Законодательные требования по реализации права недропользования в нефтегазовом секторе и ответственность недропользователей за разработку, согласование и утверждение обязательных документов (Суесинов А.К., Заместитель Директора департамента нефтяной промышленности Министерства энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан)
Законодательные требования по реализации права недропользования в нефтегазовом секторе и ответственность недропользователей за разработку, согласование и утверждение обязательных документов
Суесинов А.К.
Заместитель Директора департамента
нефтяной промышленности
Министерства энергетики и минеральных ресурсов
Республики Казахстан
V международная Атырауская правовая конференция «Актуальные вопросы и анализ практики применения законодательства в нефтегазовой отрасли Республики Казахстан» (г. Атырау, 6 апреля 2007 г.)
Конференции такого уровня оказывают значительное влияние на развитие казахстанских предприятий во всех сферах нефтегазовой отрасли и смежных с ней отраслей экономики. Несомненно, Казахстан достиг огромных успехов в развитии нефтегазовой отрасли. Мы стремимся достичь грамотного, цивилизованного и эффективного управления нефтегазовой промышленностью.
Республика Казахстан стремиться к соблюдению следующих основных принципов инвестиционной политики государства:
- стабильность и предсказуемость;
- отвечающие мировым стандартам четкие, прозрачные и однозначные правовые нормы, регулирующие инвестиционную деятельность;
- защита законных прав инвесторов;
- равные условия для деятельности иностранных и отечественных инвесторов;
- соблюдение условий контрактов и международных соглашений;
- прибыльность и результативность прямых инвестиций;
- стимулирование прямых инвестиций в приоритетные секторы экономики;
- сохранение окружающей среды.
В целях реализации Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу
Правила подготовлены в соответствии с
Правила устанавливают основные нормы и требования ко всем этапам освоения и промышленной разработки нефтяных и газовых месторождений, расположенных в Республике Казахстан, к геологическому изучению месторождений, подсчету и учету запасов, проектированию и созданию на месторождениях рациональных систем разработки, строительству и эксплуатации скважин всех категорий и необходимых промысловых сооружений, управлению процессами разработки, охране недр и окружающей среды.
Последовательность работ по проектированию и соответствующему выполнению операций по промышленной разработке месторождений определена в Правилах, исходя из объективных условий постепенного получения информации и детализации представлений о залежах в течении всего длительного периода, начиная с поисков и кончая завершением их разработки. В связи с этим предусматривается необходимость двух-трех кратного проектирования, выполнение авторского надзора и анализов разработки с изменением, при необходимости, ранее принятых технологических решений и внесением соответствующих коррективов в контракты.
1. Подготовка месторождений углеводородов к разработке.
Подготовка месторождений к разработке предусматривает:
- наличие контракта;
- проведение разведочных работ;
- проведение пробной эксплуатации;
- построение статистических геологических моделей залежей углеводородов;
- подсчет запасов углеводородов.
Разведка включает полевые геолого-геофизические исследования, структурное бурение, бурение, опробование и испытание поисковых и разведочных скважин. В процессе разведки на нефтяных и газонефтяных месторождениях проводится пробная эксплуатация скважин. В процессе этих работ осуществляется сбор и накопление исходной информации для построения статических моделей залежей углеводородов, подсчета запасов и последующего проектирования промышленной разработки залежей и месторождений.
Требования к геологоразведочным работам и изученности месторождений и залежей углеводородов при подготовке их к разработке определяются Инструкцией о содержании, оформлении и порядке представления в Государственную комиссию по запасам полезных ископаемых материалов по подсчету запасов нефти и горючих газов и Классификацией запасов месторождений, перспективных и прогнозных ресурсов нефти и природного газа.
Разведка ведется по специально утвержденному проекту, в котором обосновываются количество, местоположение и сроки бурения скважин, решаемые ими задачи, комплекс и объемы необходимых исследований. Виды исследований в процессе бурения определяются геолого-техническим нарядом, составляемым для каждой разведочной скважины индивидуально.
Полученные данные должны быть достаточны для надежного обоснования кондиций, подсчета запасов с их утверждением в установленном порядке и для проектирования разработки.
