Судебная практика применения законодательства по спорам в сфере окружающей среды (А.Смаилов, Судья специализированного межрайонного экономического суда г. Астаны)
Судебная практика применения законодательства по спорам в сфере окружающей среды
А.Смаилов,
Судья специализированного
межрайонного экономического
суда г. Астаны
Основными нормативными правовыми актами, регулирующими споры по вопросам, касающимся окружающей среды являются: Конституция, Экологический кодекс, Гражданский кодекс, Земельный кодекс, Водный кодекс, Закон «О недрах и недропользовании», Закон «Об особо охраняемых природных территориях», ГПК РК и др.
Также судами применяются международные договоры в области охраны окружающей среды, ратифицированные Казахстаном, в том числе нормы Конвенции о доступе к информации, участии общественности в принятии решений и доступу к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, ратифицированной Законом Республики Казахстан от 23 октября 2000 года.
Кроме того, суды при разрешении дел указанной категории руководствуются нормативными постановлениями Верховного Суда Республики Казахстан «О практике применения судами законодательства об охране окружающей среды» №16 от 22 декабря 2000 года, «О некоторых вопросах применения судами норм главы 27 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан» №20 от 24 декабря 2010 года, Правилами экономической оценки ущерба от загрязнения окружающей среды, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 27 июня 2007 года № 535 (далее - Правила оценки ущерба 2007 года) и др.
Все иски можно условно поделить по следующим категориям:
1)иски по вопросам, касающимся окружающей среды (Реализация Орхусской конвенции).
2) иски общественности о предоставлении экологической информации от государственных органов и организаций
3) иски об оспаривании действий (бездействия) частных лиц либо государственных органов, нарушающих экологическое законодательство
4) иски общественности о нарушении экологических прав граждан оказавшихся проживающими в санитарно-защитной зоне предприятий, сооружений и иных объектов
5) иски общественности об отмене решений о размещении, строительстве, реконструкции и вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных экологически опасных объектов по мотивам порочности заключений экологических экспертиз
Последние годы судами при разрешении экологических споров чаще стали применяться нормы международных договоров в области охраны окружающей среды, ратифицированных Казахстаном, в том числе Конвенции о доступе к информации, участии общественности в принятии решений и доступу к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды.
Особенностью Орхусской конвенции является то, что этим международным договором закреплены процессуальные нормы, направленные на обеспечение и гарантию общественности права на доступ к правосудию по вопросам, связанным с окружающей средой.
Конвенция является одним из ратифицированных международных договоров, согласно которому граждане и негосударственные юридические лица обладают правом обращения в международную инстанцию Комитет по вопросам соблюдения Орхусской конвенции (далее - Комитет по соблюдению Конвенции), с заявлениями по фактам ее несоблюдения.
Анализ изученных судебных актов выявил тенденцию снижения дел обобщаемой категории.
Так, в 2014 году судом рассмотрено 4 гражданских дела по спорам в сфере окружающей среды, что составляет 0,03% от общего числа рассмотренных гражданских дел (в 2014 году рассмотрено 14 484 дел), в 2015 году всего рассмотрено 1 гражданское дело, что составляет 0,007% от общего числа рассмотренных гражданских дел (в 2015 году рассмотрено 13 946 дел), в текущий период 2016г. дела обобщаемой категории судом не рассматривались.
Дела, с применением Орхусской конвенции судом за период 2014, 2015, два месяца 2016г., не рассматривались.
Из рассмотренных:
- в 2014 году исковые требования удовлетворены в полном объеме по 2 делам, по 2 делам в удовлетворении иска отказано. Из них 2 дела обжаловано в апелляционном порядке. Отмененных и измененных решении не имеется.
- в 2015 году исковые требования удовлетворены в полном объеме по 1 делу.
Так, решением суда от 2 февраля 2015 года, постановлено: исковое заявление РГУ «Департамент экологии по Акмолинской области Комитета экологического регулирования и контроля Министерства окружающей среды и водных ресурсов РК» к ответчику ТОО «АБК -Автодор НС» о взыскании ущерба нанесенного окружающей среде и обязании провести рекультивационные работы- удовлетворить. Взыскать с ТОО «АБК -Автодор НС» в доход Республиканского бюджета сумму в размере 1 920 000 тенге, государственную пошлину в размере 58 526 тенге. Обязать ТОО «АБК -Автодор НС» провести рекультивационные работы на девятом километре участка автодороги Аксу-Изобильное Аккольского района.
