Механизм защиты прав личности (А. Елчибаев, судья СМЭС г. Астаны)

Механизм защиты прав личности

 

А. Елчибаев,

судья СМЭС г. Астаны

 

В Конституцию РК 1995 года был включен специальный раздел, предусматривающий учреждение квазисудебного органа конституционного контроля - Конституционного Совета - высшего государственного органа конституционной юрисдикции. Конституционный Совет РК начал свою деятельность в феврале 1996 года.

Главным назначением Конституционного Совета является обеспечение верховенства Конституции путем: решения спора о правильности проведения выборов Президента, депутатов Парламента и республиканского референдума; проверки на предмет конституционности как вновь принятых, так и действующих законов, международных договоров до ратификации, постановлений Парламента и его палат; официального толкования норм Конституции; дачи заключения о соблюдении конституционных процедур в случае освобождения либо отрешения от должности Президента республики.

Безусловно, в формировании и дальнейшем развитии конституционной концепции государства весома роль Конституционного Совета, усилиями которого закладываются конституционные основы функционирования Республики Казахстан как демократического, правового, социального и светского государства, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы.

В более чем сотне его нормативных постановлений за время действия Основного Закона можно найти правоположения по различным аспектам единообразного официального понимания и применения норм Конституции РК.

В соответствии с п. 11 ст. 53 Конституции РК Совет ежегодно направляет Парламенту РК послание о состоянии конституционной законности в стране. Положения посланий основываются на результатах конституционного производства по обращениям в Совет надлежащих субъектов и анализе данных, запрашиваемых у различных государственных органов. Как правило, послания Совета содержат сведения о структуре и динамике правонарушений, о пробелах правового регулирования в законодательстве. Так, Посланием Конституционного Совета «О состоянии конституционной законности в Республике Казахстан» от 19 июня 2014 года дается анализ итоговых решений Конституционного Совета и высказываются рекомендации и предложения по повышению уровня эффективности реализации потенциала Конституции Республики Казахстан на новом этапе развития страны, сохранению и упрочению роли Основного Закона как важнейшего средства гарантирования стабильности государства и общества, развитию системы действующего права, способствующие углублению новейших реалий осмысления ценностей, идей и положений Основного Закона.

Нельзя признать верными суждения некоторых исследователей о том, что практически все нормы Конституции РК уже истолкованы и Совету «скоро нечего будет делать». Во-первых, в Конституции РК 98 статей и каждая из них может содержать и две, и три, и более конституционных норм. Во-вторых, Совет толкует положения Конституции РК применительно к разным предметам обращения. Через процедуры и стадии конституционного производства он обнаруживает и извлекает смысл, находит право сообразного конституционного действия надлежащих субъектов в ситуациях, регулируемых теми или иными нормами Конституции РК или подпадающих под действие их совокупности.

По сути, Совет решает не только, как следует понимать и применять положения Конституции РК в конкретном правоотношении, но и предписывает одним и тем же субъектам в похожих обстоятельствах действовать конституционным образом.

Например, в настоящее время принятые Парламентом законы направляются на подпись Президенту только после утверждения их председателями Сената и Мажилиса. Однако до мая 1997 года из-за неверного истолкования Премьер-Министром п. 3 ст. 45 Конституции РК правительство требовало от Парламента представления принимаемых по его инициативе законов для скрепления подписью Премьер-Министра. Постановление Совета от 29.05.1997 № 13/2 «Об официальном толковании п. 3 ст. 45 и пп. 2 а. 44 Конституции РК в части круга должностных лиц, обязанных скреплять своими подписями акты Парламента перед их подписанием Президентов республики» разрешило спор в пользу законодательной власти. Правоположения этого Постановления продолжают действовать.

В-третьих, существуют целые сферы конституционно-правовых отношений, нормы регулирования которых крайне редко были предметом рассмотрения Совета, - это нормы Конституции РК о правильности в целом проведения выборов, референдумов, о местном самоуправлении или положениях международных договоров Республики Казахстан до их ратификации Парламентом на предмет соответствия Конституции РК.

В настоящее время назрела необходимость систематизации и инкорпорации правоположений, накопленных в разных постановлениях Совета, в едином своде прецедентного конституционного права. Эта деятельность научно-консультативных органов Совета по упорядочению, надо полагать, позволит выявлять и своевременно устранять в постановлениях формально-юридические разночтения, которые неизбежно порождаются диалектическими противоречиями. В качестве начального этапа этой работы можно рассматривать принятие 18 июня 2004 г. Советом постановления № 7 «О пересмотре постановления Конституционного совета Республики Казахстан от 6 марта 1997 года № 3 в части официального толкования п. 1 ст. 79 Конституции Республики Казахстан», которым были отменены отдельные правоположения Совета, препятствовавшие регламентации законодателем института присяжных заседателей в Казахстане, предусматриваемого п. 2 ст. 75 Конституции РК.

Свод правовых позиций Совета должен быть логически выстроен по предмету правового регулирования, внутренне непротиворечивым. Став неотъемлемым дополнением Конституции РК, этот свод, надлежащим образом легитимированный, даст возможность применять ее нормы в неразрывной связи с соответствующими ее статьям и разделам право-положениями Совета.

Преимущественным направлением деятельности Совета остается официальное толкование норм Конституции РК, а также оценка на соответствие им принимаемых конституционных законов. Между тем однозначно назвать эти виды деятельности Совета абстрактным толкованием или казуальной проверкой, которые не создают конституционных прецедентов, в своем значении выходящих за рамки конкретных обращений, все же было бы неверным.

Принцип достаточности компетенции, или квазисудебный принцип, учрежденный Конституцией РК для обеспечения своего верховенства над независимым органом юстиции, подразумевает развитие конституционного прецедента, появление которого неизбежно вытекает из прямого действия Конституции РК. При этом заметим, что возможны не только конфликты интересов участников конституционно-правовых отношений, но и коллизии конституционных принципов. И те и другие разрешаются в Казахстане нередко через официальное толкование Конституции РК. Ведь Совет компетентен распознать разное наполнение в определенных условиях равноценных конституционных принципов и объем одного из них «побеспокоить» для полноты реализации другого. Если коллизии конституционных принципов не будут живым образом разрешаться Советом и в условиях столкновения один принцип не будет уступать другому, то коллизия станет углубляться.

Разрешение компетенционных споров между субъектами конституционно-правовых отношений посредством официального толкования норм Конституции РК подтверждается и тем, что в резолютивной части постановлений Совета особо оговаривается, как толкуемое им положение следует понимать «применительно к предмету обращения». Это говорит о квазисудебном характере деятельности органа конституционной юстиции в Казахстане, который не может не учитывать практику правоприменения и последствия собственных решений для этой практики.

Обычные законы, составляющие порядка 80 процентов массива законодательных актов, должны, как никакие другие, быть ясными. Нередко сомнения в смысле действующего законодательства - завуалированная форма интереса перетолковать его нормы в корпоративных целях. Сама возможность опосредования прямого действия законов, соответствующих Конституции РК, конъюнктурным перетолковыванием серьезно затруднит единообразное правоприменение. Закон не подлежит официальному толкованию, но может быть изменен или отменен законодателем. Возможность официального казуального разъяснения законов для правоприменительной практики в Казахстане преодолена в прокуратуре, а обязательные разъяснения судам по результатам обобщения их практики дает Верховный Суд в нормативных постановлениях.

Таким образом, нормативные постановления Совета, сочетая характерные черты писаного и прецедентного права, вместе с Конституцией РК предстают системообразующей основой конституционного права и практики конституционализма в Казахстане.