Единая нотариальная информационная система (ЕНИС): некоторые проблемы функционирования (Бурибаев Е.А., доктор юридических наук, профессор, индивидуальный член Международного союза нотариата)

Единая нотариальная информационная система (ЕНИС):
некоторые проблемы функционирования

Бурибаев Ермек Абильтаевич

доктор юридических наук

профессор

индивидуальный член Международного союза нотариата

 

Около шести лет назад (с октября 2010 года) в организацию работы казахстанского нотариата императивно была внедрена Единая нотариальная информационная система (ЕНИС). По прошествии значительного периода времени, полагаю, можно подвести определенные итоги работы ЕНИС, сформулировать перспективы дальнейшего совершенствования системы.

Настоящий анализ начну с тезисного выделения очевидных достоинств и недостатков ЕНИС, которые на протяжении длительного периода функционирования системы подтверждаются нотариальной практикой и стали фактически постулатами у представителей нотариальной профессии. Итак, положительные стороны существования ЕНИС заключаются в следующем:

- повышение уровня правовой безопасности нотариальных действий;

- оперативное получение данных из государственных баз данных для нотариального производства;

- усиление возможностей по идентификации субъектов обращения за нотариальными действиями;

- снижение временных и материальных затрат для лиц, обращающихся за нотариальным действием;

- доступ к государственным базам данных позволяет нотариату претендовать на аутентичность нотариальных актов со всеми вытекающими следствиями, как: их особая доказательственная или непосредственная исполнительная сила.

Основные недостатки ЕНИС, как ни парадоксально, вытекают из ее достоинств:

- отсутствие надежной бесперебойной работы ЕНИС: периодически система дает сбои в работе, парализуя работу всех нотариусов республики, отдельного региона или конкретного нотариуса;

- не в полной мере актуальная база юридических и физических лиц (так, если родственники умершего лица не обратились за получением свидетельства о смерти либо свидетельство выдано на территории другого государства, то умерший будет в соответствии с государственной базой данных иметь статус живого лица; ограничение и лишение дееспособности лица не отражается в системе, если соответствующее решение суда не было зарегистрировано и не были получены удостоверяющие документы); обеспечен доступ к ограниченной базе данных ЗАГС, сведения о наличии родственных, брачных отношений можно проверить, если соответствующие юридические факты и действия зарегистрированы с середины 2008 года;

- отсутствие развития и совершенствования ЕНИС: с момента введения в эксплуатацию основное содержание ЕНИС не изменилось; дополнительные сервисы разрабатываются и предоставляются в сильно ограниченном составе; отсутствует взаимосвязь с базами данных МВД о постановке на учет, регистрации залога транспортных средств;

- произошло нивелирование принципа обеспечения тайны совершения нотариальных действий. В данном аспекте следует иметь в виду, что правоохранительным органам, органам следствия и дознания, доступна вся база ЕНИС: достаточно ввести ИИН человека, БИН юридического лица, чтобы узнать где, когда и к какому нотариусу обращалось лицо, какое нотариальное действие было удостоверено от его имени. Для этого не нужны ни санкция прокурора, ни запрос суда или выполнение иных формальностей, предусмотренных Законом РК «О нотариате». Любой дознаватель, следователь, не выходя из собственного кабинета, имеет доступ к данным системы ЕНИС. Вместе с тем, согласно статье 3 Закон РК «О нотариате» (далее – Закон) физическим и юридическим лицам гарантируется тайна совершенных ими нотариальных действий. Сведения о нотариальных действиях и документы выдаются по письменному требованию суда, органов следствия и дознания, по находящимся в их производстве делам, органов исполнительного производства по находящимся в их производстве делам исполнительного производства, органам прокуратуры, также органам юстиции и нотариальным палатам, уполномоченным Законом осуществлять проверку деятельности нотариусов. Никому кроме названных лиц и ни при каких других обстоятельствах, нотариус не вправе сообщать, а также предоставлять документы или их копии, имеющиеся в его производстве. При этом каждый раз требование о выдаче тех или иных сведений должно базироваться на законодательстве, конкретных основаниях, например, проведения проверки, наличия жалобы, обращения и т.п.;

- отсутствует модернизация ЕНИС: существует достаточно возможностей усовершенствования системы, включения новых функций, дополнительных сервисов, однако с момента введения в эксплуатацию ЕНИС подвергалась исключительно «косметическим» преобразованиям, заключающимся в устранении нареканий к работе системы со стороны нотариального сообщества либо в переводе бумажного делопроизводства в дублирующее его электронное.

