается:

- закрепить нормы по полномочиям Национального Банка в части регулирования рынка безналичных конверсионных операций и определения порядка проведения конверсионных операций;

пересмотреть требования к порядку функционирования уполномоченных организаций, исключительным видом деятельности которых является организация обменных операций с наличной иностранной валютой (небанковских обменных пунктов), путем внедрения систем управления рисками, приближенных к банковским, и представления соответствующих сведений в Национальный Банк; 

3) по вопросам формирования информационной базы по валютным операциям и потокам капитала в законопроекте предполагается:

оптимизировать нормы в отношении режимов валютного регулирования и валютного мониторинга в части классификации валютных операций и организации статистического мониторинга валютных операций;

- определить порядок получения информации по трансграничным потокам электронных денежных средств.

Кроме того, c учетом изменений, внесенных в действующее законодательство Республики Казахстан, предполагается уточнить вопросы обращения валютных ценностей на территории Республики Казахстан, перечень разрешенных между резидентами валютных операций, определить порядок открытия счетов резидентами в иностранных банках с учетом поэтапного введения всеобщего декларирования доходов и имущества физических лиц, а также вопросы осуществления валютного контроля.

Одновременно в целях обеспечения реализации норм законопроекта предполагается разработка сопутствующего законопроекта и соответствующих подзаконных актов Национального Банка по вопросам валютного регулирования и валютного контроля.

 

3. Цели принятия законопроекта.

Законопроект разрабатывается в целях совершенствования правового механизма, обеспечивающего регулирование отношений, возникающих в сфере валютного регулирования и валютного контроля, a также эффективного решения актуальных вопросов посредством устранения правовых пробелов в валютном законодательстве с учетом мировой практики.

 

4. Предмет регулирования законопроекта.

Предметом регулирования законопроекта являются общественные отношения, возникающих при реализации резидентами и нерезидентами прав на валютные ценности, а также деятельность органов и агентов валютного контроля по реализации мер валютного регулирования и валютного контроля.

5. Структура законопроекта.

Предполагается, что законопроект будет состоять из следующих разделов:

1. Общие положения;

2. Валютное регулирование;

3. Основные принципы осуществления валютных операций;

4. Репатриация резидентами национальной и иностранной валюты;

5. Валютный контроль;

6. Специальные защитные меры;

7. Заключительные положения.

 

6. Предполагаемые правовые и социально-экономические последствия в случае принятия законопроекта.

Принятие законопроекта направлено на совершенствование механизмов валютного регулирования и валютного контроля в новых экономических условиях, a также создание необходимых законодательно-правовых основ для регулирования валютных правоотношений с учетом достигнутого уровня интеграции Казахстана в мировую экономику.

В качестве правовых последствий принятия законопроекта следует выделить реализацию в законодательстве Республики Казахстан комплексного подхода к механизмам валютного регулирования и валютного контроля, а также устранение правовых пробелов в регулировании валютных правоотношений, возникших в условиях динамично развивающихся рынков.

С точки зрения социально-экономических последствий от принятия законопроекта ожидается:

- совершенствование статистического мониторинга трансграничного движения валютных средств, что позволит улучшить информационную аналитическую базу для принятия мер государственного регулирования;

- оптимизация основных процедур режимов валютного регулирования, способствующая снижению административных издержек для бизнеса;

- сокращение использования иностранной валюты в расчетах на территории Республики Казахстан и минимизация рисков безналичных и наличных конверсионных операций, реализующихся как в предпринимательской деятельности и операциях населения, так и на макроэкономическом уровне.

Принятие законопроекта не повлечет отрицательных правовых, социально-экономических последствий и должно привести к решению задачи по совершенствованию валютного регулирования и валютного контроля.

 

7. Необходимость одновременного (последующего) приведения других законодательных актов в соответствие c разрабатываемым законопроектом.

С принятием законопроекта потребуется признание утратившим силу Закона Республики Казахстан от 13 июня 2005 года «О валютном регулировании и валютном контроле».

В целях реализации норм законопроекта предусматривается одновременно внесение изменений и дополнений в следующие законодательные акты Республики Казахстан:

1) Гражданский кодекс Республики Казахстан;

2) Налоговый кодекс Республики Казахстан

3) Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях»;

4) Закон Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан»;

5) Закон Республики Казахстан «О страховой деятельности»; у.

