Существуют ли налоговые льготы при затратах на НИОКР в РК? (Авторы: Ж. Ильмалиев, М. Курмангали, С. Сатиева)
Существуют ли налоговые льготы при затратах на НИОКР в РК?
Анализ действующего законодательства Республики Казахстан (на октябрь 2015 года) относительно вопроса налоговых льгот при затратах на НИОКР в Республике Казахстан показал следующее. В Налоговом Кодексе Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года имеются статьи: ст. 100 (Вычеты); ст. 108 (Вычет по расходам на научно-исследовательские и научно-технические работы); ст. 115 (Затраты, не подлежащие вычету) и ст. 133 (Уменьшение налогооблагаемого дохода).
1. Согласно ст. 108 Налогового кодекса РК, расходы на научно-исследовательские и научно-технические работы, кроме расходов на приобретение фиксированных активов, их установку и других расходов капитального характера, относятся на вычеты. Основанием для отнесения таких расходов на вычеты являются техническое задание на научно-исследовательскую и научно-техническую работу и акты приемки завершенных этапов таких работ.
При этом важно знать юридическое определение основных видов НИОКР закрепленных в ст. 1 Закона Республики Казахстан «О науке» от 18 февраля 2011 года. Так, «научно-исследовательская работа» (НИР) - работа, связанная с научным поиском, проведением исследований, экспериментов в целях расширения имеющихся и получения новых знаний, проверки научных гипотез, установления закономерностей развития природы и общества, научного обобщения, научного обоснования проектов. Под самими «научными исследованиями» (НИ) - понимаются прикладные, фундаментальные, стратегические научные исследования, осуществляемые субъектами научной и (или) научно-технической деятельности в рамках научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, надлежащими научными методами и средствами в целях достижения результатов научной и (или) научно-технической деятельности. «Научная деятельность» (НД) - представляет собой деятельность, направленную на изучение окружающей действительности с целью выявления свойств, особенностей и закономерностей, присущих изучаемым объектам, явлениям (процессам), и использование полученных знаний на практике. «Научно-техническая деятельность» (НТД) - определяется как деятельность, направленная на получение и применение новых знаний во всех областях науки, техники и производства для решения технологических, конструкторских, экономических и социально-политических и иных задач, обеспечение функционирования науки, технологии и производства как единой системы, включая разработку нормативно-технической документации, необходимой для проведения этих исследований. Под «опытно-конструкторскими работами» (ОКР) понимается комплекс работ, выполняемых при создании или модернизации продукции, разработка конструкторской и технологической документации на опытные образцы, изготовление и испытание опытных образцов и полезных моделей.
Другое важное понятие - «коммерциализация технологий» закреплена в Законе Республики Казахстан от 9 января 2012 года «О государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности». Согласно ст. 1 данного Закона, под «коммерциализацией технологий» понимается - деятельность, связанная с практическим применением результатов научной и (или) научно-технической деятельности с целью вывода на рынок новых или усовершенствованных товаров, процессов и услуг, направленная на получение положительного экономического эффекта.
Вопросы НИОКР регламентируются также и подзаконными актами. Так, важно отметить, что в перечень работ, относимых к НИ, научно-техническим (НТ) и ОКР согласно Постановлению Правительства Республики Казахстан от 25 июня 2012 года включены следующие виды работ:
1) разработка технического задания научно-исследовательской (научно-технической) работы (в том числе 2 подвида);
2) выбор направления исследования (7);
3) теоретические и экспериментальные исследования (7);
4) работы по обобщению и оценке результатов исследований (3);
5) подготовка технического предложения (4);
6) эскизное проектирование (8);
7) техническое проектирование (7);
8) разработка рабочей документации для изготовления и испытания опытного образца, создания опытно-промышленного производства (5);
9) предварительные испытания (4);
10) разработка нормативно-технической документации;
11) сопровождение процедуры внедрения (коммерциализация) результатов исследований и проектных работ.
2. Статья 133 Налогового кодекса РК посвящена, как было отмечено выше, вопросам уменьшения налогооблагаемого дохода. Согласно данной норме, налогоплательщик имеет право на уменьшение налогооблагаемого дохода на следующие виды расходов: в размере 50 процентов от суммы отнесенных на вычеты в соответствии со статьей 108 настоящего Кодекса расходов (затрат) на НИ и научно-технические работы (НТР) в связи с созданием объекта промышленной собственности. По такому объекту должен иметься выданный уполномоченным государственным органом в сфере охраны изобретений, полезных моделей, промышленных образцов охранный документ на объекты промышленной собственности. А также в наличии заключение уполномоченного органа в области науки о подтверждении суммы таких расходов (затрат).
Указанные положения ст. 133 Налогового кодекса РК применяются в случае внедрения результата указанных работ на территории Республики Казахстан, подтвержденного заключением уполномоченного органа в области государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности о внедрении результата НИ, НТР на территории Республики Казахстан, в налоговом периоде, в котором осуществлена государственная регистрация охранного документа. При этом расходы налогоплательщика на получение охранного документа не признаются расходами на выполнение научно-исследовательских, научно-технических работ.