Актуальность анализа перспектив развития системы электронного нотариата связана, на мой взгляд, с позицией востребованности изучения практики функционирования систем электронного нотариата в государствах-членах Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР). Заявив о вхождении в группу из 30 наиболее развитых стран к 2050 году, Правительство Казахстана обязано принимать шаги по модернизации и реформированию в таких секторах как государственное управление, охрана окружающей среды, фискальная политика, образование и здравоохранение. Модернизации подлежат те сферы, которые наименее развиты, конкурентоспособны и требуют немедленного улучшения. Среди наиболее важных вопросов совершенствования и реформирования находятся такие, как правоохранительные институты, обеспечение прав человека. Эти вопросы находятся в одной корзине и предоставляют комплексную сферу – государственное управление.

ОЭСР на постоянной основе готовит экспертные обзоры по различным направлениям развития экономики, политики, государственного управления и др. в государствах ОЭСР, эти исследования являются важнейшим источником формирования стандартов ОЭСР, основой для подготовки рекомендаций для новых членов, партнеров ОЭСР. Нотариат как объект экспертного исследования ОЭСР рассматривается в качестве института, регулирующего юридические профессии; статус нотариуса в исследованиях ОЭСР изучается с позиции представителя либеральной профессии (латинский нотариат), структурные реформы которого, должны быть оправданы с позиции обеспечения стабильности нотариальной практики, экономической основы организации нотариата, законности нотариальных действий.

Учитывая востребованность и неизбежность реформ по внедрению стандартов ОЭСР во все сферы государственного управления, экономики, анализ организации института нотариата и осуществления нотариальной деятельности в государствах-членах ОЭСР для казахстанского нотариата является ориентиром будущего развития, в том числе в области внедрения и функционирования электронных систем.

В большинстве стран ОЭСР с латинской системой нотариата (Австрии, Бельгии, Германии, Испании, Италии, Польше, Франции, Эстонии, Японии и др.) на протяжении длительных периодов от 7 до 35 лет и более успешно функционируют электронные системы нотариата, объединяющие в одну сеть всех нотариусов одной юрисдикции. Системы функционально направлены на выполнение различных задач: предоставление нотариусам доступа к государственным базам данных, регистрации перехода прав на движимое и недвижимое имущество, в качестве инструмента проведения нотариусами публичных торгов недвижимым имуществом; хранения в электронном виде нотариальных архивов, Особенностью нотариальных систем в государствах ОЭСР является наличие в них публичного компонента, позволяющего размещать полезную для граждан информацию статистического характера, анализ фактической стоимости недвижимости по нотариально удостоверенным сделкам, рассчитать стоимость нотариального акта.

Важным обстоятельством является то, что ни в одном из государств ОЭСР профессиональная нотариальная система не находится в единоличной собственности государства или государственных структур, частных организаций. Электронные системы во всех странах ОЭСР созданы и управляются, в большинстве случаев, профессиональными нотариальными сообществами либо редко – совместно с сообществами и органами юстиции.

В Казахстане сложилась диаметрально противоположная ситуация. Единственным собственником программного обеспечения ЕНИС является АО «Национальные информационные технологии» (далее – АО «НИТ», АО), ни Министерство юстиции, ни нотариальное сообщество в лице нотариальных палат не имеет никаких рычагов влияния на порядок функционирования, содержание ЕНИС. Закон в статье 4-1 закрепил понятие ЕНИС – это аппаратно-программный комплекс, предназначенный для автоматизации нотариальной деятельности и взаимодействия органов юстиции и нотариальных палат. С другой стороны, согласно свидетельству о государственной регистрации прав на объект авторского права от 30.12.2010 года № 1926, авторами объекта интеллектуальной собственности под названием «Единая нотариальная информационная система «Е-нотариат» (программа для ЭВМ) являются шесть физических лиц. По заявлению правообладателя исключительные (имущественные) права интеллектуальной собственности на вышеуказанный объект принадлежат АО «НИТ». Таким образом, группа физических лиц разработала только программное обеспечение (программа для ЭВМ) и за АО «НИТ» зарегистрировано исключительное имущественное право только на само программное обеспечение. В связи с чем, АО «НИТ» не владеет правом собственности на программно-аппаратный комплекс ЕНИС (определение ЕНИС в соответствии с Законом), как комплекс, включающий в себя совокупность программных, технических, средств, информационный компонент. АО «НИТ» принадлежит право интеллектуальной собственности на программное обеспечение ЕНИС.