6) Закон Республики Казахстан «О Национальном Банке Республики Казахстан»;

7) Закон Республики Казахстан «О Международном финансовом центре «Астана»;

8) Закон Республики Казахстан «О рынке ценных бумаг»;

9) Закон Республики Казахстан «Об инвестиционных фондах»;

10) Закон Республики Казахстан «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

11) Закон Республики Казахстан «О драгоценных металлах и драгоценных камнях».

 

8. Регламентированность предмета законопроекта иными нормативными правовыми актами.

Отношения, рассматриваемые в рамках законопроекта, частично регламентированы Гражданским кодексом Республики Казахстан, Кодексом Республики Казахстан «Об административных правонарушениях», Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), Кодексом Республики Казахстан «О таможенном деле», Законом Республики Казахстан «О Национальном Банке Республики Казахстан», Законом Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан».

 

9. Наличие по рассматриваемому вопросу зарубежного опыта.

Разработка концепции проводилась с учетом международного опыта.

В мировой практике валютное регулирование, распространяемое на нерезидентов на территории данного государства или резидентов, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, обычно используется для стабилизации функционирования экономики и предотвращения событий, связанных с резким притоком и оттоком капитала, в качестве административного источника информации для статистики внешнего сектора.

В валютном законодательстве различных стран категория субъектов, рассматриваемых в качестве резидентов, не идентична. В Японии, Корее, Израиле, a также в странах Евросоюза филиалы и представительства, местные и другие отделения с местом нахождения на территории данных стран компаний-нерезидентов, независимо от наличия юридических полномочий представительства, являются резидентами. Филиалы и представительства за рубежом компаний-резидентов рассматриваются в качестве нерезидентов.

Среди стран ЕЭАС законодательство Кыргызской Республики признает филиалы и представительства иностранных юридических лиц, созданные в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, c местонахождением в Кыргызской Республики, резидентами. Указанное обусловлено тем, что Кыргызская Республика является членом ВТО, допускающим открытие филиалов иностранных банков на своей территории.

Терминология «специальных экономических зон» (далее - СЭЗ) получила широкое распространение в мировой практике в течение последней четверти столетия. Сегодня наибольшее распространение за границей имеет трактовка СЭЗ как территорий, на которых, благодаря введению беспошлинного режима, а также при помощи других экономических и организационных регуляторов, в том числе путем упрощения режима валютных расчетов, стимулируется внешнеэкономическая деятельность с привлечением иностранных инвестиций.

Так, в действующем законодательстве Турции, свободные зоны определяются как специальные районы, на которые не распространяется режим таможенной территории Турции, правовые нормы, регулирующие экспортно-импортные и валютные операции, на территории свободных зон не действуют.

В Армении свободно конвертируемая валюта разрешена при торговле на территории СЭЗ, в отличие от остальной территории Республики Армения, где торговля разрешена только в национальной валюте.

В Белоруссии резидентам СЭЗ, помимо прочих льгот, предоставляется право свободного распоряжения валютной выручкой.

Установка особого режима внешнеэкономической деятельности (таможенного, валютного, налогового и другие) для СЭЗ на территории Республики Узбекистан закреплена как в Законе «О свободных экономических зонах», так и в Законе «О внешнеэкономической деятельности».

Исторически трансграничное движение капитала в основном происходило среди стран c развитой экономикой, но для последних лет характерен быстрый рост объемов и мобильности капитала на формирующихся рынках и в развивающихся экономиках.

Приток капитала в развивающиеся рынки и мобильность капитала в целом позволяют странам с относительно низким уровнем сбережений привлекать средства для продуктивных инвестиционных проектов, способствовать диверсификации инвестиционного риска, продвигать механизмы торгового финансирования и стимулировать развитие финансовых рынков. С этой точки зрения, выгода от свободного движения капитала идентична выгоде от свободной торговли, а введение ограничений на мобильность капитала означает, как минимум, снижение эффекта от таких преимуществ, ведя к различного рода дисбалансам и неправильному распределению ресурсов.

В частности, в Бразилии в отношении инвестиций за рубеж ограничения для резидентов (как физических, так юридических лиц) отсутствуют, при документальном подтверждении законности, целевого назначения и ответственности по сделке.