Решением суда установлено, что истцом на основании акта о назначении проверки №830 от 12.08.2013 года была осуществлена внеплановая проверка соблюдения законности природоохранного законодательства в деятельности ТОО «АБК -Автодор НС». В ходе проверки было установлено, что 22.04.2014 года между ТОО «АБК -Автодор НС» и ТОО «Айгерим» был заключен договор №36 на приобретение естественного щебня из карьера «Богембай» (Аккольский район, Акмолинская область).
Судом установлено, что при отгрузке естественного щебня ТОО «АБК -Автодор НС» вышел за пределы контрактной территории ТОО «Айгерим».
Судом установлено, что объем незаконно добытого ТОО «АБК -Автодор НС» составил 640 м3.
Указанные обстоятельства подтверждаются объяснительной начальника участка Байзакова Б.А. и Актом обследования территории незаконной добычи строительного щебня от 30.10.2013 года.
В соответствии с п.16 Постановления Правительства РК от 27.06.2007 года №535 «Об утверждении правил экономической оценки ущерба от загрязнений окружающей среды», истцом произведен расчет экономического ущерба от самовольной добычи естественного щебня, который составил 1 920 000 тенге (из расчета 640 м3 * 300 тенге/м3 * 10= 1 920 000 тенге).
Согласно п.10 ст. 35 Закона РК «О недрах и недропользовании», предоставление права недропользования на общераспространенные полезные ископаемые, используемые при строительстве (реконструкции) и ремонте автомобильных дорог общего пользования, железных дорог и гидросооружений, осуществляется на основании письменного разрешения местного исполнительного органа по согласованию с территориальными подразделениями уполномоченного органа по изучению и использованию недр и уполномоченного органа в области охраны окружающей среды в порядке, установленном уполномоченным органом в области государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности.
Согласно п.2 ст. 321 Экологического Кодекса РК, возмещению подлежит ущерб, причиненный окружающей среде, здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, государству вследствие:
1) уничтожения и повреждения природных ресурсов;
2) незаконного и нерационального использования природных ресурсов;
3) самовольного загрязнения окружающей среды, в том числе аварийных, несогласованных залповых выбросов и сбросов, размещения отходов производства и потребления;
4) сверхнормативного загрязнения окружающей среды.
Возмещение ущерба, причиненного окружающей среде вследствие нарушения экологического законодательства Республики Казахстан, производится добровольно или по решению суда на основании экономической оценки ущерба, порядок проведения которой определяется в соответствии с настоящим Кодексом (п.4 ст. 321 Кодекса).
В судебном заседании было достоверно установлено и подтверждено письменными доказательствами, что в результате незаконной добычи ТОО «АБК -Автодор НС» естественного щебня за пределами контрактной территории, объем незаконно добытого щебня составил 640 м3.
Доводы ответчика не могут быть приняты судом, поскольку причиненный ответчиком ущерб, а так же произведенный расчет полностью подтверждается материалами дела.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что истцом в порядке ст. 65 ГПК РК представлены исчерпывающие доказательства причинения ущерба, суд считает законным и обоснованным удовлетворить требования о возмещении ущерба нанесенного окружающей среде в сумме 1 920 000 тенге.
Согласно п.3 ст. 322 Кодекса, к стоимостным формам возмещения вреда относятся денежные средства для восстановления окружающей среды до состояния, имевшегося к моменту причинения вреда, выполнения мероприятий по воспроизводству природных ресурсов, возмещения истцу иных убытков, включая упущенную выгоду.
К натуральным формам возмещения вреда относятся меры по восстановлению окружающей среды до состояния, имевшегося к моменту причинения вреда, предоставлению равноценного природного ресурса взамен уничтоженного либо поврежденного. Возмещение вреда в натуральной форме производится путем заключения договора и (или) соглашения, регламентирующих порядок, условия, сроки и объемы возмещения причиненного вреда (п.5 ст. 322 Кодекса).
Учитывая, что в суде установлен факт причинения ущерба окружающей среде в результате незаконной добычи естественного щебня за пределами контрактной территории, оснований исключающих вину ответчика не установлено, требование об обязании провести рекультивационные работы подлежит удовлетворению.