В Законе ни разу не упоминается АО «НИТ», не указывается собственник ЕНИС, не закрепляется субъект, несущий ответственности за функционирование ЕНИС, ее наполнение актуальной информацией и предоставление данных, не соответствующих действительности. В нотариальной практике имеется множество примеров, когда неактуальные данные из ЕНИС являлись причиной ошибок нотариусов с последующим привлечением нотариуса к ответственности, при этом АО «НИТ» никакой ответственности за явно искаженные данные ЕНИС не несет, в связи с чем складывается практика, когда при совершении отдельных нотариальных действий (удостоверении завещаний, доверенностей в порядке передоверия, сделок на основании доверенностей и др.) нотариусы распечатывают электронные страницы ЕНИС об участниках сделок, чтобы в будущем доказать, что ими совершались нотариальные действия в отношении живых людей со статусом «нормальный», поскольку, если эти данные в будущем окажутся недействительными на момент нотариального действия (например, родственники не вовремя или умышленно не обратились за получением свидетельства о смерти), то ответственность будет нести нотариус, а не АО «НИТ», предоставившее через ЕНИС неактуальную информацию.

Законодательство не закрепляет за Министерством юстиции полномочий по обеспечению деятельности ЕНИС, обеспечению доступа к ней нотариусами. АО «НИТ» как собственник программы ЕНИС гипотетически может в любой момент блокировать доступ нотариусов к ЕНИС, при этом отсутствуют властные рычаги влияния на АО «НИТ» за исключением судебного разбирательства в рамках гражданского процесса по принуждению АО «НИТ» исполнять обязанности по предоставлению соответствующих услуг. В данном аспекте имеется, на мой взгляд, угроза интересам национальной безопасности в части необеспечения мерами принуждения функционирования ЕНИС, остановка работы которой парализует всю систему нотариальной помощи в Казахстане.

Одиночные примеры остановки работы нотариусов вследствие отсутствия доступа к ЕНИС можно наблюдать ежедневно: при неуплате абонентской платы нотариус блокируется доступ к ЕНИС, вследствие чего невозможно совершение ни одного нотариального действия. Фактически имеет место приостановка нотариальной деятельности, поскольку после судебных процессов 2012 года, когда ряду нотариусов Алматы МЮ РК приостановило действие лицензий вследствие их отказа от подписания договоров на обслуживание ЕНИС с АО «НИТ», ни один нотариус в Республике не рискует осуществлять деятельность в отсутствие доступа к ЕНИС. Однако Закон не содержит таких оснований приостановления деятельности нотариуса, как отсутствие доступа к ЕНИС, неуплата абонентской платы АО «НИТ» за пользование ЕНИС (что особенно усугубляется тем фактом, что оплатить абонентскую плату можно исключительно посредством личной явки нотариуса в один из филиалов АО «Казкоммерцбанка», ЕНИС формирует автоматически квитанцию для оплаты для Казкома, не допуская соответственно оплаты в другом банке), тогда как фактически перечисленные обстоятельства влекут приостановку нотариальной практики.

Приведенная ежедневная практика АО «НИТ» по отказу отдельным нотариусам в доступе к ЕНИС не соответствует законодательству о нотариате, идет вразрез с интересами общества и государства по оказанию населению юридической помощи, нарушает конституционное право граждан на квалифицированную юридическую помощь, которое не должно зависеть от факта того оплатил вовремя или нет нотариус абонентскую плату АО «НИТ» за пользование ЕНИС. В особенности описанная проблема остро стоит в тех населенных пунктах, где работают один-два нотариуса, а таких большинство – в сельской местности.