Ввод в промышленную разработку месторождений (залежей) нефти и газа допускается, если:
Выполнены работы по разведке нефтяного месторождения, при необходимости проведена пробная эксплуатация залежей или опытно-промышленная разработка представленных участков месторождения, а по газовому месторождению - опытно-промышленная эксплуатация месторождения; проведена государственная экспертиза запасов нефти, газа, конденсата и содержащихся в них других попутных компонентов; имеются горные и земельные отводы; недропользователями получены контракты на добычу; имеются заключения экспертизы от соответствующих государственных органов Республики Казахстан на проектные документы на разработку.
2. Проектирование разработки нефтяных месторождений
Проектирование разработки нефтяного месторождения базируется на результатах разведки и на запасах, подсчитанных в соответствии с действующей инструкцией и утвержденных государственной экспертизой.
Проектирование разработки нефтяных месторождений осуществляется согласно Регламенту по составлению технологических схем и проектов разработки нефтяных и нефтегазовых месторождений.
При необходимости проводится опытно-промышленная разработка нефтяных и газонефтяных месторождений, которая предусматривает ввод в эксплуатацию небольших залежей или участков крупных залежей на разведуемых или промышленно разрабатываемых месторождениях. Опытно-промышленная разработка нефтяных и газонефтяных месторождений проводится для испытания новых или ранее известных технологий, но требующих апробации в геологофизических условиях рассматриваемого месторождения в соответствии со специальным, утвержденным в установленном порядке проектом.
3. Промышленная разработка нефтяных месторождений
Отечественными и иностранными научно-исследовательскими и проектными институтами разрабатываются Технические проекты, которые согласовываются в установленном порядке с соответствующими государственными органами. Технический проект разрабатывается на основании задания на проектирование строительства скважин, которое составляется заказчиком на основе проекта геологоразведочных работ и технологического проекта (схемы) разработки месторождения. Ответственность за полноту и достоверность исходных данных на проектирование несет заказчик, а за качество проекта - проектная организация.
Авторский надзор, анализ разработки месторождений углеводородов
Авторский надзор за реализацией принятых проектных решений ежегодно ведет научно-исследовательская организация, составлявшая проектный документ на разработку месторождения углеводородов, контролируя реализацию принятых технических и технологических решений, которая, наряду с нефтегазодобывающим управлением, несет ответственность за достижение проектных уровней добычи и соблюдение технологических условиям проектного документа.
Анализ разработки месторождения углеводородов представляет собой целенаправленное изучение текущего состояния его эксплуатационных объектов для установления характера и направленности процессов, протекающих в продуктивных пластах, и изменения структуры его запасов. Анализ разработки является основание для определения мер по управлению процессами нефтегазоизвлечения и совершенствованию применяемых систем разработки, направленных на достижение проектных показателей.
Периодичность работ определяется производственной необходимостью, вытекающей из результатов авторского надзора или обусловливающейся потребностью составления очередного проектного документа. По крупным и сложным месторождениям целесообразно анализ их разработки проводить через два-три года.
4. Проектирование и разработка газовых и газоконденсатных месторождений
Разработка газовых и газоконденсатных месторождений, как правило, начинается с опытно-промышленной эксплуатации. Она является первой стадией проектирования газовых и газоконденсатных месторождений и проводится на: месторождениях, расположенных в районах действующих магистральных газопроводов и имеющих развитую инфраструктуру после завершения стадии поиска и оценки месторождения с целью ускорения разведки и освоения месторождений, подсчета запасов газа, конденсата и других компонентов по промышленным категориям, получения необходимых исходных данных для составления проектов разработки и обустройства промысла; крупных и уникальных месторождениях для получения фактических данных по оценке динамики дебитов эксплуатационных скважин в различных их частях, пластового давления, а также для уточнения других данных, необходимых для составления проекта разработки; нефтегазоконденсатных месторождениях для уточнения промышленной ценности нефтяных оторочек и возможных путей их разработки.
Проект опытно-промышленной эксплуатации может составляться в целом для месторождения или для отдельных залежей, или их участков (блоков).
Промышленная разработка газовых и газоконденсатных месторождений
Проекты промышленной разработки газовых и газоконденсатных месторождений составляются на весь срок разработки месторождений.