По трансграничным потокам капитала Центральным банком Бразилии установлен порядок уведомительного характера. Так, хотя в соответствии с

действующим законодательством Бразилии в отношении всех иностранных инвестиций, вне зависимости от их формы, требуется регистрация в Центральном Банке Бразилии, данная регистрация носит исключительно декларативный характер. При этом регистрация должна быть произведена в течение 30 дней со дня возникновения события, которое вызвало необходимость регистрации.

Иностранный капитал регистрируется в специальных модулях исходя из его классификации: прямые инвестиции, финансовые операции (займы, коммерческие кредиты, техническая помощь, контракты роялти) и портфельные инвестиции. Гарантии, предоставленные иностранными компаниями по внутренним обязательствам, также подлежат регистрации.

Необходимо отметить, что нерезидент, желающий инвестировать в экономику Бразилии, регистрирует валютный договор через свое представительство в Бразилии совместно c компанией, получающей инвестиции.

При получении финансовых займов либо коммерческих кредитов обязанность по регистрации распространяется на заемщика, либо на финансовое учреждение от имени заемщика.

В соответствии с резолюцией Национального валютного совета Бразилии (the National Monetary Council, CMN) №3,854(2010), резидентам (как физическим, так юридическим лицам) необходимо ежегодно представлять информацию в Центральный банк Бразилии по иностранной валюте, активам или требованиям любого характера за пределами территории Бразилии, по суммам свыше 100 тыс. долларов США. При превышении зарубежных активов суммы в 100 млн. долларов США, информация должна предоставляться на ежеквартальной основе.

Валютные операции оформляются по форме, разработанной Центральным банком Бразилии, в виде валютного контракта. Данный контракт должен быть внесен в информационную систему (Sisbacen) в целях идентификации клиента, сделки, размера сделки и прочей связанной с ней информацией. При сумме валютной операции менее 10 тыс. долларов США необходимо просто уведомление Центрального банка Бразилии o данной сделке.

В отношении требований репатриации, в Бразилии экспортеры могут хранить 100% доходов от экспорта за рубежом.

В Южной Корее в отношении трансграничных потоков капитала также действует уведомительный порядок. В частности, информация по некоторым операциям должна быть доведена до сведения Министерства стратегии и финансов Кореи, Центрального Банка Кореи или банка - валютного агента (а designated foreign exchange bank).

Банки в Южной Корее наделены функциями агентов контроля. По иностранным инвестициям требуется предварительное уведомление в форме заявки. По сути, данное уведомление является в какой-то мере формальностью, и запрос обрабатывается банками-агентами в кратчайшие сроки (до 3-х часов). Заявка может быть отклонена на основании конкретных угроз национальной безопасности, общественного порядка и нравственности, безопасности международных обязательств, здоровью, экологии и т.д.

В Южной Корее придерживаются достаточно либерального режима совершения валютных операций по капитальным счетам, тем не менее, существует ряд мер по сдерживанию оттока капитала из страны, борьбе с отмыванием денег и т.д.

Так, к примеру, требуется уведомление Центрального Банка Кореи при предоставлении резидентами коммерческих кредитов нерезидентам, за исключением кредитов в национальной валюте на сумму менее 1 млн. корейских вон. В то же время при получении резидентами коммерческих и/или финансовых кредитов от нерезидентов требуется уведомление банка - агента при сумме операции до 30 млн. корейских вон, Министерства стратегии и финансов Кореи - при сумме свыше 30 млн. корейских вон.

Кроме того, существуют ограничения по прямым инвестициям нерезидентов в экономику Кореи, в том числе по 3-м индустриальным отраслям установлен полный запрет на инвестирование иностранного капитала (атомная электроэнергетика, теле- и радиовещание).

Наиболее либеральный правовой режим в отношении иностранных инвестиций среди стран ОЭСР установлен в Турции. Отсутствие общих (как де-юре, так и де-факто) ограничений в отношении иностранной собственности, а также отсутствие мер контроля, дискриминирующих доступ к рынкам капитала, создает дружественную среду для иностранного присутствия.

Следует отметить, что в Турции не применяется режим уведомления или предварительного одобрения иностранных инвестиций. Тем не менее, существуют регулирующие и надзорные органы, созданные в целях регулирования, контроля и отслеживания правомерности деятельности на различных рынках. Механизмы контроля призваны поддерживать принципы честной конкуренции и экономической выгоды.