Продолжу тему абонентской платы за пользование ЕНИС. Конечно, считать деньги в чужом кармане – не хорошо. Однако, в тех странах, которые считаются демократическими, свободными и благополучными, считать деньги в чужих карманах – не зазорно. Более того, именно вопрос абонентской платы за пользование ЕНИС вызывает один из самых жарких дискуссий в нотариальном сообществе. В целом сформирована устоявшаяся позиция представителей нотариальной профессии, ратующих за необоснованность абонентской платы за пользование ЕНИС. В денежном выражении она составляет 3600 тенге в месяц с каждого нотариуса. В Казахстане на май 2016 года осуществляет деятельность 4081 нотариус. Путем несложных математических расчетов нетрудно определить, что в среднем доход АО «НИТ» от абонентской платы за пользование ЕНИС составляет около 14,7 млн. тенге в месяц, в год – около 176 млн.тенге. За почти шесть лет эксплуатации ЕНИС сумма дохода от абонентской платы за ЕНИС составила, полагаю, с учетом постепенного роста числа нотариусов не менее 850-900 млн. тенге.

Развитие, доработка и внедрение прикладного программного обеспечения ЕНИС были предусмотрены «Программой по развитию информационных и коммуникационных технологий в Республике Казахстан на 2010 – 2014 годы» (утв. постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 сентября 2010 года № 983 утратило силу) за счет исключительно собственных средств АО «НИТ». Однако какая конкретно сумма была потрачена на создание программного обеспечения ЕНИС не возможно точно определить, попробуем сопоставить расходы на создание подобных ЕНИС систем. Например, на создание единой автоматизированной системы управления отраслями агропромышленного комплекса «Е-Agriculture» вышеуказанной «Программой по развитию информационных и коммуникационных технологий на 2010 – 2014 годы» было предусмотрено всего выделение бюджетных средств в размере около 330 млн. тенге; на создание информационной системы «Мобильный офис Правительства Республики Казахстан» было выделено 307 743 тыс. тенге; на создание государственной базы данных «Е-лицензирование» были выделены бюджетные средства в размере 274 075 тыс. тенге; создание интегрированной информационной системы Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета обошлось бюджету в сумму чуть более 400 млн. тенге; на создание автоматизированной информационной системы органов исполнительного производства было выделено около 360 млн. тенге; создание единой информационной системы социально-трудовой сферы потребовало финансирование в сумме 940 млн. тенге. Полагаю, что создание программного обеспечения ЕНИС должно быть сопоставимо по финансовым затратам с созданием и вводом в эксплуатацию выше перечисленных информационных систем, тем более, что АО «НИТ» создало не информационную систему, к которым предъявляются высокие требования, а программное обеспечение к ЕНИС. Исходя их выше приведенных сумм, как минимум разработка, ввод в эксплуатацию ЕНИС для АО «НИТ» должны на сегодняшний день уже окупиться в полной мере, а как, максимум, ЕНИС должна приносить АО доход, сравнимый с 2-3 разовыми затратами на ее создание.

Общие затраты АО «НИТ» на разработку программного обеспечения для ЕНИС не известны, АО «НИТ» не посчитало нужным обосновать нотариусам как пользователям ее услуг сумму фактических эксплуатационных расходов. Согласно информации АО «НИТ» цена за единицу услуг, оказываемых по проекту ЕНИС, рассчитана, исходя из фактических затрат, и не предусматривает получение дополнительного дохода.

Неизвестно по какому принципу происходит тарифообразование за пользование ЕНИС для нотариусов, фактически единолично владеющие этим комплексом АО «НИТ» может в любой момент поднять тариф, однако ни нотариальное сообщество, ни Министерство юстиции не имеют никаких рычагов влияния на данный немаловажный аспект функционирования ЕНИС. Более того, отказ нотариуса платить установленный тариф повлечет приостановку его деятельности, в этом аспекте нотариус вынужден согласиться с любой установленной АО «НИТ» суммой. Неизвестно из каких расчетов была взята эта относительно круглая сумма абонентской платы – 3600 тенге, из чего она складывается, из каких документально подтвержденных затрат. Ответы на эти вопросы АО «НИТ» представителям нотариальной профессии при подписании договоров о предоставлении доступа к ЕНИС не дает, указанный договор представляет собой типичный договор присоединения, в который нотариус не имеет право внести какие-либо изменения, дополнения, подписываемый нотариусом под страхом выполнения требований законодательств о пользовании системой ЕНИС при ведении нотариального делопроизводства, совершении нотариальных действий.