В проекте промышленной разработки газовых и газоконденсатных месторождений должно быть дано комплексное решение основных технологических и технико-экономических вопросов, связанных с максимальным извлечением и использованием газа, конденсата и попутных компонентов.
6. Охрана недр и окружающей природной среды при разработке нефтяных и газовых месторождений
Охрана окружающей природной среды предусматривает мероприятия, направленные в первую очередь, на охрану здоровья и условий жизни работников и населения, рациональное использование земель и вод, предотвращение загрязнения водных и земельных ресурсов, воздушного бассейна, животного и растительного мира, а также на ликвидацию последствии загрязнений и восстановление природных ресурсов. Охрана окружающей природной среды должна осуществляться в соответствии с природоохранным законодательством Республики Казахстан и соответствовать международным нормам и правилам.
7. Ведение документации по разработке нефтяных и газовых месторождений и эксплуатации скважин
Документации по разработке нефтяных и газовых месторождений и эксплуатации скважин ведется во всех звеньях управления нефтедобывающей промышленности с целью систематизации и хранения информации, необходимой для:
- перспективного и оперативного планирования технико-экономических показателей разработки месторождений и составления отчетных документов по выполнению планов;
- проектирования разработки нефтяных месторождений;
- обоснования и планирования мероприятий, направленных на повышение эффективности систем разработки залежей (объектов), а также работы отдельных скважин, установок и оборудования, используемых в технологическом процессе добычи нефти и газа;
- контроля и анализа разработки залежей (объектов), оценки эффективности мероприятий по совершенствованию и регулированию процесса разработки;
- планирования и контроля эффективности мероприятий по охране недр и окружающей природной среды.
________________________________
В 2007 году В Законы «О недрах и недропользовании» и «О нефти» были внесены изменения следующего характера.
Основные изменения были направлены на совершенствование процедур предоставления прав на использование подземных вод, организации и проведения конкурса на предоставление права недропользования и заключения контрактов, а также на обеспечение прозрачности при приобретении товаров, работ и услуг, используемых при проведении операций по недропользованию.
Также упрощается порядок предоставления права недропользования на добычу подземных производственно-технических вод, необходимых для закачки в пласт в ходе добычи нефти, на добычу подземных питьевых вод организациям, ранее осуществляющим их добычу на основании разрешений на водопользование (
Поправки в закон «О недрах», касающиеся норм, регулирующих вопросы организации и проведения конкурсов на предоставление права недропользования и заключения контрактов, будут способствовать повышению прозрачности конкурсных процедур и их дальнейшему совершенствованию, упорядочению отношений между субъектами в процессе заключения контрактов, обеспечению национальной безопасности при предоставлении права недропользования.
Другой блок поправок, затрагивающий вопросы обеспечения прозрачности закупок товаров, работ и услуг при проведении операций по недропользованию, предусматривает расширение функций уполномоченного органа в области государственного регулирования торговой и индустриальной политики (Министерство индустрии и торговли Республики Казахстан) по мониторингу производимых недропользователями закупок товаров, работ и услуг, контролю за выполнением требований законодательства в сфере закупок товаров, работ и услуг при проведении нефтяных операций.
Порядок закупа товаров, работ и услуг при проведении операций по недропользованию предлагается усовершенствовать с учетом принятой мировой и национальной практики.
Кроме того, внесены поправки, направленные на приведение отдельных норм в соответствие с другими законодательными актами Республики Казахстан.
В том числе:
1) изменены определения отдельных терминов по казахстанскому содержанию, в частности
2) разрешительный порядок передачи права недропользования (
3)
4) сокращены сроки проведения конкурса в отношении общераспространенных полезных ископаемых;
5) в
В этой же статье вводится запрет на отзыв конкурсного предложения после истечения даты завершения подачи конкурсных предложений;
6) в
7) в
Также в новой редакции предусмотрены переходные положения. До принятия новой редакции
Законом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам технического регулирования» от 29 декабря 2006 года внесены изменении в Закон «О недрах и недропользовании».
Данные изменения касаются исключения из Закона «О недрах и недропользовании»
Таким образом, в случаях нарушения недропользователем контрактных обязательств, законом не предусмотрена процедура приостановления операций по недропользованию, перед расторжением контракта в одностороннем порядке Компетентным органом.