Порядок подтверждения внедрения результата НИ, НТ и (или) ОКР на территории Республики Казахстан регламентируются специальными Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Республики Казахстан от 16 июля 2012 года. В Правилах закреплены определения основных понятий, связанных с НИОКР: научно-исследовательская работа; охранные документы; заключение о подтверждении внедрения результата НИ, НТ и (или) ОКР на территории Республики Казахстан; объекты промышленной собственности; заявитель; техническое задание (техническая спецификация); опытно-конструкторские работы и другие, необходимые для правильного толкования. Согласно Правилам, Процедура подтверждения внедрения результата НИ, НТ и (или) ОКР осуществляется в три этапа: 1) рассмотрение заявок национальным институтом развития в области технологического развития на полноту и качество их оформления, соответствия требованиям Правил; 2) подготовка национальным институтом экспертного заключения по заявкам, прошедшим первый этап отбора; 3) принятие уполномоченным органом решения о предоставлении заключения или отказа в его предоставлении на основании экспертного заключения национального института. В Правилах представлен перечень необходимых документов, которые подаются вместе с заявкой.
3. Планируемые возможные поправки в законодательство РК. В настоящее время разработаны проекты законодательных актов, вносящих изменения и дополнения в действующее законодательство РК по вопросам налогообложения. В Рабочих группах депутатов Мажилиса Парламента РК обсуждаются предлагаемые Комитетом государственных доходов (КГД) МФ РК и Правительством РК поправки к Налоговому кодексу РК. Поправки затрагивают и вышерассмотренные нормы ст. 108 и 133 Налогового кодекса РК. Предлагаемые государственными органами и учреждениями профессионального сообщества финансистов, редакции указанных и других статей Кодекса находятся в постоянном изменении (в Интернете доступны различные варианты поправок). Также находится в стадии обсуждения для принятия проект Закона Республики Казахстан «О коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности» и сопутствующий ему проект Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности». Проектами указанных Законов также предлагается новая редакция ст. 108 и 133 Налогового кодекса РК, предусматривающая налоговые льготы при расходах на НИОКР.
Таким образом, действующим налоговым законодательством РК, налоговые льготы при затратах на НИОКР возможны в виде отнесения на вычеты расходов на научно-исследовательские и научно-технические работы, кроме тех, что пошли на приобретение фиксированных активов, их установку и других расходов капитального характера. Подтверждающими документами для вычетов могут служить техническое задание на НИОКР и акты приемки завершенных этапов таких работ.
Кроме того, налоговые льготы при затратах НИОКР возможны в виде уменьшения налогооблагаемого дохода в размере 50 % от суммы отнесенных на вычеты (согласно ст. 108 Налогового кодекса) расходов (затрат) на научно-исследовательские и научно-технические работы при создании объекта промышленной собственности. Подтверждающими документами при этом должны быть: охранный документ на объект промышленной собственности, выданный МЮ РК; заключение МОН РК о подтверждении суммы вышеуказанных расходов; заключение МИР о внедрении результата НИНТР на территории РК, в налоговом периоде, в котором осуществлена государственная регистрация охранного документа. Однако, механизм реализации данных законодательных положений в подзаконных, ведомственных актах КГД МФ РК и практика применения управлениями по районам департаментов КГД МФ РК норм Налогового кодекса РК, касающихся отнесения на вычеты расходов на НИОКР требуют дополнительного исследования.
Авторы: Ж. Ильмалиев, М. Курмангали, С. Сатиева | |
О науке / Закон Республики Казахстан от 18 февраля 2011 года № 407-IV / Әділет - Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан / http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1100000407
О государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности / Закон Республики Казахстан от 9 января 2012 года № 534-I / Әділет - Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан / http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1200000534
Об утверждении перечня работ, относимых к научно-исследовательским, научно-техническим и (или) опытно-конструкторским работам / Постановление Правительства Республики Казахстан от 25 июня 2012 года № 830 / Әділет - Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан / http://adilet.zan.kz/rus/docs/P1200000830
Об утверждении Правил подтверждения внедрения результата научно-исследовательских, научно-технических и (или) опытно-конструкторских работ на территории Республики Казахстан и признании утратившим силу постановления Правительства Республики Казахстан от 30 декабря 2010 года № 1449 "Об утверждении Правил определения расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы на территории Республики Казахстан, необходимые для выполнения работ по контракту" Әділет - Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан / Постановление Правительства Республики Казахстан от 16 июля 2012 года № 940 / Әділет - Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан / http://adilet.zan.kz/rus/docs/P1200000940
О проекте Закона Республики Казахстан «О коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности» / Постановление Правительства Республики Казахстан от 29 августа 2015 года № 720 Әділет - Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан / http://adilet.zan.kz/rus/docs/P1500000720
Проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности» /http://www.edu.gov.kz/sites/default/files/5.soputstvuyushchiy_zakon_rus_.pdf