Вышеприведенная практика фактического принуждения нотариусов Республики к подписанию с АО «НИТ» договоров на обслуживание ЕНИС противоречит Закону РК «О нотариате», законодательству о порядке совершения нотариальных действий и ведению делопроизводства. Ни в одном законодательном акте не вменено в обязанность нотариусу заключать договор с АО «НИТ» как императивного условия для доступа к ЕНИС. Однако ежедневно нотариусы вынуждены под угрозой недействительности совершаемых действий и приостановления действия лицензии оплачивать АО «НИТ» предоставление доступа к ЕНИС. Для выполнения требований ст. 49 Закона РК «О нотариате» нотариусы заключают возмездные договора с АО, а территориальные органы юстиции фактически принудили нотариусов заключать соответствующие договоры (на что указывает совокупность изданных в период конца 2010 – 2011 гг. актов Министерства юстиции и его территориальных органов).

Частному нотариусу передано осуществление некоторых государственных функций – удостоверение бесспорных фактов и сделок, подача электронного заявления на государственную регистрацию перехода прав на недвижимое имущество. Если перечисленные функции осуществляются государственными нотариусами (при сохранении законодательной возможности функционирования государственного нотариата), то пользование системой ЕНИС для них будет бесплатно. Однако, если те же действия с использованием системы ЕНИС осуществляет частный нотариус, то для него пользование ЕНИС будет платным. Установление исключительно для частных нотариусов, в отличие от государственных нотариусов, абонентской платы за пользование ЕНИС противоречит Конституции РК.

Равенство прав и обязанностей государственных и частных нотариусов при осуществлении деятельности является одним из принципов института нотариата, создающим правовые основы функционирования в Республике Казахстан равных по процедурам осуществления нотариальных действий и их юридической силе двух форм нотариата. Сущность данного принципа заключается в наделении частных и государственных нотариусов тождественными правами в процедурах совершения нотариальных действий, равными требованиями к порядку осуществления действий, а также в логично вытекающем равенстве юридической силы нотариально удостоверенных сделок, засвидетельствованных документов.

В практике становления и развития института нотариата Казахстана большое значение имели решения Конституционного совета РК, на основании которых был утвержден принцип равенства прав и обязанностей государственных и частных нотариусов при осуществлении деятельности и нотариального производства; закреплены правовые основания для дальнейшего развития на равных условиях всех субъектов нотариата; утверждена тождественность юридической силы оформленных документов государственными и частными нотариусами. В Постановлении Конституционного Совета Республики Казахстан № 1 от 31 января 2005 года «О проверке конституционности пункта 3 статьи 15 Закона Республики Казахстан «О нотариате» по обращению суда города Астаны», в его мотивировочной части указывается, что пункт 1 статьи 14 Конституции устанавливает равенство всех перед законом и судом. Это предполагает равенство прав и обязанностей, единство требований и правовой ответственности для всех субъектов соответствующих правоотношений, осуществляющих однородные виды деятельности. Пункт 3 статьи 15 Закона «О нотариате», устанавливая обязательность аттестации частных нотариусов, не предусматривает таковую для государственных нотариусов. Распространение на государственных нотариусов положений Правил проведения аттестации административных государственных служащих, утвержденных Указом Президента Республики Казахстан от 21 января 2000 года № 327, обусловлено их статусом государственного служащего и не отражает специфики деятельности нотариуса.

