Вопросы использования специальных знаний по делам связанным с нарушением авторских и смежных прав в РК (Зульфия Кантарбаева, Эксперт Института судебной экспертизы по СКО)

Вопросы использования специальных знаний по делам связанным с нарушением авторских и смежных прав в РК

 

Зульфия Кантарбаева

Эксперт Института судебной экспертизы

по Северо-Казахстанской области

 

Развитие современной киноиндустрии позволяет людям увидеть много интересных и прекрасных фильмов. Стали появляться новые фильмы уровня «чем больше смотришь, тем больше хочется смотреть». Люди с удовольствием обсуждают просмотренные фильмы, вспоминают запомнившиеся эпизоды, используют фразы героев фильмов в виде цитат, для многих любимые киноактеры становятся кумирами на долгие годы. Посмотрев хороший фильм, зритель начинает думать о покупке его на носителе с качественным изображением и как можно дешевле, даже если он контрафактный.

Согласно ст.2 п.14 закона РК «Об авторском праве и смежных правах» контрафактными являются экземпляры произведений и фонограммы, изготовление и распространение которых влечет, а собой нарушение авторских и смежных прав. Традиционно «пиратской» называют деятельность, связанную с незаконной продажей, сдачей, а прокат или иным незаконным использованием в коммерческих целях произведений.

Распространение контрафактной продукции в нашей стране связано с социальными причинами. Большая часть населения покупает «пиратские» копий, которые намного дешевле лицензионной продукций. А правовая не грамотность большей части населения и зачастую незнание законов, регламентирующих авторское право, отсутствие наглядных рекламных видеороликов на ТВ и рекламных вывесок, свидетельствуют о недостаточности принимаемых на государственном уровне мер по воспитанию к уважению к интеллектуальной собственности, повышению престижа приобретения легальной продукции.

Контрафактная продукция произведений (фонограмм) не обязательно бывает изготовлена в РК. Есть два способа незаконного получения контрафактной продукции: Первый - закупается заведомо контрафактная продукция у тиражирующих фирм. Второй способ это самостоятельное изготовление контрафактной продукций, что связано с дополнительными расходами по приобретению доступной: компьютерной технологий для копирования записи, сканирования обложек и их распечатки; упаковочного материала. Третий способ скачивание фильмов через файлообменники с последующим их распространением.

Контрафактными также признаются: «Импортируемые в Казахстан без согласия обладателей авторских и смежных прав из другого государства, но в том случае, если; они в соответствующей зарубежной стране «никогда не охранялись или перестали охраняться». Последнее выражение следует понимать так, что произведения являются общественным достоянием, а их импорт в Казахстан осуществлен без согласия правообладателя. Ущерб от нарушения авторских прав - материальный, а также заключается в нарушении конституционных прав правообладателей. Сумма ущерба при продаже «пиратской» аудиовидеопродукции законодательно не определена и подлежит установлению в каждом конкретном случае судом.

Наиболее существенными факторами для характеристики преступного нарушения авторских и смежных прав является общественная опасность этого вида противоправного деяния, характеризующаяся следующими обстоятельствами:

Первое. Нарушаются, в первую очередь, конституционные авторские и смежные права самих авторов - создателей продуктов интеллектуальной собственности.

Второе. Грубо нарушаются права правообладателей, которые уплатили соответствующее вознаграждение авторам за право воспроизведения/тиражирования и распространения того или иного объекта интеллектуальной собственности.

Третье. Нарушаются права государства, недополучающего налоговые поступления в бюджет.

Четвертое. Страна теряет потенциальных иностранных инвесторов не желающих выходить на рынок, где правят бал преступники. Ведь зачастую происходит «сращивание пиратов» с преступными группировками, отмывающими деньги.

Со всей очевидностью ясно, что нарушение авторских и смежных прав – крайне негативное социальное явление, наносящее ощутимый, а зачастую и огромный ущерб не только авторам и законным правообладателям, но и государству.

В настоящее время сфере интеллектуальных продуктов сформировался новый рынок, поскольку товаром является не вещь материального мира, не материальный носитель информации, а сама информация, не имеющая стабильной материальной формы. Блокирование крупнейших файлообменников страны это одна из мер по пресечению нарушений авторских и смежных прав, но возможно и возникновение новых схем нарушения авторских и смежных прав. Принимаемые меры по правовой охране интеллектуальной собственности в нашей стране еще не носят системного и целенаправленного всеобщего наступательного характера, не обеспечивается неотвратимость наказания, нет четко оговоренных стандартных требований оформлений внешних атрибутов продукций для выпуска аудиовизуальной продукции, наглядных видеороликов на ТВ в защиту интеллектуальной собственности.

Важным оружием в борьбе с нарушением авторского и смежного права является судебная экспертиза, которая позволяет наиболее эффективно использовать при расследовании преступлений новейшие достижения науки и техники.

Экспертное исследование может быть направлено на познание любой подсистемы состава преступления, кроме правовой оценки исследуемого факта, что является исключительной прерогативой следствия и суда. Вместе с тем, ряд фактов как: способ и последовательность нанесения информации на материальный носитель - может быть установлен достаточно точно только экспертным путем, а установленные экспертизой факты являются не менее достоверными, чем факты, установленные иными средствами судебного познания.

Аудиовизуальная продукция является очень сложным и специфичным объектом экспертизы. Экспертиза контрафактной аудиовизуальной продукции является новым видом экспертиз, формирование её научных основ только началось. До настоящего времени еще не завершились процессы определения предмета экспертизы контрафактной аудиовизуальной продукции, определения круга ее объектов и разработки методик их исследования. При исследовании контрафактной аудиовизуальной продукции в зависимости от разрешаемых вопросов, используются специальные знания из следующих видов судебной экспертизы:

- трасологии (для установления способов производства носителей и их упаковки; идентификации оборудования, на котором они изготовлялись);

- фоноскопии (для исследования физических параметров аудиовидеозаписи, установление признаков монтажа, идентификации человека по голосу);

- технического исследования документов (для исследования способов и качества нанесения информации на поверхность носителя и их упаковки);

- экспертизы компьютерной технологий (для выявления и идентификации программных продуктов на компакт-диске и в памяти компьютера, установление типа оборудования, которое использовалось для тиражирования произведения);

- химической и биологической экспертизы (для исследования материалов, из которых изготовлены носители, их упаковки, вкладыши, контрольные марки).

В основу экспертной методики положены две основные стадии:

1). Выявление внешних признаков несоответствия (соответствия) упаковки, полиграфии, специальных защитных средств и иных сопутствующих элементов аудиовидеопродукции оригинальным лицензионным образцам;

2).Выявление признаков нелицензионного (лицензионного) исполнения в самом информационно-програмном продукте - в структуре, содержании, потребительских свойствах.

Таким образом, проблема борьбы с контрафактной продукцией в настоящее время является актуальной и требующей пристального внимания к ней. Только в результате активного взаимодействия правообладателей, общественности и соответствующих уполномоченных госструктур можно воспрепятствовать получению прибыли теневыми структурами и пересечь незаконное использование объектов авторского и смежного права не добросовестными «предпринимателями».