Выработать новые подходы (М. Уристембаева, председатель Специализированного межрайонного суда по делам несовершеннолетних Актюбинском области)
Опубликовано: «Юридическая газета» от 22 января 2016 г. № 8 (2960)
Выработать новые подходы
М. Уристембаева,
председатель
Специализированного
межрайонного суда
по делам несовершеннолетних
Актюбинском области
Для эффективного и системного планирования совместной работы органов ювенальной юстиции в стране необходимо создание единого координирующего органа.
Как известно, специализированные межрайонные суды по делам несовершеннолетних во всех областях функционируют с марта 2012 года. В рамках своих полномочий отправляют правосудие по уголовным, гражданским и административным делам, касающимся прав и интересов несовершеннолетних и в отношении их законных представителей, то есть родителей. Необходимо отметить, что экспертами Организации Объединенных Наций дана положительная оценка организации таких судов повсеместно, что послужит развитию в целом ювенальной юстиции, которая предполагает скоординированную работу всех органов и служб, деятельность которых связана с несовершеннолетними: ювенальные прокуратура и адвокатура, органы систем образования и здравоохранения, юстиции, внутренних дел, а также НПО, то есть неправительственные организации.
В этом аспекте особое внимание должно быть уделено созданию органа, координирующего деятельность всех структур. К сожалению, такого единого органа, объединяющего всех нас для системной работы, не имеется ни в областях, ни в Республике Казахстан в целом. Наряду с этим необходимы службы посредничества по применению мер, гарантирующих понимание несовершеннолетними юридических процедур, их касающихся, и возможность выразить свою точку зрения и многое другое.
Ювенальные суды функционируют более трех лет, и нами наработана определенная судебная практика. Но еще имеются тревожные моменты, которые необходимо озвучить и обсудить на всех уровнях.
Дела по заявлениям об усыновлении (удочерении) ребенка относятся к категории особого производства в силу
В соответствии со
Ст. 25 Закона гласит, что в целях создания условий для развития и воспитания в семье ребенок, оставшийся без попечения родителей, может быть передан на усыновление (удочерение) в порядке, установленном законодательством РК.
В соответствии с
На практике бывает, что женщины, родившие ребенка вне брака, не желающие оставлять его у себя или в медицинской организации, выписавшись, в этот же день идут к нотариусу и нотариально заверяют свой отказ от ребенка, родительских прав, дают согласие на его усыновление конкретным лицам и передают ребенка им. Получается, новорожденный ребенок матери не нужен, а посторонние лица могут делать с ним что угодно, и это фактически никем не контролируется. Мы просто надеемся на их добропорядочность и гражданскую сознательность. А ведь эти лица не состоят на учете в качестве кандидатов в усыновители, их состояние здоровья, место жительства и работы, отсутствие судимостей, характеристики никем не проверялись, они могут иметь запреты, предусмотренные
На наш взгляд, в этом случае не исключена угроза жизни новорожденного ребенка, мы не можем быть уверены, что все эти лица доходят до суда, более того, нарушаются права законопослушных граждан, состоящих на учете и ожидающих своей очереди на усыновление, их по нашей области 165 человек.
В соответствии же с
При этом обращаем внимание на неисполнение норм
Такие лица обычно всегда свободно обращаются к детским врачам - педиатрам по месту нахождения ребенка. Мы установили, что педиатры, наблюдавшие таких новорожденных, заведомо зная об оставлении их без попечения законного представителя, то есть биологического родителя, не сообщали о данном факте органам опеки и попечительства соответствующей административно-территориальной единицы. И что действительно происходит с таким ребенком до обращения по вопросу усыновления - неизвестно. На практике медицинские организации сообщают лишь о новорожденных, оставленных без попечения родителей в роддомах, так называемых отказниках, и этим ограничиваются. Тогда как ст. 117 Кодекса предусматривает, что выявление детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется всеми физическими и юридическими лицами, которым стало известно об отсутствии родительского попечения. Лица, которым стало известно о подобном случае, должны незамедлительно информировать органы опеки и попечительства. Именно местный исполнительный орган при установлении такого факта в трехдневный срок со дня получения сведений обязан провести обследование жизни ребенка и обеспечить защиту прав и интересов до решения вопроса о его устройстве.
На наш взгляд, никто не проверяет преимущественное право одного кандидата в усыновители перед другим, такое впечатление, что все происходит самотеком, кто-то годами ждет своей очереди, а другие за считанные месяцы получают согласие на усыновление ребенка. К сожалению, суд не имеет возможности проверить это. Мы оцениваем те документы, которые предоставляют заявители, орган опеки и попечительства конкретному усыновителю.
Требует своего разрешения и вопрос установления происхождения ребенка.
При регистрации рождения ребенка и выдаче свидетельства о рождении в соответствии со
Выявление и учет несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, рассматривается как комплекс профессиональных действий органов, учреждений и иных организаций по установлению факторов, угрожающих благополучию, здоровью и жизни несовершеннолетних и обусловливающих необходимость вмешательства с целью нормализации ситуации, устранения причин и условий неблагополучия. И эта серьезная и важная работа требует сегодня новых подходов.