Нотариальная деятельность, осуществляемая государственными и частными нотариусами, основывается на разных формах собственности. В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Конституции в Республике Казахстан признаются и равным образом защищаются государственная и частная собственность. Смысл конституционного требования о равной защите государственной и частной собственности заключается также в том, что государственный и частный собственник в конкретных правоотношениях, разрешенных и допускаемых законодательством, будут подчиняться одному и тому же правовому режиму, как в публичной, так и в частной сферах (постановление Конституционного Совета от 3 ноября 1999 года № 19/2). Однако Закон «О нотариате» создает неодинаковые правовые условия деятельности государственных и частных субъектов оказания нотариальных услуг. Таким образом, пункт 3 статьи 15 Закона, устанавливая прохождение аттестации только для частных нотариусов, входит в противоречие с пунктом 1 статьи 14 Конституции, устанавливающим равенство всех перед законом, и пунктом 1 статьи 6 Конституции, предусматривающим признание и равную защиту государственной и частной собственности.

Вышеприведенные выводы Конституционного Совета относились к мотивировке необоснованного ранее существовавшего требования Закона «О нотариате» к обязательной периодической аттестации частных нотариусов. В полной мере раскрывает аргументы в поддержку положения о противоречии Конституции РК равенства государственных и частных нотариусов в части пользования системой ЕНИС, поскольку созданы нетождественные правовые условия деятельности государственных и частных субъектов оказания нотариальных услуг.

Кроме того, следует подчеркнуть, что фактически ЕНИС пополняется сведениями посредством деятельности нотариусов, АО «НИТ» осуществляет исключительно техническую поддержку ЕНИС. Каждый нотариус ежедневно вносит в систему сведения о своих действиях, ведет электронные реестр, нотариальные книги, то есть именно выполнение нотариусами своих профессиональных обязанностей гарантирует работу ЕНИС, наполнение информацией, обмен данными. Практически каждый нотариус является субъектом, обеспечивающим работу ЕНИС. В связи с чем, установление платы для нотариусов за пользование ЕНИС является не корректным: фактически субъект обеспечивает работу электронный системы, однако доступ к системе является платным.

Важным обстоятельством является то, что информационные и регистрационные услуги гражданам, юридическим лицам нотариус предоставляет бесплатно: безвозмездно для обратившегося лица делает запросы и получает информацию из баз данных о физических и юридических лицах, о наличии/отсутствии обременений на недвижимое имущество, формирует информационный пакет о переходе права собственности на недвижимое имущество, отправляет заявление на регистрацию соответствующей сделки, не беря никакой платы с обратившегося лица. Однако, для самого нотариуса все перечисленные действия не безвозмездны: он обязан оплатить тариф за пользование ЕНИС. То есть государство, фактически передав нотариусу часть государственных функций, обязало его платить за возможность их осуществления. Парадокс, государство принуждает к осуществлению его функций негосударственным субъектом на платной для этого субъекта основе. Нотариус обязан под страхом недействительности сделки проверить наличие/отсутствие обременений на недвижимость, нотариус обязан передать сделку на регистрацию в департамент юстиции, исключительно используя систему ЕНИС, платя за доступ к ней абонентскую плату. При этом нотариус действует не в своих личных интересах, а в интересах лиц, обратившихся за совершением нотариального действия и государства, заинтересованного в законности гражданского оборота. Соответственно должны нести затраты на получение сведений через ЕНИС, регистрацию сделок именно заинтересованные лица, но не нотариус.

В вышеизложенном аспекте следует отметить, что, например, получение справок из ЦОН о зарегистрированных правах (обременениях) на недвижимое имущество и его технических характеристиках для физических и юридических лиц осуществляется бесплатно. Однако, когда то же действие осуществляет нотариус для обратившихся лиц получение сведений остается безвозмездным, а нотариус обязан заплатить за получение информации. Если лицо регистрирует сделку по переходу прав на недвижимость через ЦОН (например, в случае регистрации свидетельства о праве на наследство на недвижимое имущество), то отправление сотрудником ЦОНа документов на регистрацию в органы юстиции – осуществляется для этого сотрудника безвозмездно, однако нотариус обязан платить за передачу документов о переходе права собственности на недвижимость через ЕНИС. Таким образом, одни и те же тождественные действия, совершаемые государственными органами и нотариусами для первых являются бесплатными, а для нотариусов – платными.