В соответствии c Декретом № 32 «О защите стоимости турецкой валюты», отсутствуют ограничения на покупку и продажу внутренних ценных бумаг и других инструментов нерезидентами и иностранных ценных бумаг резидентами. При этом по ценным бумагам и производным финансовым инструментам, выпущенным как резидентами, так и нерезидентами, Советом по рынкам капитала (Capital Markets Board, СМВ) должен быть утверждён проспект выпуска ценных бумаг. Все операции с ценными бумагами, а также все связанные c этим переводы, должны осуществляться через банки и уполномоченные посреднические учреждения.

Основным принципом рынка Forex является свободная конвертация валюты, который предполагает отсутствие ограничений государства по направлениям, ценам и объемам валютообменных сделок. Тем не менее, в развитых странах мира существуют регуляторные требования к участникам рынка Forex, которые регламентируют правоотношения между клиентами и посредниками.

Наиболее ярким примером регулирования деятельности Forex брокеров является США с достаточно жёстким подходом в регулировании. При этом несмотря на достаточно либеральное валютное законодательство в США, все финансовые институты, в том числе Forex брокеры, осуществляют контроль за движением денежных средств с целью недопущения отмывания денег или финансирования террористических организаций. Так, в соответствии c законом о банковской тайне (Bank Secrecy Act of 1970) Forex брокеры выступают в качестве агентов по контролю и предотвращению отмывания денежных средств, которые отслеживают и извещают Минфин США обо всех операциях, связанных с вкладами на счета или изъятиями со счетов сумм, превышающих 10 тыс. долл.

В отношении регулирования рынка Forex на постсоветском пространстве первые шаги по созданию правового поля в отношении деятельности на международном валютном рынке сделаны Российской Федерацией и Республикой Беларусь.

С отнесением форекс-дилеров в России к профессиональным участникам рынка ценных бумаг были легализованы правоотношения по осуществлению расчетов в иностранной валюте между форекс-дилерами - резидентами и клиентами - резидентами России. Так, в соответствии c валютным законодательством России валютные операции между резидентами разрешены в случае осуществления операций, связанных с исполнением и/или прекращением договора, являющегося производным финансовым инструментом, при условии, что одной из сторон по такому договору является уполномоченный банк или профессиональный участник рынка ценных бумаг. При этом деятельность форекс-дилера не связана с куплей-продажей иностранной валюты, что предполагает проведение форекс-дилером конверсионных операций и операций по купле-продаже иностранной валюты через уполномоченные банки.

В Республике Беларусь регулирование деятельности на рынке Forex более либеральное. С позиции валютного регулирования, для физических и юридических лиц закреплено право инициирования операций на рынке Forex. Кроме того, необходимо отметить, что соответствии c действующими требованиями валютного законодательства запрещено использование иностранной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте и (или) платежных документов в иностранной валюте при проведении валютных операций между резидентами. Вместе с тем, форекс-компании, банки и небанковские кредитно-финансовые организации наделены правом использования иностранной валюты в расчетах с клиентами, Национальным форекс-центром и внешними контрагентами-резидентами (в целях управления рисками). Еще одной особенностью регулирования форекс- компаний в Республике Беларусь является предоставление права купли- продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке, помимо банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, также и форекс- компаниям в целях управления рисками, a также для внесения денежных средств в гарантийный фонд. Кроме того, форекс-компании могут открывать без разрешения Национального Банка Республики Беларусь счета в банках- нерезидентах и совершать валютообменные операции на внешнем валютном рынке.

В современном мире одной из актуальных задач в сфере денежного обращения является оптимизация электронного денежного оборота. В настоящее время все большую популярность приобретают электронные деньги, в том числе за счет высоких темпов развития электронной торговли.

Необходимо отметить, что электронные деньги - это относительно новая форма денег. Так, в США в 1994 году впервые в обороте появились цифровые деньги «Digi cash» с помощью технологии eCash без использования электронного кошелька. В 1995 году был создан первый электронный кошелек английской компанией Mondex. Естественно, что отношения, связанные с эмиссией и оборотом электронных денежных средств, нуждаются в регулировании со стороны государства. В развитых странах регулирование оборота электронных денег, a также деятельность эмитентов, давно урегулирована.


вверх   |   документ постранично