С момента введения ЕНИС в действие она выполняет три основные функции: первая заключается в обеспечении доступа нотариуса к информационным государственным базам, вторая – в дублировании бумажного реестра нотариуса, третья – в обмене информацией между нотариусами. Первая функция осуществляется АО «НИТ» посредством создания доступа нотариуса через ЕНИС к государственным базам данных физических, юридических лиц, реестру недвижимости и к иным государственным базам и системам, хранящимся на серверах электронного правительства, на платной основе. АО не имеет полномочий возмездно предоставлять нотариусам доступ к перечисленным системам, поскольку эти информационные ресурсы в соответствие с законодательством – собственность государства. В целом, возникает вопрос: для чего нужен посредник в лице АО для обеспечения нотариусам к данных государственных информационных систем, для выполнения нотариусом государственной функции по регистрации перехода прав на недвижимое имущество?

Международный опыт и опыт государств ОЭСР функционирования информационных систем в области нотариата свидетельствует о том, что их основная цель – подключение и свободный доступ нотариусов к государственным базам данных физических, юридических лиц, реестрам недвижимости, зарегистрированным правам на движимое имущество, обеспечение свободного обмена информацией между нотариусами относительно вопросов проверки отмененных доверенностей, наложенных запрещений распоряжением имуществом, предоставление информации об удостоверенных завещаниях, заведенных наследственных делах. И именно этот формат деятельности ЕНИС в Казахстане видится востребованным и основанным на реальных запросах нотариального сообщества. Указанные возможности деятельности ЕНИС позволят в действительности реализовать цели и задачи ее функционирования, обеспечат реальные гарантии безопасности нотариальных действий, а значит безопасность общественных отношений.

К сожалению, эксплуатируемая система ЕНИС не имеет в полной мере вышеуказанных возможностей, основным тормозом в развитии системы видится в отсутствии заинтересованного собственника системы, которым может стать Республиканская нотариальная палата единолично либо совместно с Министерством юстиции. Конечно, в идеальном варианте сервер системы должен быть установлен в помещении с ограниченным доступом, принадлежащем Республиканской нотариальной палате. АО «НИТ» не заинтересовано в совершенствовании ЕНИС, оно получает гарантированную ежемесячную абонентскую плату, которая, полагаю, уже несколько раз окупила расходы на разработку ЕНИС, а дальше развивать систему не заинтересовано, да и не обязано ни в соответствии с законодательством, ни в соответствии с договорами на обслуживание ЕНИС. Естественно: зачем совершенствовать предоставляемые услуги, их расширять, модернизировать, если они и в таком виде приносят гарантированный доход, а модернизация услуг не принесет повышения прибыли. В связи с чем, действительным собственником ЕНИС может стать исключительно нотариальное сообщество в лице РНП, только нотариусы действительно заинтересованы в развитии, совершенствовании ЕНИС и ее бесперебойной работе, заинтересованы в предоставлении квалифицированной юридической помощи на самом высоком уровне.

Следует отметить, что в целом само нотариальное сообщество Казахстана на начальном этапе введения ЕНИС выступало за передачу системы в ведение Министерства юстиции. Данная позиция имеет и некоторые правовые основания. Так, Протоколом заседания Совета по правовой политике при Президенте Республики Казахстан (№ исх. 51-7.7 от 27.09.2013) закреплено следующее распоряжение: Министерству юстиции Республики Казахстан совместно с Министерствами финансов, экономики и бюджетного планирования, транспорта и коммуникаций принять меры по выделению средств из республиканского бюджета для постановки на баланс Министерства юстиции программного продукта Единой нотариальной информационной системы. Прошло около трех лет с указанного заседания Совета по правовой политике, однако никаких практических шагов по закрепленному поручению не сделано и не предусматривается, что особенно усугубляется, полагаю, отсутствием свободных государственных средств для постановки на баланс Минюста ЕНИС. Кроме того, Меморандумом о взаимодействии и сотрудничестве между МЮ РК, Агентством РК по информатизации, АО «Национальный холдинг «Зерде», АО «НИТ» и Ассоциацией «Республиканская нотариальная палата» от 06 мая 2009 года было закреплено, что МЮ РК, являясь заказчиком создания информационной системы ЕНИС, приняло на себя следующие обязательства: принять систему в опытную, а затем в промышленную эксплуатацию, закрепить за структурным подразделением Минюста право распоряжения ЕНИС. АО «НИТ», являясь участником Меморандума, в соответствии с его условиями приняло на себя обязательства по разработке информационной системы ЕНИС, ее сертификации, аттестации и сдаче в эксплуатацию.

Позиция Министерства юстиции по вопросу передачи ЕНИС ему на баланс в последующем была изменена и заключается в отказе от приемки системы, в целом сводится к двух аргументам: первое, ведение, сопровождение информационных систем, не входит в компетенцию органов юстиции; второе, выделение бюджетных средств на программное обеспечение частных нотариусов (даже при сохранении законодательной возможности функционирования государственного нотариата) – нецелесообразно.

Контраргументы приведенным положениям заключаются в следующем. Единый реестр нотариальных действий, как информационный ресурс отражающий содержание традиционного нотариального архива должен быть государственным. Частные нотариусы выполняют государственную функцию, совершая нотариальные действия, формируя, содержа и обслуживая нотариальный архив. Нотариальный архив не принадлежит конкретному нотариусу (иначе при прекращении полномочий нотариус был бы вправе продать сформированный за годы осуществления собственной нотариальной практики архив другому нотариусу) или нотариальной палате, архив имеет публичную природу, а значит и электронный нотариальный архив должен иметь статус публичного. АО «НИТ» является исключительно собственником программного обеспечения программно-аппаратного комплекса ЕНИС, но не сособственником создаваемых нотариусами с помощью ЕНИС и размещенных в ней электронных информационных сведений, принадлежащих государству.

В настоящее время правовой статус нотариального архива, порядок его ведения и хранения законом не определены. Ни в Законе «О нотариате», ни в других казахстанских законодательных актах нет правовых норм, однозначно регулирующих данные вопросы. В будущем четкое признание права государственной собственности на нотариальные архивы должно повлечь и возложение бремени содержания расходов (или их части) на государственный бюджет, а не в полной мере – лишь на нотариуса, как это имеет место сегодня. При этом авторские права на программное обеспечение ЕНИС могут принадлежать АО «НИТ», но электронный реестр нотариальных действий должен находится в собственности государства, по аналогии с реестрами недвижимости, физических и юридических лиц, реестром автотранспортных средств.

В связи с чем, является востребованным законодательное определение настоящего собственника сведений, содержащихся в ЕНИС и информации, создаваемой нотариусами Республики. АО «НИТ» признало авторское право исключительно на программное обеспечение (программу для ЭВМ) ЕНИС, сведения же, хранящиеся в системе являются бесхозяйными, их собственник не определен. Именно здесь кроется основное противоречие в работе ЕНИС, а также отсутствие подлинной ответственности за функционирование системы.

Подводя итоги настоящего анализа, отмечу, что решение вопроса о содержании, сопровождении, модернизации ЕНИС можно осуществить на началах солидарной ответственности: разделении ответственности за функционирование ЕНИС между нотариусами, Республиканской нотариальной палатой и Министерством юстиции, исходя из следующего.

В Законе не закреплен собственник ЕНИС, не определен субъект, несущий ответственность за работу ЕНИС, ее наполнение актуальной информацией и предоставление данных, не соответствующих действительности. Преодоление указанных пробелов правового регулирования – насущная проблема, нерешенная законодателем на протяжении уже почти 6 лет. Что, несомненно, является негативным фактом, порождающим снижение качества функционирования системы нотариата в стране. Требуется обеспечение мерами принуждения процесса работы ЕНИС, остановка деятельности которой парализует всю систему нотариальной помощи в Казахстане.

С одной стороны, ЕНИС используется нотариусом при осуществлении собственной деятельности и является средством извлечения дохода нотариуса при совершении ряда нотариальных действий. Вместе с тем доход нотариуса, полученный им от использования возможностей ЕНИС, не покрывает расходов на его содержание: если, например, нотариус не удостоверяет сделки; если справки, необходимые для совершения сделки получены физическими и юридическим лицами самостоятельно и требуют лишь проверки через ЕНИС, однако проверку возможно осуществить посредством портала электронного правительства, не прибегая к услугам ЕНИС.


вверх   |   документ постранично